Статья 78. Результаты проверки
1. По результатам проверки должностным лицом налогового органа составляются акт или справка проверки по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. По фактам выявленных нарушений должностным лицом налогового органа в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Результаты выездной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства, оформляются справкой проверки.
Результаты камеральной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства, документально не оформляются. Акт камеральной проверки не составляется в целях взыскания с плательщика (иного обязанного лица) налогов, сборов (пошлин), начисления и взыскания с плательщика (иного обязанного лица) пеней, а также приостановления операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) при установлении факта неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней либо непредставления плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые органы документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов и сведений для проведения проверки. Настоящее положение не применяется в случае выявления в ходе камеральной проверки нарушения законодательства, содержащего признаки преступления или административного правонарушения.
2. В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица).
При проведении проверки уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.
3. В акте или справке проверки не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте или справке проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт или справку проверки, в такой акт или справку вносятся изменения и (или) дополнения. Указанные изменения и (или) дополнения подписываются, вручаются (направляются) проверяемому субъекту или его представителю, возражения по ним представляются в порядке, установленном пунктами 4–7 настоящей статьи для подписания, вручения (направления) акта или справки проверки, представления возражений по ним.
4. Акт или справка проверки подписываются должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, а также:
руководителем плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии – иным представителем плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации) либо плательщиком – физическим лицом, при его отсутствии – представителем плательщика – физического лица;
лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации).
При необходимости акт или справка проверки подписываются иными участниками проверки.
5. Акт или справка проверки вручаются под роспись (направляются заказным письмом с уведомлением о вручении) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю.
В случае отказа лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи, от подписания акта или справки проверки в них делается соответствующая отметка и акт или справка проверки направляются плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются ему или его представителю под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта или справки проверки, имеет право письменно изложить мотивы отказа от их подписания.
При неявке лиц, указанных в части первой пункта 4 настоящей статьи, в налоговый орган для подписания и получения акта или справки проверки, либо отказе их от получения акта или справки проверки под роспись, либо при невозможности установить место жительства (пребывания) указанных лиц акт или справка проверки, подписанные должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, подлежат направлению заказным письмом с уведомлением о вручении по последнему известному налоговому органу месту нахождения (месту жительства) плательщика (иного обязанного лица) или его представителя. В этом случае проверяемый плательщик (иное обязанное лицо) считается надлежащим образом ознакомленным с результатами проверки, а акт или справка проверки – полученными по истечении трех дней со дня направления.
6. Лица, указанные в пункте 4 настоящей статьи, вправе подписать акт или справку проверки с указанием на наличие возражений по акту или справке и не позднее пятнадцати рабочих дней со дня подписания акта или справки проверки представить в письменном виде возражения по их содержанию в налоговый орган, проводящий проверку. По истечении установленного срока возражения к рассмотрению не принимаются.
7. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проводившим проверку должностным лицом налогового органа, и по ним в течение пятнадцати рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее десяти рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении плательщика (иного обязанного лица). Такая проверка проводится тем налоговым органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись не позднее десяти рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
8. На основании акта проверки, за исключением акта проверки, в котором фиксируется только факт совершенного административного правонарушения и не производятся доначисление налогов, сборов (пошлин) и (или) начисление пеней, в течение тридцати рабочих дней со дня его вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю, а в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю заключения по этим возражениям руководителем (его заместителем) налогового органа в пределах его компетенции выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению Министра по налогам и сборам Республики Беларусь указанный срок может быть продлен не более чем на пятнадцать рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.
9. Решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, вручаются под роспись (направляются заказным письмом с уведомлением о вручении) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю.
При неявке плательщика (иного обязанного лица) или его представителя в налоговый орган для получения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе ее проведения, либо отказе от получения указанных документов под роспись, либо отсутствии плательщика (иного обязанного лица) по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации) и (или) последнему известному налоговому органу, в решении по акту проверки и (или) требовании (предписании) делается соответствующая запись и они направляются заказным письмом с уведомлением о вручении по последнему известному налоговому органу месту нахождения (месту жительства) плательщика (иного обязанного лица) или его представителя. В этом случае решение по акту проверки и (или) требование (предписание) считаются полученными плательщиком (иным обязанным лицом) по истечении трех дней со дня такого направления.
