Духовная несдержанность, немудрость верующих, с одной стороны и сакральная ненависть ко Христу, с другой, совпали и радостно нашли друг друга
ПОМРАЧЕНИЕ СЕРДЦА
Или
Благими намерениями вымощена дорога… в «К-Ч РПЦ»
…Весь мир – больничная палата
Стенанья, хохот, смрад и вой!
Здесь брат винит больного брата
Что он кривой, что он хромой.
О, горькое плода вкушенье,
О, слепота очей людских,
Своих не видеть нагноений,
Но презирать вокруг больных!
Калек печальное юродство
Немым глухих разубеждать,
Кричать о пользе благородства,
Слепцу слепого направлять,
О, дочь приблудная Адама
Пора б тебе душа прозреть,
И на пути к Святому Храму
Больного страстью пожалеть...
(диакон Сергий Ахматов. г.Ульяновск)
https://yadi.sk/d/s8Ry82h-iE2CP
В нашем городе - беда. Брат пошёл на брата. Сестра на сестру. Кто-то искусно спустил курок «праведного гнева» горожан. Не раньше и не позже. Очень точно. И очень грамотно. Если бы дело касалось чистой политики, то сразу можно было бы сказать – применили технологию «цветной революции». Но здесь хуже и опасней. Здесь борьба не за брюхо и нефтедоллары. Здесь под угрозу поставлены безсмертные души. Которым нет цены!
Короче говоря, на горизонте замаячило расколом.
***
«Надо быть хладнокровным
и всё должно строиться вокруг единства Церкви»
Схимонах Лука (духовник монастырь Филофей на Святой Горе Афон)
Глаза, глаза… Эти ошалелые, горящие страстью глаза. Выдающие несгибаемую упёртость и экзальтированность их хозяина! Где же я их уже видел? На картине про боярыню Морозову? На многочисленных антиглобалистких собраниях, куда часто захаживал сам? Или в Никольском, у «пензенских сидельцев» когда снимал о них фильм «Эшелон в никуда»? А может быть, на Святом Афоне, в районе монастыря Эсфигмен?
Попробуем разобраться. Поскольку я - грешный мирянин и не имею никакого богословского образования, то буду старательно уворачиваться от соприкосновения с высоким Богословием и выражаться, как говорил товарищ Маяковский, «шершавым языком плаката».
***
Акт первый. «Что мы видим на поверхности»
Служил в городе Казани архиерей. Служил долго, 27 лет. Построил сотни православных храмов, поднял из руин несколько монастырей, честно и добросовестно заработал себе два инфаркта миокарда (а, может быть, и больше). Именно при нём Матерь Божия вырвала из инославного пленения и вернула во град Казань Свой знаменитый Казанский образ. Да, не подлинник, а чтимый список – но ведь и его нам десятилетиями не отдавали! Случайностей в таких вопросах не бывает. Как не бывает их вообще.
Владыка настолько искусно интегрировался в татарстанский социум, что году в 1998 (не помню точно), когда вот-вот должен был приехать с визитом Патриарх Алексий II и епархии катастрофически не хватало денег навести хотя бы косметический лоск на некоторые храмы, к владыке неожиданно пришли мусульманские лидеры города и принесли в дар очень крупную сумму на экстренный ремонт храмов.
Помню также, как в начале 90-ых, когда в Республике бушевал ТОЦ (Татарский Общественный Центр) и бесноватая Шафика Байрамова орала по телевизору, что всех детей от совместного брака с русскими нужно резать, в Набережных Челнах русские жители читали по утрам на ближних заборах «приветливые» надписи: «Русские, не уезжайте! Нам нужны рабы и проститутки!» (сама Байрамова, впрочем, со своим русским мужем предусмотрительно развелась, а их двоих сыновей предпочла не резать, а отправить в Турцию «учиться мусульманскому делу настоящим образом»).
Поэтому, если в том надвигающемся кошмаре Православная Церковь выжила, даже окрепла, а вместе с ней выжили и православные верующие Республики то, безусловно, в этом есть огромная заслуга казанского архипастыря - молитвенника и тонкого церковного дипломата.
