Особенности проведения выездных налоговых проверок
В пункте 16 ст. 89 части первой НК РФ предусмотрено, что особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" части второй НК РФ. Данная норма содержалась в ч. 5 ст. 87 и ч. 8 ст. 89 НК РФ в действовавшей редакции (т.е. до внесения изменений Законом 2006 г. N 137-ФЗ).
Такие особенности определены ст. 346.42 НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ*(49)), согласно п. 1 которой выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения о разделе продукции с учетом положений ст. 87 части первой НК РФ начиная с года вступления соглашения в силу. Соответственно в п. 2 указанной статьи установлено, что для целей налогового контроля инвестор по соглашению о разделе продукции или оператор такого соглашения обязан хранить первичные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в течение всего срока действия соглашения (в изъятие общей обязанности, установленной в подп. 8 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов).
Ссылка в п. 1 ст. 346.42 НК РФ на ст. 87 НК РФ, разумеется, является ошибочной. Это результат того, что Закон 2006 г. N 137-ФЗ, изложивший в новой редакции ст. 87 и 89 НК РФ полностью в новой редакции, не внес изменение в указанную норму гл. 26.4 НК РФ. В пункте 1 ст. 346.42 НК РФ подразумевается, что на выездные налоговые проверки при выполнении соглашений о разделе продукции не распространяется установленное в п. 4 ст. 89 НК РФ ограничение по периоду, который может охватить проверка, а также то, что при ее проведении должны учитываться предусмотренные в п. 5, 10 и 11 указанной статьи правила назначения и проведения повторных выездных налоговых проверок.
Выездная налоговая проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора такого соглашения в связи с деятельностью по соглашению о разделе продукции не может продолжаться более шести месяцев (п. 3 ст. 346.42 НК РФ). При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проверки каждого из них. Данные положения с очевидностью не учитывают новых правил ст. 89 НК РФ о сроках проведения выездной налоговой проверки (см. выше), в связи с чем представляется, что федеральный законодатель попросту "забыл" о них, внося изменения в ст. 89 НК РФ. Как бы то ни было, но нормы ст. 346.42 НК РФ в силу прямой отсылки к ним в п. 16 ст. 89 НК РФ являются действующими, и именно они подлежат применению при проведении выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции.
В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 84-ФЗ*(50) ст. 89 НК РФ дополнена новым п. 16.1, согласно которому особенности проведения выездных налоговых проверок резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, определяются ст. 288.1 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" и 385.1 гл. 30 "Налог на имущество организаций" части второй НК РФ (обе статьи введены в Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"*(51)).
Этим же Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 84-ФЗ ст. 288.1 "Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области" дополнена новым п. 10, а ст. 385.1 "Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области" - новым п. 7.
Согласно указанным новым нормам при проведении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, а также части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта, ограничения, установленные абз. 2 п. 4 и п. 5 ст. 89 НК РФ, действуют при условии, если решение о назначении такой проверки вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты резидентом указанной суммы налога.
Представляется уместным напомнить, что в абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ определен максимальный период, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой, а в п. 5 ст. 89 НК РФ установлены запреты проведения повторных выездных налоговых проверок и в отношении одного налогоплательщика - более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (см. выше).
Информационный ресурс налоговых органов
"Выездные налоговые проверки"
Уже говорилось, что приказом МНС России от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/627@ в целях повышения эффективности налогового контроля и автоматизации формирования статистической налоговой отчетности утверждены Единые требования к формированию информационного ресурса "Камеральные налоговые проверки". Этим же приказом утверждены Единые требования к формированию информационного ресурса "Выездные налоговые проверки", что представляется небезынтересным для сбора доказательств при рассмотрении дел в судах.
Информационный ресурс "Выездные налоговые проверки" (в ред. приказа ФНС России от 8 ноября 2006 г. N САЭ-3-06/774@) состоит из следующих разделов:
I. Реквизиты для формирования Плана проведения выездных налоговых проверок.
II. Реквизиты для формирования Решения (постановления) о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
III. Реквизиты для формирования Решения (постановления) о внесении дополнений (изменений) в решение (постановление) о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
IV. Реквизиты для формирования Решения о приостановлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
V. Реквизиты для формирования Требования о представлении документов налогоплательщиком.
VI. Реквизиты для формирования Постановления о производстве выемки документов и предметов.
VII. Реквизиты для формирования Протокола выемки документов и предметов.
VIII. Реквизиты для формирования Описи документов и предметов.
IX. Реквизиты для формирования Протокола осмотра (обследования).
X. Реквизиты для формирования Договора о предоставлении экспертных услуг, о предоставлении услуг специалистами, переводчиками.
XI. Реквизиты для формирования Постановления о назначении экспертизы, дополнительной (повторной) экспертизы.
XII. Реквизиты для формирования Протокола ознакомления налогоплательщика с постановлением о назначении экспертизы.
XIII. Реквизиты для формирования Повестки о вызове свидетеля.
XIV. Реквизиты для формирования Протокола допроса свидетеля.
XV. Реквизиты для формирования Постановления о привлечении специалиста (переводчика) для участия в проведении выездной налоговой проверки.
XVI. Реквизиты для формирования Протокола предупреждения переводчика об ответственности.
XVII. Реквизиты для формирования запроса о проведении встречной проверки в другой налоговый орган.
XVIII. Реквизиты для формирования иных запросов, направленных при проведении мероприятий налогового контроля.
XIX. Реквизиты для формирования Справки о проведенной встречной проверке.
XX. Реквизиты для формирования Акта инвентаризации.
XXI. Реквизиты для формирования Акта о нарушении законодательства о налогах и сборах.
XXII. Реквизиты для формирования Справки о проведенной выездной (повторной выездной) налоговой проверке.
XXIII. Реквизиты для формирования Показателей проведения и результатов выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
XXIV. Реквизиты для формирования Акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
XXV. Реквизиты для формирования Решения о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
XXVI. Реквизиты для формирования Решения об отказе в привлечении налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
XXVII. Реквизиты для формирования Решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
XXVIII. Реквизиты для формирования Решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
XXIX. Реквизиты для формирования Решения об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
XXX. Реквизиты для формирования Уточненных показателей результатов выездной налоговой проверки на основании документов вышестоящих налоговых органов и (или) судов.
XXXI. Реквизиты для формирования отдельных показателей статистической налоговой отчетности.
XXXII-XXXXIII. Реквизиты для формирования журналов регистрации документов, формируемых при проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
XXXXIV. Реквизиты, используемые для формирования сведений об административных правонарушениях.
Данные из информационного ресурса "Выездные налоговые проверки" используются для отражения в базе данных "Расчеты с бюджетом" (карточке "РСБ") в порядке, предусмотренном Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утв. приказом ФНС России от 16 марта 2007 г. N ММ-3-10/138@.