Статья 781. Особенности организации и проведения выездных проверок государственных органов
1. Выездные проверки государственных органов проводятся на основании плана таких проверок, формируемого инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску на календарный год. При этом проверки одного и того же государственного органа проводятся не чаще одного раза в пять лет. Вне указанного плана выездные проверки государственных органов проводятся по поручению Министра по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместителей, руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску и их заместителей (в отношении нижестоящих налоговых органов) при наличии сведений о нарушениях законодательства либо поступлении обращений, требующих безотлагательного проведения проверки.
2. Акт или справка проверки государственного органа подписываются:
должностным лицом налогового органа, проводящим проверку;
руководителем государственного органа, при его отсутствии – иным представителем государственного органа, в отношении которого выдано предписание на проведение проверки;
лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом государственного органа.
3. При проведении проверки главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета, как правило, одновременно подлежит проверке деятельность архивов органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главного управления юстиции (далее в настоящей статье – учреждения). В этом случае предписание на проведение проверки выдается в отношении главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета налоговым органом по месту постановки его на учет или вышестоящим налоговым органом.
Проверка деятельности учреждений проводится на основании:
копии предписания на проведение проверки, выданного в отношении главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета, заверенной выдавшим такое предписание налоговым органом;
приложения к предписанию по форме, устанавливаемой Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Сведения о подлежащей проверке деятельности учреждений подписываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета, и скрепляются печатью этого органа. Сведения о должностных лицах налогового органа, направляемых для проведения проверки деятельности учреждений, подписываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку деятельности учреждения, и скрепляются печатью этого органа.
Акт или справка проверки составляются в отношении каждого учреждения в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.
Результаты проверок учреждений подлежат включению в сводные акт или справку проверки главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.
Статья 782. Мероприятия по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов
1. Мероприятия по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов (далее в настоящей статье – мероприятия) проводятся в отношении плательщика (иного обязанного лица), имеющего неисполненные в установленные сроки налоговые обязательства, неуплаченные пени, по месту его нахождения и (или) по месту нахождения его имущества в порядке, установленном настоящим Кодексом.
2. Мероприятия проводятся в случае:
непредставления по требованию налогового, таможенного органа плательщиком документов (их копий), иной информации, касающейся имущества плательщика;
непредставления плательщиком в установленный срок документов, указанных в подпункте 1.5 пункта 1 статьи 22 настоящего Кодекса;
недостаточности суммы дебиторской задолженности, указанной в документах, представленных плательщиком в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 22 настоящего Кодекса, для взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика;
в иных случаях при наличии не исполненного в установленные сроки налогового обязательства, неуплаченных пеней.
3. Решение о проведении мероприятий принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового, таможенного органа и оформляется уведомлением о проведении мероприятий. Форма уведомления о проведении мероприятий устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
4. Доступ должностных лиц налоговых, таможенных органов на территорию или в помещение плательщика в целях проведения мероприятий осуществляется при предъявлении этими лицами уведомления о проведении мероприятий и служебных удостоверений.
Доступ должностных лиц налоговых, таможенных органов в жилые помещения, иные законные владения индивидуального предпринимателя помимо или против его воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного решения о проведении мероприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и с участием понятых.
5. Мероприятия проводятся в присутствии плательщика или его представителя, как правило, в течение одного рабочего дня.
6. По результатам проведения мероприятий оформляется справка, в которой указывается наличие у плательщика (иного обязанного лица) дебиторской задолженности, и (или) налагается арест на его имущество в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Результаты мероприятий, в ходе которых у плательщика не выявлены имущество и его дебиторы, документально не оформляются.
7. Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налогового, таможенного органа к проведению мероприятий влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами.
Статья 783. Наблюдение хронометражным методом
1. Наблюдение хронометражным методом (далее в настоящей статье – наблюдение) – метод проверки, имеющий целью установление фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение.
2. Наблюдение осуществляется в обслуживающих объектах в ходе проведения проверки плательщика, осуществляющего деятельность в сфере общественного питания, бытового обслуживания населения, оказывающего медицинские услуги.