Не держат, кстати, на него обиды и казанские «ревнители благочестия» – антиглобалисты, антиэкуменисты и убеждённые монархисты. «До седла» их никто не рубил, радикально не преследовал и (о, чудо!) к их голосу иногда даже прислушивались. На мой взгляд, это указывает на мудрость архиерея и его управленческую гибкость.
http://kzn.tv/kzntube/dukhovnyjj-put-chetvert-veka-v-istorii-respubliki-s-mitropolitom-anasiem/
Духовное училище - семинария. Это ещё один мощный ход архиерея. Не будем забывать, что до революции в Казани успешно действовала даже Духовная Академия. И уникальность её состояла в том, что в ней (единственной в России) был миссионерский факультет, целью которого была подготовка будущих пастырей-миссионеров для проповеди среди малых народов Империи. Именно эти миссионеры сыграли колоссально важную роль в добровольном и ненасильственном выведении из «сени смертной» многих нехристианских народов Поволжья, Урала и Сибири. Поэтому, восстановление этой Святыни в её зародыше – духовном училище – важнейший стратегический шаг казанского Архипастыря. Именно здесь враг рода человеческого и нанёс ему наиболее болезненный удар! Впрочем, а как иначе? Чего же здесь удивительного? На войне как на войне…
Года полтора назад там, в семинарии, произошло (если произошло!) некое событие, которое получив огласку, привлекло к себе внимание. Приехала высокая церковная комиссия из Москвы. Но авторитетный «разбор полётов» толком ничего не дал. На этом и затихло. И всё то время, до перевода правящего архиерея в Ульяновск, никто эту историю громко не вспоминал. https://youtu.be/aLSbRv33iek
В июле нынешнего года митрополита Анастасия (Меткина), а речь идёт именно о нём, переводят на Симбирскую кафедру. И едва только эта новость достигла пределов Ульяновска, как сразу пришли в движение некие процессы.
Думаю, после чрезвычайно пышного и оглушительно-торжественного визита в Симбирск Патриарха Московского Кирилла, Великого освящения кафедрального собора, последовавшего за тем прихода в город чудотворной Жадовской иконы Божией Матери и неминуемого в этих случаях подъёма авторитета Православной Церкви (напомню – на Родине Ильича и Керенского!), кому-то срочно нужен был повод, что бы этот высокий идеологический рейтинг Церкви максимально «сдуть». И повод не заставил себя долго ждать.
Духовная несдержанность, немудрость верующих, с одной стороны и сакральная ненависть ко Христу, с другой, совпали и радостно нашли друг друга.
***
Акт второй. «Дебош»
«Истинная ревность о вере не может соединяться со злобой.
Где злоба – там нет Христа, там внушение тёмной силы.
Христианская ревность – она с любовью, со скорбью…»
Священноисповедник Афанасий (Сахаров, +1962г.)
Я не знаю, кто возбудился первым – двое «продвинутых» священников или группа мирян, но на акцию «в защиту чистоты канонов» они вышли уже вместе. Мирный Крестный Ход и молебен в центре города в честь Царственных Страстотерпцев плавно превратился в дебош и впервые за всю историю Симбирской епархии (не считая периода обновленчества) произошла резкая поляризация верующих. Не хочу употреблять слово раскол, но в воздухе он реально повис. Выяснилось, что инициативная группа уже написала письмо к ещё не уехавшему из Ульяновска митрополиту Феофану с просьбой как-то повлиять на митрополита Анастасия, чтобы тот, в соответствии с 90 правилом Карфагенского Собора или очистил своё честное имя от грязных подозрений, или ушёл на покой, или публично выявил негодяев. Иначе, по словам выступавших, «…шлейф грязи, тянущийся за ним, автоматически накроет всех православных Симбирской митрополии». Далее прозвучали до боли знакомые мне как журналисту речёвки, что «…если владыка ничего этого не сделает, то совершаемые им Таинства не будут иметь никакой духовной силы»… На том и разошлись. Странно, но уж подозрительно много оказалось там корреспондентов светских СМИ. В прошлые годы такого не было. Наверное, воцерковились… Через считанные часы смачные видеоотчёты о дебоше уже висели в ютубе.
