Управление многоквартирными домами

Общие положения. Жилищный фонд, в частности такая его составляющая, как многоквартирные дома, требует немалых средств для содержания и ремонта, которыми необходимо еще и эффективно распорядиться. На протяжении многих лет всю заботу о содержании и управлении многоквартирными жилыми домами брало на себя государство. Каким было это управление и к каким результатам оно привело, хорошо известно. Ни одна их многочисленных реформ системы жилищно-коммунального комплекса не дала ощутимых положительных результатов, так как обычно дело ограничивалось либо очередными вливаниями государственных средств в систему ЖКК без какой-то реальной отдачи, либо повышением тарифов и квартирной платы. Между тем государство еще в начале 90-х гг. поставило цель снять с себя ответственность за содержание и ремонт жилищного фонда и переложить все связанные с этим заботы на плечи граждан.

Некоторым особняком в составе жилищного фонда стояли дома жилищно-строительных кооперативов (далее - ЖСК), которые активно строились с середины 60-х гг. прошлого века. Дома ЖСК, как правило, отличались повышенной благоустроенностью, более бережно содержались и более эффективно управлялись. Однако удельный вес домов ЖСК в общем составе жилищного фонда страны был очень незначителен (исключение составляли Москва и Санкт-Петербург).

Начиная с середины 90-х гг. во многих вновь построенных домах стали создаваться товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) для управления этими домами. Однако, несмотря на явные попытки властей повсеместно насаждать ТСЖ, широкого распространения они не получили. Люди отвыкли от принятия самостоятельных решений и ответственности за их последствия. Сказалось также недоверие властям, для которого имелись основания, поскольку несмотря на обещания властей сохранить для домов, в которых создавались ТСЖ, те же тарифы и льготы, которые применялись в отношении домов государственного и муниципального фондов, на практике дело часто оборачивалось существенным повышением платы за содержание жилья и коммунальные услуги.

Новый ЖК предпринимает очередную попытку сделать граждан хозяевами своих домов, для чего предоставляет им ряд прав по принятию самостоятельных решений в области управления многоквартирными жилыми домами, одновременно возлагая на них как на собственников бремя содержания этих домов.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (п. 1 ст. 161 ЖК).

ЖК вводит понятие "орган управления многоквартирным жилым домом" и определяет способы управления. Правда, эти вопросы почему-то решаются в разных частях ЖК, а именно: в гл. 6 "Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников" (ст. 44-48) и в разд. 8 "Управление многоквартирными домами" (ст. 161-165 ЖК).

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. В любом жилом доме, квартиры в котором принадлежат разным лицам, а общее имущество (несущие конструкции, крыша, лестница и проч.) находятся в их общей собственности (ранее такие дома называли кондоминиумами, а сейчас их именуют просто многоквартирными домами), появляется новый орган управления. Им становится общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. 44 ЖК к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме;

4) выбор способа управления многоквартирным домом;

5) другие вопросы, отнесенные ЖК к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Как видим, вопросы, которые решаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, напрямую затрагивают интересы всех проживающих в доме лиц. Перечень вопросов, которые собственники помещений в многоквартирном доме могут решать на общем собрании, не является исчерпывающим, однако он определяется ЖК, а не самими собственниками. При этом если для управления многоквартирным домом создано ЖСК или ТСЖ, эти вопросы (за исключением вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом*(380) переходят в ведение ЖСК и ТСЖ и решаются в порядке, определенном их уставами.

Идея разработчиков ЖК состояла в том, что данный орган управления должен действовать во всех многоквартирных домах, включая и те, все помещения в которых принадлежат одному собственнику. В данном случае общее собрание, конечно, не проводится, а решения принимаются собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения ЖК, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 7 ст. 46 ЖК). В общем собрании вправе участвовать собственники нежилых помещений в многоквартирном доме.

Наименование общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме "органом управления многоквартирным домом" является неточным, поскольку органы управления в точном смысле могут быть у субъектов права, но не у имущества, каковым является многоквартирный дом. По сути дела, общее собрание сособственников помещений в многоквартирном доме есть предусмотренная законом форма выработки сособственниками решений, связанных с управлением многоквартирным домом.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание (п. 1 ст. 45 ЖК). Поскольку указанная обязанность не подкреплена юридической санкцией, а принудительный созыв собрания противоречит ст. 31 Конституции РФ, правильнее считать, что собственники помещений в многоквартирном доме имеют право, но не обязаны проводить собрания для принятия соответствующих решений. Сроки и порядок проведения годового общего собрания, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливаются общим собранием. Помимо годового общего собрания могут проводиться внеочередные общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которые созываются по инициативе любого из данных собственников.