Для целей настоящей статьи под обслуживающими объектами понимаются торговые объекты общественного питания, иные объекты, в которых оказываются бытовые услуги населению, медицинские услуги или осуществляется прием заказов на оказание этих услуг.
Наблюдение не осуществляется при проведении внеплановой тематической оперативной проверки, а также в отношении плательщиков, со дня государственной регистрации которых не прошло двух лет (за исключением организаций, созданных в порядке реорганизации).
3. Минимальная продолжительность наблюдения в каждом из обслуживающих объектов составляет десять последовательных дней его функционирования. При этом наблюдение должно осуществляться на протяжении всего времени функционирования такого объекта в течение дня.
4. По окончании каждого дня наблюдения установленная фактическая выручка (доход) плательщика за день указывается в хронометражно-наблюдательной карте, форма которой устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
По завершении наблюдения хронометражно-наблюдательная карта подписывается проверяющим (руководителем проверки) и плательщиком или его представителем. Плательщик или его представитель вправе получить копию хронометражно-наблюдательной карты.
К хронометражно-наблюдательной карте могут прилагаться копии документов, полученных в ходе наблюдения.
Хронометражно-наблюдательная карта является неотъемлемой частью акта (справки) проверки. Результаты наблюдения включаются в акт (справку) проверки.
5. По завершении наблюдения на основании данных хронометражно-наблюдательной карты рассчитывается среднедневная выручка (доход) плательщика за период наблюдения (далее – расчетная среднедневная выручка (доход)).
Расчетная среднедневная выручка (доход) сравнивается со среднедневной выручкой (доходом), определенной (определенным) исходя из сведений, указанных плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, налоговой декларации (расчете) по налогу при упрощенной системе налогообложения, налоговой декларации (расчете) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налоговой декларации (расчете) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально), представленных за отчетный период, предшествующий началу проверки.
Если функционирование обслуживающих объектов носит исключительно сезонный характер (летние кафе и тому подобное), расчетная среднедневная выручка (доход) сравнивается со среднедневной выручкой (доходом), определенной (определенным) исходя из сведений, указанных плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, налоговой декларации (расчете) по налогу при упрощенной системе налогообложения, налоговой декларации (расчете) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налоговой декларации (расчете) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально), представленных за аналогичный отчетный период прошлого календарного года.
Для определения в соответствии с частями второй и третьей настоящего пункта среднедневной выручки (дохода) исходя из сведений, указанных плательщиком в соответствующей налоговой декларации (расчете), учитываются дни функционирования обслуживающих объектов, в которых осуществлялось наблюдение, за отчетный период, за который такая декларация (расчет) составлена, устанавливаемые на основании документально подтвержденных данных (табель учета рабочего времени, книга кассира-операциониста и другое).
Сравнение среднедневных выручек (доходов) производится в сопоставимых ценах с применением индекса дефлятора валового внутреннего продукта, устанавливаемого Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь и действующего на дату начала проверки.
6. В случае превышения суммы расчетной среднедневной выручки (дохода) над суммой среднедневной выручки (дохода), определенной в соответствии с частями второй и третьей пункта 5 настоящей статьи исходя из сведений, указанных плательщиком в соответствующей налоговой декларации (расчете), на 30 процентов и более налоговый орган производит корректировку налоговой базы соответственно по налогу на прибыль, налогу при упрощенной системе налогообложения, единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходному налогу с физических лиц и пересчет налогов, сборов (пошлин) за соответствующий отчетный период, среднедневная выручка (доход) которого подлежала сравнению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Корректировка налоговой базы и пересчет налогов, сборов (пошлин), указанные в части первой настоящего пункта, не производятся, если в отчетном периоде, предшествующем началу проверки (в случае, указанном в части третьей пункта 5 настоящей статьи, – в аналогичном отчетном периоде прошлого календарного года), или позднее имели место обстоятельства производственного, организационного или экономического характера (в частности, увеличение числа рабочих мест, изменение технологии, модернизация материально-технической базы), которые могли оказать существенное влияние на размер выручки (дохода) плательщика.