А вечером 20 июля, перед праздничной службой, наступила кульминация – все елейные «просьбы к священноначалию» были резко отброшены и «смиренные послушники» нового владыки уже орали во всё горло - «А-нак-си-ос!!!» (Недостоин). Орали жёстко и удивительно слаженно… Где-то репетировали? https://youtu.be/esHG0j36Ihc
Новый владыка, закрыв голову образом Казанской Богородицы, поспешно прошёл в храм и удалился в алтарь. Торжественная встреча архиерея была, мягко говоря, скомкана.
Далее видеозапись показала картинку героического штурма дверей собора «верными чадами РПЦ» – худенького мальчишку-казачонка едва не побили, причём осторожно шедший сзади толпы отец Георгий тянул к нему свои могучие ручищи. Картинка занятная… https://youtu.be/LoizJUUq2Ao
Дебош продолжился и в соборе. Бросилось в глаза присутствие среди «ревнителей» большого числа случайных людей, причём очень агрессивно настроенных. Город наш небольшой, все друг друга знаем, но этих «захожан» я видел в храме впервые. Один пытался подраться со священником, другой, ворвавшись в храм, не посчитал нужным снять с головы кепку, третий - привычно задрав руку, снимал происходящее на смартфон. Ну, а все вместе - продолжая кричать «Анаксиос!». https://youtu.be/jFx_ayYd2cI
Порадовала сдержанность клира: началось каждение храма, «продвинутая публика» как-то сникла и удалилась вон. Организованно, на Газелях приехала – организованно, на Газелях и уехала. https://youtu.be/v2APl4FkSQg
А служба пошла своим чередом… https://youtu.be/VFOv2IuUo6s https://youtu.be/1_tplyxl-pU
***
Акт третий. «А судьи кто?!»
Я не знаю, какое я для РПЦ чадо – верное или не очень (потому как грешен), но я тоже хочу высказаться. Из видеосюжета услышал весьма лестные оценки того документа, который был передан владыке - «Обращение к митрополиту Феофану»: оно «…смиренное, очень грамотное, написано с любовью и с почтением». Решил ознакомиться. И у меня сразу возникли вопросы (выделено мною):
1. Поэтому мы, как верные чада Русской Православной Церкви не можем принять митрополита Анастасия как Управляющего Симбирской епархии до тех пор, пока он не поступит согласно 90 правилу Карфагенского собора и не очистит свое доброе имя.
- Здесь заложены взаимоисключающие понятия. Если они считают себя верными чадами РПЦ, то должны реально жить по Уставу РПЦ, а значит – исполнить его, приняв нового главу митрополии без каких-либо условий. Но если они говорят, что «не могут принять владыку Анастасия», значит они не живут по Уставу РПЦ МП, а следовательно, верными чадами не являются. По-моему, логично. Хорошо бы им как-то определиться самим с собой – чада они или нет!
2. Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, донести до владыки Анастасия, как Вашего возможного преемника, нашу позицию, которая основана не на желании внести раскол или разделение в Симбирской Церкви, а, единственно, на твердом убеждении, что каноны Церкви, касающиеся нравственного образа архипастыря, должны соблюдаться неукоснительно.
- Вопросов нет, должны! А каноны Церкви, касающиеся нравственного образа священника и/или мирянина? Должны? По-моему, да. И неукоснительно! А что у нас по этой части? Да много чего… (см.далее)
3. Мы умоляем владыку Анастасия пожалеть "малых сих" (каждый из подписавших данное обращение священников знает десятки таковых)
- Хорошо, запомним это слово – «умоляем». Это когда кто-то кого-то молит. Видимо, смиренно и слёзно, и «с поджатым хвостом». Мне так показалось…
4. Более того, мы вынуждены свидетельствовать, что чувства многих верующих столь напряжены и оскорблены ходящими слухами, что они готовы пойти на конфронтацию с новым митрополитом, если он, несмотря на нашу просьбу, попытается силой взять под управление кафедру.
- Что такое?! Так всё-таки – они слёзно молят или «готовы пойти на конфронтацию»? Одно из двух: или конфронтацией просто пугают - или слёзы были лукавые. Тогда к чему все эти слюнявые формулировки про мольбу? Сказали бы честно: приедешь – устроим дебош!
***
«К несчастью, в наше время Мать-Церковь смущают многие:
одни – образованные – ухватились за догмат умом,
но не духом святых отцов.
Другие – неграмотные – тоже ухватились за догмат, но зубами.