ЖК подробно регламентирует порядок созыва общего собрания и его уполномоченность на принятие решений. Инициатором проведения общего собрания может стать любой собственник помещения в многоквартирном доме. Он должен сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. Инициатива проведения общего собрания может исходить и от органов местного самоуправления (см., напр., п. 6 ст. 161 ЖК).

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания должно быть проведено повторное общее собрание.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются по общему правилу большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Исключение составляют вопросы о реконструкции дома и ремонте общего имущества, об использовании земельного участка, на котором расположен дом, и о передаче в пользование третьим лицам общего имущества дома - в этих случаях для принятия решения требуется не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, из тех вопросов, которые отнесены к компетенции общего собрания п. 2 ст. 44 ЖК, большинством голосов участвующих в собрании решается лишь вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом.

Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Число голосов, которыми обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Доверенность представителя должна быть оформлена в письменной форме и удостоверена либо нотариально, либо жилищно-эксплуатационной организацией.

Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Иными словами, собственник помещения может сам не присутствовать на собрании, но представить в письменной форме свое мнение по вопросам, которые будут решаться на собрании.

Решение общего собрания может быть принято без проведения собрания, т.е. без совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. В данном случае решения принимаются путем проведения заочного голосования - передачи вместо или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ст. 47 ЖК). Видимо, это единственно возможный способ принятия решения собственниками помещений в больших многоквартирных домах.

Решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме и являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Собственник помещения, не согласный с принятым решением, вправе обжаловать его в суд, если он не принимал участие в собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Способы управления многоквартирными домами. Одним из вопросов, которые собственники помещений в многоквартирном доме должны в обязательном порядке решить на своем общем собрании, является вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом. В соответствии со ст. 161 ЖК собственники помещений в многоквартирном доме обязаны избрать один из четырех способов управления своим домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников;

3) управление жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

4) управление управляющей организацией.

Выбор способа управления многоквартирным домом осуществляется собственниками свободно и может быть изменен ими в любое время. Решение общего собрания о выборе способа управления, которое согласно п. 1 ст. 46 ЖК принимается простым большинством голосов присутствующих на собрании, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Рассмотрим эти способы в той последовательности, в какой они чаще всего встречаются на практике.

Такой способ управления многоквартирным домом, как управление им через управляющую организацию, может быть избран самими собственниками помещений на их общем собрании или определен органом местного самоуправления. Последнее возможно, если в течение года собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В этом случае орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. О результатах конкурса и об условиях договора управления домом уведомляются все собственники помещений в многоквартирном доме. При этом собственники помещений обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса. Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса тоже возможно, но только в случае, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Через год предпринимается еще одна попытка добиться от собственников помещений в многоквартирном доме принятия решения о выборе способа управления домом. Для этого орган местного самоуправления не позднее чем через год после заключения договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме. Собственники помещений могут избрать любой другой способ управления домом или остановиться на договоре с управляющей организацией.

Если не только собственники помещений в многоквартирном доме, но и орган местного самоуправления ничего не делают для выбора одного из способов управления домом, любой собственник помещения может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Предполагается, что в роли управляющих организаций будут выступать реформированные жилищно-эксплуатационные организации, вновь созданные хозяйственные общества и товарищества, которые намерены специализироваться на оказании услуг в жилищно-коммунальной сфере.

В целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:

1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;

2) могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;

3) содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.

Органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг (ст. 165 ЖК).

Правовой формой, опосредующей управление многоквартирным домом со стороны управляющей организации, является договор управления многоквартирным домом. Данный договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Это означает недопустимость заключения указанного договора путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК). Но сам договор подписывается управляющей организацией с каждым собственником помещений в многоквартирном доме. При этом все собственники помещений обязаны подписать такой договор независимо от того, избран ли данный способ управления многоквартирным домом общим собранием собственников или решение об этом принято органом местного самоуправления.

При отказе кого-либо из собственников помещений подписать договор с управляющей организацией он может быть понужден к этому в судебном порядке.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. 2 ст. 162 ЖК).

Данный договор, несмотря на некоторое его сходство с договором доверительного управления имуществом, не является его разновидностью. Скорее это смешанный договор, сочетающий в себе элементы договоров на производство работ и оказание услуг. Договор является консенсуальным, взаимным и возмездным, а также носит публичный характер, поскольку управляющая организация обязана заключить его со всеми собственниками помещений в доме, а его условия должны быть одинаковыми для всех собственников.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны следующие существенные условия:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

В случае прекращения договора с конкретной управляющей организацией последняя за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, ТСЖ либо ЖСК или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений - одному из собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления домом, или, если собственник не указан, - любому собственнику помещения в таком доме (п. 10 ст. 162 ЖК).

Для многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования, заключение договора на управление домом с управляющей организацией является единственно возможным способом управления домом. В этом случае договор управления домом заключается с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения конкурса.

