Не подлежащие налогообложению суммы
И налоговые льготы
Глава 24 НК РФ определяет широкий перечень доходов, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом и, соответственно, не подлежат налогообложению.
В частности, не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с российским законодательством, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице, беременности и родам.
Не включается в налоговую базу большинство компенсационных выплат, установленных федеральным законодательством, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
В первую очередь, это выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения оплатой стоимости или выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия. К указанным компенсационным выплатам относятся также оплата стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.
Не являются объектом обложения и компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск, их трудоустройством в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.
Не подлежат включению в налоговую базу и компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе переезд на работу в другую местность, возмещение командировочных и иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.
При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных федеральным законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы.
Не включаются в налоговую базу суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиками.
Не являются объектом обложения и не включаются в связи с этим в налоговую базу доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также ее переработки. Освобождение применяется в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства и только в отношении доходов тех членов этого хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, как члены другого подобного хозяйства.
Не подлежат налогообложению суммы страховых платежей или взносов по обязательному страхованию работников, осуществляемому в установленном федеральным законодательством порядке.
Не облагаются единым социальным налогом и суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников при условии заключения такого договора на срок не менее одного года, а также при условии, что оплату медицинских расходов этих застрахованных лиц будут осуществлять страховщики. Не облагаются налогом также суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключенным исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Одновременно с тем, что значительные суммы, выплачиваемые работодателями своим работникам, не включаются в налоговую базу, российское налоговое законодательство устанавливает также отдельные налоговые льготы по единому социальному налогу.
Одной из важнейших льгот является стимулирование использования труда инвалидов. В связи с этим от уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат, не превышающих 100000 руб. в течение календарного года, начисленных каждому работнику, являющемуся инвалидом I, II или III группы.
В этих же целях освобождаются от налогообложения суммы вознаграждений и выплат, не превышающие 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, следующих категорий налогоплательщиков-работодателей:
во-первых, общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их региональных и местных отделения;
во-вторых, организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %;
в-третьих, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Вместе с тем данные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также ряда других товаров в соответствии с перечнем, который утверждается Российским Правительством по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.
Кроме перечисленных льгот, законодательство установило льготу для налогоплательщиков-предпринимателей, являющихся инвалида-ми I, II и III групп, в части освобождения от налогообложения их доходов от предпринимательской и другой профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
Ставки налога
Ставки единого социального налога, учитывая целевой характер использования, предусматривают их распределение по соответствующим социальным фондам.
Для налогоплательщиков-работодателей, за исключением налогоплательщиков - сельскохозяйственных производителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие ставки налога (табл. 12).
Таблица 12
Ставки единого социального налога для налогоплательщиков-работодателей, за исключением налогоплательщиков - сельскохозяйственных производителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастаю-щим итогом с начала года | В федераль-ный бюджет | В Фонд социаль-ного страхования | В фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
федераль-ный | террито-риальные | ||||
До 280000 руб. | 20% | 2,9% | 1,1% | 2,0% | 26,0% |
От 280001 руб. до 600000 руб. | 56000 руб. + 7,9% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. | 8120 руб. + 1,0% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. | 3080 руб. + 0,6% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. | 5600 руб. + 0,5% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. | 72800 руб. + 10,0% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. |
Свыше 600000 руб. | 81280 руб. + 2,0% с суммы, превышаю-щей 600000 руб. | 11320 руб. | 5000 руб. | 7200 руб. | 104800 руб. + 2,0% с суммы, превышаю-щей 600000 руб. |
Ставки налога для налогоплательщиков - сельскохозяйственных производителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, представлены в таблице 13.
Таблица 13
Ставки единого социального налога налогоплательщиков - сельскохозяйственных производителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | В федеральный бюджет | В Фонд социального страхования | В фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
федераль-ный | террито-риальные | ||||
До 280000 руб. | 15,8% | 1,9% | 1,1% | 1,2% | 20,0% |
От 280001 руб. до 600000 руб. | 44240 руб. + 7,9% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. | 5320 руб. + 0,9% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. | 3360 руб. + 0,6% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. | 3360 руб. + 0,6% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. | 56000 руб. + 10,0% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. |
Свыше 600000 руб. | 69520 руб. + 2,0% с суммы, превышаю-щей 600000 руб. | 8200 руб. | 5000 руб. | 5280 руб. | 88000 руб. + 2,0% с суммы, превышаю-щей 600000 руб. |
Для налогоплательщиков-предпринимателей применяются следующие ставки налога (табл. 14).
Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам (табл. 15).
С 1 января 2007 г. отдельно установлены ставки для налогоплательщиков – организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (табл. 16).
Таблица 14
Ставки единого социального налога налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастаю-щим итогом с начала года | В федеральный бюджет | В фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
федеральный | территориаль-ные | |||
До 280000 руб. | 7,3% | 0,8% | 1,9% | 10,0% |
От 280001 руб. до 600000 руб. | 20440 руб. + 2,7% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. | 2240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000 руб. | 5320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280000 руб. | 28000 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 280000 руб. |
Свыше 600000 руб. | 29080 руб. + 2,0% с суммы, превышаю-щей 600000 руб. | 3840 руб. | 6600 руб. | 39520 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. |
Таблица 15
Ставки единого социального налога для адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | В федеральный бюджет | В фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
федеральный | территориаль-ные | |||
До 280000 руб. | 5,3% | 0,8% | 1,9% | 8,0% |
От 280001 руб. до 600000 руб. | 14840 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280000 руб. | 2240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000 руб. | 5320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280000 руб. | 22400 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 280000 руб. |
Свыше 600000 руб. | 23480 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. | 3840 руб. | 6600 руб. | 33920 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. |
Таблица 16
Ставки единого социального налога налогоплательщиков - организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | В федеральный бюджет | В Фонд социального страхования | В фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
федеральный | террито-риальные | ||||
До 75000 руб. | 20,0% | 2,9% | 1,1% | 2,0% | 26,0% |
От 75001 руб. до 600000 руб. | 15000 руб. + 7,9% с суммы, превышаю-щей 75000 руб. | 2175 руб. + 1,0% с суммы, превышаю-щей 75000 руб. | 825 руб. + 0,6% с суммы, превышаю-щей 75000 руб. | 1500 руб. + 0,5% с суммы, превышаю-щей 75000 руб. | 19500 руб. + 10,0% с суммы, превышаю-щей 75000 руб. |
Свыше 600000 руб. | 54475 руб. + 2,0% с суммы, превышаю-щей 600000 руб. | 7425 руб. | 3975 руб. | 4125 руб. | 72000 руб. + 2,0% с суммы, превышаю-щей 600000 руб. |
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны применяют следующие ставки (табл. 17).
Таблица 17
Ставки единого социального налога налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны
и производящих выплаты физическим лицам, работающим
на территории технико-внедренческой особой экономической зоны