Поэтому-то они ими и скрежещут,
обсуждая какие-то церковные проблемы.
И, таким образом, Церкви наносится вред бОльший,
чем от врагов нашего Православия».
Св.прп. Паисий Афонский (Эзнепидис,+1994г.)
Так кто же они – «осиротевшие чада» митрополита Феофана? Давайте их рассмотрим.
Фигура первая: протоиерей Иоанн Косых. Как написано в соцсетях – священник в третьем поколении. Прекрасно помню его отца – схиархимандрита Алексия. Однажды даже у него исповедывался. Батюшка был очень строгой духовной жизни. Известно мне и то, что в Моршанске, Тамбовской области, где они жили, советские власти, за сугубо религиозное воспитание мальчиков в семье, настроились лишить родителей родительских прав. Так семья Косых и оказалась в Ульяновске. Старший брат его, митрофорный протоиерей Николай Косых – благочинный. И именно он в условиях междувластия стал в епархии «удерживающим», а значит - основным оппонентом родного брата. На видео чётко прозвучала его вполне трагичная фраза: «Отец Иоанн, не разлагайте Церковь!» Трагичная потому, что свидетельствует - насколько глубоко зашёл процесс «борьбы за чистоту Православия», если уже брат пошёл на брата!
Избранное:
«Мы его ни в чём не обвиняем!»
«Каноны – это то, на чём зиждется наша вера»
- Все эти годы я искренне считал, что вера наша зиждется не на канонах, а на Священном Писании и Священном Предании Церкви, на догматах Христианства, которые на I-II Вселенском соборе сведены воедино в Никео-Цареградский Символ веры. Говоря светским языком, догматы – это Конституция, а каноны – федеральные законы. Законное назначение владыки Анастасия разве нарушило какой-то догмат?
«Кто нарушает каноны, тот отпадает от Церкви. И те Таинства, которые совершает священник или епископ, нарушившие каноны – недействительны!»
- Мне даже неловко указывать на эту глупость человеку, который когда-то являлся для меня авторитетом. Ребячество и горячность. Ниже по тексту я довольно подробно показал, что все (примерно) 20 лет священства отца Иоанна – цепочка сплошных вопиющих нарушений святых канонов со стороны самого отца Иоанна. А значит, все Таинства, им за эти годы совершённые, согласно его же логике – недействительны!
«В своё время народ отрёкся от Царя, от Крестоцелования и в результате – миллионы жертв! И сейчас нам предлагают, мол, вы согласитесь митрополита принять…..»
- Да, миллионы жертв русский народ принёс, главным образом, за предательство Царя и его Святого Семейства, согласен. Но данный пример некорректен. В ситуации с Царём русский народ обязан был защитить Царя и Самодержавие, в соответствии с законом. Но не сделал это, нарушив закон.
А у нас сейчас ситуация другая – нашего согласия или несогласия никто и не спрашивает, поскольку в действующем Уставе РПЦ МП эта норма (согласие мирян и клириков на назначение нового архиерея) не предусмотрена. Да, наверное, это плохо. Да, возможно, где-то попирается Соборность. Да, и мне это тоже не очень нравится, но это – законный Устав РПЦ. Кто с ним не согласен, волен искать где-то на стороне Кристально-Чистую Русскую Православную Церковь (К-Ч РПЦ). Подобных «церквей» сейчас – большой выбор.
Фигура вторая: иерей Георгий Рощупкин. Человек для меня новый. Два мирских высших образования, военный политработник. Говорят, рукоположен во священника месяц-полтора назад. В соцсетях его жена – матушка Ольга поведала, что в прошлом он предприниматель. Однако, бизнес, как видно из её слов, живёт до сих пор. О существовании же Шестого правила Святых апостолов (о недопущении для батюшки мирских попечений) рассказать им, наверное, ещё не успели…
Избранное (орфография не тронута):
«Соборность – есть исполнение канонов Церкви!»
- Мысль интересная! А батюшка сам понял, что сказал?! Сразу всплыла в памяти надпись над моим родным механическим заводом, провисевшая там всё советское время: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!» (В.И.Ленин). При всей моей тогдашней лояльности к Советской власти, меня всегда мучил вопрос – а почему «оно верно»? И напрашивался ответ - а потому что всесильно! А почему всесильно? Да потому что верно! И так далее... Так что, по «глубине» мысли эти две фразы очень схожи. «Церковная соборность» - форма организации и единения православных верующих, а «каноны» - дисциплинарное законодательство, основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).