Вторым возможным способом управления многоквартирным домом является непосредственное управление им собственниками помещений. Такой способ управления многоквартирным домом допускался и раньше Федеральным законом от 15 июня 1996 г. "О товариществах собственников жилья", но указанный Закон содержал ограничение: число собственников не должно было быть более четырех.

В ЖК данное количественное ограничение отсутствует, хотя и сейчас реально воспользоваться этим способом управления домом можно, видимо, если число собственников в доме не слишком велико.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками его помещений договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. ЖК не определяет, как реально должны оформляться и исполняться такие договоры.

Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной ему в письменной форме всеми или большинством собственников.

К отношениям собственников помещений между собой должны применяться правила о договоре простого товарищества.

Третьей возможной формой управления многоквартирным домом является создание гражданами и юридическими лицами ЖСК. Следует отметить, что за последние годы отношение законодателя к ЖСК существенно колебалось. В начале 90-х гг. создание новых ЖСК было фактически запрещено; в середине 90-х гг. все существующие ЖСК пытались (правда, безуспешно) преобразовать в ТСЖ; затем на некоторое время ЖСК оставили в покое и даже стали появляться новые ЖСК.

Позиция разработчиков нового ЖК по отношению к ЖСК также непоследовательна.

С одной стороны, ЖСК рассматриваются в качестве одной из полноправных форм удовлетворения жилищных потребностей граждан и управления многоквартирными домами. ЖК посвящает им целый раздел (5), состоящий из двух глав, одна из которых посвящена организации и деятельности ЖСК (гл. 11), а другая определяет правовое положение членов ЖСК (гл. 12).

С другой стороны, ст. 14 Вводного закона к ЖК гласит, что ЖСК, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения, подлежат до 1 января 2007 г. преобразованию в ТСЖ или ликвидации. По истечении этого срока не преобразованные в ТСЖ кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц.

Почему законодатель столь упорно стремится к обязательному преобразованию ЖСК в ТСЖ, остается загадкой. Действительно, между ЖСК, в котором все члены кооператива стали собственниками занимаемых ими помещений, и ТСЖ нет принципиальных различий. Поэтому стремление законодателя к чистоте юридических конструкций можно было бы понять в том случае, если бы в законодательстве содержалось правило о преобразовании в ТСЖ всякого ЖСК, как только все квартиры в нем становятся собственностью членов кооператива. Но такого требования в ЖК не содержится, поскольку преобразовываться в ТСЖ должны лишь старые ЖСК.

Не проведено в ЖК четкого различия и между жилищным кооперативом и ЖСК. В соответствии со ст. 110 ЖК жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

При этом члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома, а члены ЖСК своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Как видим, в случае реконструкции дома может быть создан как жилищный кооператив, так и ЖСК. Впрочем, никакой разницы между жилищным кооперативом и ЖСК не существует. Оба они являются потребительскими кооперативами, их членами могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица.

Из смысла норм ЖК вытекает, что ЖСК как юридическое лицо является собственником всего имущества, находящегося в многоквартирном доме, включая и квартиры, которыми пользуются его члены, не полностью оплатившие паевые взносы. Однако как только члены ЖСК оплачивают паевые взносы полностью, они становятся собственниками этих жилых помещений в многоквартирном доме. На отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом ЖСК распространяется действие гл. 6 ЖК об общем имуществе в многоквартирном доме.

Главным документом, регламентирующим деятельность ЖСК, является его устав, принимаемый учредителями. В уставе ЖСК должны содержаться сведения о:

наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности;

порядке вступления в члены кооператива и выхода из него, а также выдачи паевого взноса, иных выплат;

размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;

составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков;

порядке реорганизации и ликвидации кооператива (ст. 113 ЖК).

Государственная регистрация ЖСК осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Органами управления ЖСК являются:

1) общее собрание членов кооператива;

2) конференция, если число участников общего собрания членов кооператива более 50 и это предусмотрено уставом кооператива;

3) правление кооператива и председатель правления.

Высшим органом управления ЖСК является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.

Общее собрание членов кооператива является правомочным, если на нем присутствует более 50% членов кооператива.

Решение общего собрания членов кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов кооператива, присутствовавших на собрании, а по вопросам, указанным в уставе кооператива, - более трех четвертей членов кооператива, присутствовавших на собрании.

Решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов кооператива.

Правление кооператива избирается из числа членов кооператива общим собранием его членов (конференцией) в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива.

Правление кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива, избирает из своего состава председателя и осуществляет иные полномочия, не отнесенные уставом кооператива к компетенции общего собрания.

Правление жилищного кооператива подотчетно общему собранию членов кооператива (конференции).