«И никому не позволено неисполнять, а попирать, тем более попирать эти каноны»
- Согласен, никому (см.ниже)…
«У нас сейчас – момент Истины! Либо мы со Христом, либо – без Христа! Момент Истины наступил сейчас»
- Смешно… И грустно… Ребячество…
***
Когда я услышал на видео слова отца Иоанна, что они «…не могут по своему желанию… какой канон выполнять, а какой не выполнять… или изменять», то от умиления у меня едва не навернулись слёзы. Однако…
В моём фотоархиве бывшего главного редактора «Православного Симбирска» сохранился ряд фотографий отца Иоанна, где он совершает Таинства Церкви без фелони, например - крестит. По нынешним временам – мелочь, но ведь не положено… Значит, отец Иоанн – нарушитель Церковных установлений.
Далее. Крещение обливанием (окроплением), а не полным погружением. На Владимирском Соборе Русской Церкви (1274 г.) было запрещено крестить обливанием. Католическая выдумка, проникшая к нам через юго-запад Руси, была юридически запрещена. Но опять-таки, в моём архиве есть фото, где отец Иоанн крестит ребёнка обливанием. Следовательно, он – нарушитель решений Церкви, филокатолик.
Далее. О «пламенном священнике» отце Георгии. Но если он - пламенный, то почему он - стриженный? Да потому, что этот батюшка – нарушитель канонов Православной Церкви. А это нехорошо. Ведь брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирилла Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174).
Далее. Когда «цвет симбирского священства», то есть отец Иоанн и отец Георгий, вместе со своими матушками, совершают очередной поход в «Ашан» или просто прогуливаются по Венцу, то я сомневаюсь, что одеты они в подрясник, скуфеечку и с наперстным крестом на груди. Сомневаюсь очень сильно. Скорее всего одеты они в обычную мирскую «гражданку». В лучшем случае – в стилизованную под священническую, но всё-же мирскую одежду. А значит, оба они – нарушители важнейшего канона Православной Церкви. Читаем: «Правила Шестого Вселенского Собора – Константинопольского»27. Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения.
Как говорят в таких случаях мои младшие дети: «Это большо-о-ой гех!»
Далее. Вот два мощных правила, за нарушение которых, оба наших священника должны неминуемо лишиться сана: «Правила Святых Апостолов» 55. Если кто из клира досадит епископу: да будет извержен. Правителю людей твоих да не говори зла.
А также здесь, аналогично:
«Правила Шестого Вселенского Собора – Константинопольского» 34. …аще некие клирики, или монахи усмотрены будут вступающими в соумышления, или скопища, или строющими ковы епископам, или соклирикам, совсем да низвергаются со своей степени.
Ну, а дальше - больше! Читаем: «Правила Шестого Вселенского Собора – Константинопольского»14. …во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцати пяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется.
Летом 1996г. я видел отца Иоанна служащим Литургию в кафедральном Неопалимовском соборе Ульяновска. Сбивчиво, то и дело поправляясь, он читал проповедь. Ну, понятное дело - молодой священник. Однако, из его данных в соцсети видно, что рождён он примерно в 1968-1970 годах. Отсюда вывод: отец Иоанн – злостный нарушитель канонов Православной Церкви, так как принял сан священника до 30-ти лет!
Далее. «Правила Поместного Карфагенского собора» 18. Детям священников не представляти мирских позорищ, и не зрети оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления.
В доме, где смотрят телевизор и пользуются интернетом, увернуться от ответственности за это правило невозможно.
Далее – для сочувствующих им мирян. Братья и сестры, читаем внимательно. Соответствуем?
«Правила Святых Апостолов»
9. Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.
69. Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.
«Правила Шестого Вселенского Собора – Константинопольского»
11. Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.
62. …никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную;… Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказаннаго, аще суть клирики, повелеваем извергать из священнаго чина, аще же миряне, отлучать от общения церковнаго.
70. Не позволительно женам, во время Божественныя литургии, глаголати, но, по слову Апостола Павла, да молчат. …
80. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения.
96. …Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею… Аще же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен.
100. …изображения на досках, или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум, и производящие воспламенений нечистых удовольствий, не позволяем отныне, каким бы то ни было способом писать. Аще же кто сие творить дерзнет: да будет отлучен.
Может быть, хватит? Неужели после всего прочитанного непонятна простая мысль – любой из нас при малейшем желании правящего архиерея может быть в любой момент (и абсолютно законно!) подвергнут церковному прещению: кто извегнут из сана, а кто отлучён от общения церковного?! Потому как все мы – грешные! И я в том числе. Ведь Церковь, по слову св. прп.Исаака Сирина «…не есть собрание праведников, а толпа грешников кающихся». А нажимаю я на эти «больные мозоли» не потому, что являюсь прямолинейным максималистом, а лишь для того, чтобы донести следующую мысль - после всего, что мы о себе узнали из приведённых церковных правил, имеем ли мы моральное право кого-либо поучать (например, как соблюдать каноны Святой Православной Церкви)?! Тем более - абсолютно законного митрополита РПЦ МП?
***
Думаю, наступил момент хотя бы кратко сказать об Афоне.
Летом 2007г. мне посчастливилось тридцать дней паломничать по Святой Горе в одиночку. За это время состоялись интереснейшие беседы с крупнейшими духовными авторитетами Горы – старцами, которые ответили мне на множество вопросов. Среди них – папа Янис, старец Гавриил Кутлумушский, отец Лука Филофейский, отец Ефрем из Андреевского скита, старец Иосиф Ватопедский, русский отец Иона, а также болгарские, сербские и румынские старцы. Снимал их на видео по одиночке, в разных местах и в разные дни, но… говорили они все примерно одно и тоже:«Мы становимся клириками не для разъединения Церкви!» (Отец Ефрем - дикей Андреевского скита). И ещё, будто в один голос, они говорили мне: «Скажи русским – раскол создаётся за один день. Но врачуется он столетиями! Иди и скажи им это». А один из них присовокупил: «Грех раскола не смывается даже мученической кровью самого раскольника, если не покается».
Открыл я для себя и то, что сама церковная жизнь на Афоне строится по принципу Икономии. Что это такое (кто не знает)… Как мирянин не собираюсь здесь богословствовать и отнимать хлеб у священников, а скажу предельно упрощённо:
Акривия – это язык ультиматума, приказа, язык категоричный и безкомпромиссный. Чёрное – белое, герой – негодяй. Я приказал – ты исполнил! Вплоть до мордобоя. Типичный пример – жёсткая тональность комсомольских и партийных собраний в советское время.
Икономия – это язык братской Любви, язык долготерпения, снисхождения к чужим грехам, деятельное исполнение слов Христа – «носите бремена друг друга», язык милосердия к немощам брата своего, боязнь раскола и забота о сохранении единства Матери-Церкви, горькое осознание своей собственной греховности (ещё большей, чем у падшего брата). Типичное проявление духа Икономии – при известии о грехопадении брата, первое движение души – не осудить, а найти оправдание этого падения. Но при этом Икономия – это не «религиозный пофигизм» - до безконечности взирать на деградацию брата спокойно никто не будет – граница есть!
Казалось бы, Акривия и Икономия – два реальных (и равноценных!) варианта поведения верующих. Но весь фокус в том, что практически жить по Акривии имеет моральное право только тот, кто прежде сам исполняет абсолютно все каноны. А таких людей в природе, увы, пока не зафиксировано. Единственно, для кого это доступно – для Богочеловека Иисуса Христа. Следовательно, «двухвариантность поведения» – это фантом, мираж, бесовское искушение. Нет на самом деле никакой двухвариантности, а есть только один реальный путь – путь щадящей Икономии, путь «меньшего из зол». Да, каноны при этом зачастую страдают, но зато сохраняется безценное Сокровище – Единство Церкви во Христе Иисусе. Своё долготерпение, например, к действиям константинопольского Патриарха Варфоломея мои афонские собеседники объясняли тем, что они берут пример с самого Христа: «Как Он долготерпелив ко грешникам, так и мы должны быть к ним долготерпеливы. При этом Спаситель не отменял этим грешникам угрозу наказания, а лишь отодвигал её». Гнев – плохой советчик и «…правды Божией не творит»! Как бы нам, в запале страстей, вместе с грязной водой не выплеснуть и ребёнка!