Председатель правления кооператива избирается правлением из своего состава на срок, определенный уставом кооператива.

Председатель правления кооператива:

1) обеспечивает выполнение решений правления кооператива;

2) без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

3) осуществляет иные полномочия, не отнесенные ЖК или уставом кооператива к компетенции общего собрания его членов (конференции) или правления кооператива.

Председатель правления кооператива при осуществлении прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах кооператива добросовестно и разумно.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией) избирается ревизионная комиссия (ревизор) кооператива на срок не более чем три года.

Ревизионная комиссия (ревизор) кооператива:

1) в обязательном порядке проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности кооператива не реже одного раза в год;

2) представляет общему собранию членов кооператива (конференции) заключение о бюджете кооператива, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов кооператива (конференцией) о своей деятельности.

Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива в любое время вправе проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности кооператива.

Жилищный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) может быть преобразован в товарищество собственников жилья или ликвидирован по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Четвертым способом управления многоквартирным домом является управление им посредством создания товариществ собственников жилья. ТСЖ - относительно новая для отечественного законодательства форма объединения собственников имущества для обеспечения эксплуатации этого имущества. В последнее десятилетие власти прилагают немалые усилия к внедрению этой формы управления многоквартирными домами в жизнь. В 1996 г. был принят специальный Федеральный закон "О товариществах собственников жилья", заменивший собой Временное положение о кондоминиуме, утв. Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г. N 2275. В 90-е гг. ТСЖ нередко насаждались чисто административными методами, о чем, например, свидетельствовали те нормы Закона "О товариществах собственников жилья", которые предусматривали принудительное вступление собственников квартир в ТСЖ и которые были признаны не соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г.

Однако больших успехов в деле создания ТСЖ до сих пор не достигнуто. Во многих домах, для управления которыми по инициативе сверху были созданы ТСЖ, в частности ТСЖ, созданные застройщиками еще на этапе строительства многоквартирного дома, реально мало что изменилось, кроме увеличения платы за содержание и обслуживание дома. Члены многих таких ТСЖ зачастую проявляют пассивность и не желают использовать те правовые возможности, которые им как собственникам предоставлены законодательством. Немалую вину в том, что процесс создания ТСЖ идет очень медленно, несут и органы власти, которые, несмотря на многочисленные заверения об обратном, на практике нередко всеми силами препятствуют тому, чтобы ТСЖ становились подлинными хозяевами домов, а также ставят дома ТСЖ в неравное положение с домами государственного и муниципального жилищных фондов. Конечно, есть и достаточно успешные ТСЖ, созданные по инициативе снизу, когда среди собственников помещений находились деятельные, грамотные и честные лица, усилиями которых удалось наладить эффективное управление жилыми домами.

С принятием ЖК Федеральный закон "О товариществах собственников жилья" утратил силу. Но основная часть его норм в несколько модернизированном виде вошла в разд. IV ЖК. Указанный раздел, как и разд. V, посвященный ЖСК, состоит из двух глав, в одной из которых сосредоточены нормы о создании и деятельности ТСЖ (гл. 13), а в другой - определяется правовое положение членов ТСЖ (гл. 14). Как видим, указанные разделы имеют сходную структуру. Во многом совпадает друг с другом и содержание конкретных норм, посвященных отдельным аспектам ЖСК и ТСЖ, что служит дополнительным доказательством близости этих организационно-правовых форм.

Согласно ст. 135 ЖК товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Ранее данный "комплекс недвижимого имущества в многоквартирном доме" назывался в законодательстве кондоминиумом. Сейчас данный термин из законодательства исключен и заменен просто на "многоквартирный дом"*(381). Это вряд ли правильно, поскольку само явление, которое ранее называлось кондоминиумом, а именно единый комплекс имущества, отдельные части которого (применительно к многоквартирному дому - квартиры) находятся в собственности отдельных лиц, а другие части (применительно к дому - крыша, лестничные клетки, несущие конструкции и т.п.) - в общей собственности, никуда не исчезло. При этом как раньше, так и сейчас кондоминиум может образовывать не только один многоквартирный дом, но и:

1) несколько многоквартирных домов, расположенных на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, с сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры;

2) несколько расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры (ст. 136 ЖК).

Два и более ТСЖ могут создать объединение товариществ собственников жилья для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах.

Как видим, ТСЖ могут создаваться для управления не только многоквартирными домами, но и другим недвижимым имуществом, в частности дачами, гаражами и проч. Однако если раньше ТСЖ могло быть создано для управления частью дома, размером не менее одной блок-секции, имеющей изолированный от других частей здания вход и межквартирный лестнично-лифтовой узел (п. 2 ст. 5 Федерального закона "О товариществах собственников жилья"), то сейчас собственники помещений в многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья.

Наши рекомендации