А такое уже было, и не раз: вы никогда не задумывались – почему Русская Православная Церковь (старостильная!) считает раскольниками и не поддерживает евхаристического общения со старостильниками Греции, Румынии и Болгарии? Со своими, как кажется, братьями по ревности? А потому, что в трудный момент, в момент борьбы внутри своих природных Церквей за чистоту канонов они сбежали от продолжения борьбы. Вместо того, чтобы остаться внутри их и изнутри, как чада, продолжать максимально (и строго в рамках Устава) воздействовать на либеральную часть своей Поместной Церкви они, с гордо поднятой головой, хлопнули дверью и ушли, «белые и пушистые». Тем самым, они разорвали Единство своей Матери – Церкви. К тому же большинство верующих, не всегда глубоко вникающих в сущность конфликта, осталось в основной, но уже новостильной Церкви. Поэтому, для старостильной РПЦ МП законными Поместными Церквами являются новостильные Элладская, Румынская и Болгарская Церкви, а не их «благочестивые» старостильные клоны. Это – тонкий урок всем нашим кандидатам в члены Кристально-Чистой РПЦ, поскольку сам факт поиска таковой – прекраснодушная и глупая утопия. Старцы именуют это «ревностью не по разуму».
«Устав Русской Православной Церкви»
Глава XXIII. Об изменениях настоящего Устава
1. Настоящий Устав имеет силу для всей Русской Православной Церкви…
3. Право внесения поправок к настоящему Уставу имеет Архиерейский Собор.
Да, раньше много чего было. Открытая исповедь, например. Это когда грешник выходил на амвон и громко, на весь храм говорил народу все свои грехи, а священник стоял рядом и потом только читал священную формулу. Вернём?! Или как?!... Ну что же вы стыдливо потупили взоры, братья и сестры – бунтари!? Неужели слабО?
История Церкви знает, впрочем, случай, когда жители Милана выбрали себе митрополита напрямую из благочестивых мирян. И он справился и даже стал святым – это святитель Амвросий Медиоланский. Но тогда, в 374 году, порядки церковные это позволяли и это было законным, а сейчас НЕ позволяют и сейчас это, соответственно, незаконно. Поэтому, если кого-то очень занимает вопрос о дискриминации мирян и рядовых священников при назначении архиерея, то на сегодня легальный путь здесь только один – есть законный (и, возможно, очень несовершенный!) Устав РПЦ МП и нужно сделать так, чтобы в него была внесена соответствующая поправка. Сделать это могут только архиереи на Архиерейском Соборе. Значит, для достижения этой цели нужно мирно и спокойно взаимодействовать со своими архипастырями, чтобы они сами инициировали этот (неудобный для них) вопрос на ближайшем Соборе. Но другой путь – это бунт и дебош, свидетелями (и, увы! участниками) которых мы и стали на «Родине Великого Ильича».
Всё старо как мир. И в том, что случилось у нас в городе нет ничего принципиально нового. Те же «торчащие рога, только вид сбоку»…
1. При прочтении Евангелия кого–нибудь царапнула фраза, что после Анны, Христа отвели во двор Каиафы, «который на тот год был Первосвященником»? Как это – «на тот год»? Ведь по закону Моисееву, Первосвященником избирали пожизненно. Дело в том, что уже в те времена наблюдались кардинальные отклонения от Пятикнижия: члены Синедриона ввели у себя ротацию – избирали Первосвященника лишь на один год. Нарушение гигантское. Но до нас не дошло никаких сведений, что иудеи этим возмутились и перестали ходить в Иерусалимский Храм. Они всё видели, всё понимали, и они не струсили, а проявили ту самую Икономию - мудрость и долготерпение. А теперь представим те космические последствия для мира, если бы они своим «благочестивым бунтом» пресекли деятельность ветхозаветного Дома Божиего?
2. Православные греки около 450-500 лет находились под османским, мусульманским, владычеством. И всё это время патриархи Константинопольские, в нарушение канонов, назначались (за деньги!!!) турецким султаном. Вопиющее попрание святых канонов Церкви! Но так было. Кстати, некоторые те Патриархи, сейчас прославлены в лике святых, несмотря на такое падение. Но кто-нибудь сейчас, глядя на современную Вселенскую Поместную Церковь, осмелится сказать, что она безблагодатна? Кстати, частью Вселенской Церкви была и остаётся Святая Гора Афон. А теперь представим, что рядовые греки возмутились бы и своим «Анаксиос!!!» очередному Патриарху-нарушителю, разрушили бы тогда древнюю Константинопольскую Кафедру?! Но греки стерпели, смирились, простили и… своею мудростью спасли не только свою Матерь-Церковь, но и будущие Православные Церкви: Элладскую, Кипрскую, Албанскую, Сербскую, Румынскую и Болгарскую, которые уже позже вышли из недр Константинопольской Церкви.
3. Думаю, что и верующие Казанской митрополии полтора года соблюдали покой не потому что трусливы или равнодушны, а потому, что были и есть мудры, и дорожат Единством Церкви.
И если спуститься с новозаветных высот Закона Благодати и опуститься ниже - мимо Закона Моисеева на самое нравственное дно, к языческому Закону естества, то даже в Римском праве мы увидим такую норму как «презумпция невиновности».
Помню, лет 10-15 назад, тот же отец Иоанн с уважением показывал нам на Старом кладбище могилку приснопамятного архиепископа Ульяновского Иоанна (Братолюбова, +1959). Тот пользовался огромным почитанием у верующих и когда читал проповеди, то опускал глаза, так как не хотел видеть восторженных глаз своих почитателей. И одним из сильнейших приёмов развития у себя покаянного чувства избрал юродство Христа ради: на некоторых Литургиях он служил в женских колготках и в женских туфельках на тонких каблучках. И это видели все…
***
Итак, вот он – правильный (на мой взгляд) алгоритм поведения.
Читаем Первоисточник:
«Евангелие от Матфея. Глава 18»
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
Читаем ещё, на ступенечку ниже по авторитету:
«Правила Второго Вселенского Собора – Константинопольского»
6. …Если же некоторые… скажут, яко имеют нечто донести на епископа по делам церковным: таковым святый Собор повелевает, во-первых представить свои обвинения всем епископам области, и пред ними подтверждать доводами свои доносы на епископа подвергшагося ответу. Если же епископы соединенных епархий, паче чаяния, не в силах будут восстановить порядок, по возводимым на епископа обвинениям: тогда обвинители да приступят к большему Собору епископов великия области, по сей причине созываемых; но не прежде могут они настоять на своем обвинении, как письменно поставив себя под страхом одинакового наказания с обвиняемым, если бы, по производству дела, оказались клевещущими на обвиняемаго епископа.
Просуммируем прочитанное. «Пошаговая инструкция» могла бы быть такой:
Шаг 1. В соответствии с действующим Уставом РПЦ МП «цвет нашего священства» должен был безусловно, кротко и с любовью принять вновь назначенного митрополита Анастасия как законного главу Симбирской митрополии.
Шаг 2. Ничего больше не предпринимать: спокойно служить самим, сослужить владыке и лишь при появлении каких-либо смущающих фактов (именно в Ульяновске! и именно вновь открывшихся! и именно фактов!) совершать дальнейшие шаги.
Шаг 3. Отец Иоанн, как «главный ревнитель», мог бы тихо и без пафоса попроситься на приём к владыке и один на один, смиренно с ним поговорить. Изложить свои тревоги и вежливо попросить что-то исправить.
Шаг 4. В случае отказа внять его просьбе: отец Иоанн приглашает отца Георгия и они уже вдвоём наносят визит архиерею. Тон беседы – смиренный, а не ультимативный.
Шаг 5. В случае повторного отказа: отец Иоанн и отец Георгий просят собраться вместе других архиереев Симбирской митрополии - епископа Филарета (глава Барышской епархии) и епископа Диодора (глава Мелекесской епархии), излагают свои тревоги и пересказывают им историю своих визитов к митрополиту. Епископы инициируют местный Церковный суд и пытаются разрешить данный вопрос на этом уровне.
Шаг 6. Если владыки отказались или у них ничего не получилось: отцы Иоанн и Геор