Предпринимательского права 7 страница

Фондовая биржа должна также иметь биржевой совет. При наличии на бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений и т.п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции. Биржевой совет осуществляет предварительное обсуждение проектов наиболее важных локальных нормативных актов (правил допуска к участию к торгам; правил допуска к торгам ценных бумаг; правил проведения торгов и др.), заключения отдела листинга о включении ценных бумаг в котировальный список и об исключении их из списка и дает рекомендации по данным вопросам совету директоров биржи. Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов на данной секции), эмитентов, управляющих компаний инвестиционных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Количественный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее пяти человек. На заседаниях биржевого совета (совета секции) вправе присутствовать представитель, назначаемый приказом Федеральной службы по финансовым рынкам.

В качестве отдельного структурного подразделения на бирже должен быть создан отдел по листингу, который осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов установленным требованиям.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за рынком ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам.

7.8. Правовое положение кредитных организаций

Роль кредитных организаций (прежде всего банков) в предпринимательском обороте определяется тем, что они обеспечивают аккумуляцию и перераспределение финансовых ресурсов, являются ключевыми звеньями системы безналичных расчетов. Как справедливо отмечал еще в конце 20-х годов прошлого века известный специалист в области банковского права М.М. Агарков, "во-первых, банк собирает чужие деньги, принимая на себя хранение денежных сумм, становясь как бы кассиром своих клиентов (текущие счета) или предоставляя им возможность помещения (инвестирования) капиталов (облигационные займы банков, срочные вклады)... Во-вторых, банк оказывает кредит в форме приобретения от клиента беспроцентных денежных требований, главным образом вексельных требований (учетная операция), или же в форме займа (различные виды ссудных операций), или же принимая на себя ответственность по обязательствам клиента (гарантийный кредит, акцептный кредит). В-третьих, банк выполняет различного рода поручения клиентов по учинению и принятию платежей, как то: оплаты чеков, переводов, аккредитивов, инкассирование платежей по векселям и другим документам и т.п. Соответственно, этим трем категориям услуг необходимо различать три функции, характерные для банка: 1) собирание чужих средств, 2) оказание кредита и 3) содействие платежному обороту" <1>.

--------------------------------

<1> Агарков М.М. Основы банкового права: Курс лекций; Учение о ценных бумагах: Научное исследование. 2-е изд. М.: БЕК, 1994. С. 7.

Помимо названных основных функций кредитные организации осуществляют операции на валютном рынке и рынке ценных бумаг, с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также выполняют ряд публично-правовых функций, являясь налоговыми агентами и агентами валютного контроля.

От того, насколько отлаженно и бесперебойно функционирует банковская система, во многом зависит успех всех иных видов предпринимательской деятельности.

Деятельность кредитных организаций подвержена специальному законодательному регулированию, роль основополагающего акта в котором выполняет Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <1> (далее - Закон о банках).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; РГ. 2005. 28 июля (в ред. от 21 июля 2005 г.).

В соответствии названным Законом кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ч. 1 ст. 1). Применительно к процитированному определению необходимо сделать три уточнения.

Первое логически следует из закрепленной в ч. 1 ст. 1 Закона о банках цели создания кредитных организаций - извлечение прибыли, что означает отнесение их к коммерческим юридическим лицам (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Второе касается организационно-правовой формы кредитных организаций. Указанные организации могут создаваться в форме акционерного общества (закрытого и открытого), общества с ограниченной ответственностью, а также общества с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

Третье связано с правом собственности на имущество кредитной организации. Поскольку собственником имущества хозяйственного общества является само общество (п. 1 ст. 66 ГК РФ) <1>, фразу "на основе любой формы собственности" следует толковать не как возможность создания кредитных организаций, имущество которых может находиться в государственной, муниципальной, частной либо иной собственности, а как возможность внесения в уставный капитал как государственного, муниципального, так и частного имущества.

--------------------------------

<1> Учредители имеют лишь обязательственные права в отношении этого общества (п. 2 ст. 48 ГК РФ).

В соответствии со ст. 11 Закона о банках средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации в случаях, предусмотренных федеральными законами. Средства бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном Законом о банках и другими федеральными законами <1>.

--------------------------------

<1> См. также: указание Банка России от 14 августа 2002 г. N 1186-У "Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления" // ВБР. 2002. N 54.

Иными словами, здесь нет противоречия между п. 1 ст. 66 ГК РФ и ч. 1 ст. 1 Закона о банках: имущество любой кредитной организации, независимо от того, что источником формирования уставного капитала могут быть различные формы собственности, все равно относится к частной форме собственности.

Кредитные организации могут быть двух видов: банки и небанковские кредитные организации (НКО).

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ч. 2 ст. 1 Закона о банках).

НКО - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых для нее устанавливаются Банком России (ч. 3 ст. 1 Закона о банках). В свою очередь, НКО бывают трех видов:

1) НКО, осуществляющие депозитно-кредитные операции;

2) расчетные НКО;

3) организации инкассации.

Таким образом, основное отличие банка от НКО состоит в перечне банковских операций, которые разрешены к осуществлению для банков и НКО. Последние могут осуществлять один (организации инкассации), два (расчетные НКО) либо четыре (НКО, осуществляющие депозитно-кредитные операции) <1> вида банковских операций из девяти, предусмотренных для банков в ч. 1 ст. 5 Закона о банках. Все девять операций могут осуществлять только банки в соответствии с выданной Банком России лицензией.

--------------------------------

<1> См.: Положение Банка России от 8 сентября 1997 г. N 516 "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации" (в ред. от 1 декабря 2003 г.) // ВБР. 1997. N 59; 2003. N 67 и Положение Банка России от 21 сентября 2001 г. N 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции" (в ред. от 16 декабря 2003 г.) // ВБР. 2001. N 60; 2004. N 7.

Согласно упомянутой статье к банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о банках кредитные организации помимо банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с действующим законодательством, как систематически, так и эпизодически, в рамках обычной хозяйственной деятельности. Так, на основании ст. 6 Закона о банках в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, выданной Федеральной службой по финансовым рынкам.

Юридическое значение разделения банковских операций и сделок заключается в том, что банковские операции имеют право осуществлять только кредитные организации и для этого им необходимо получить лицензию Банка России; сделки же, перечисленные в ч. 3 ст. 5 Закона о банках, вправе осуществлять как кредитные организации, так и иные хозяйствующие субъекты.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право, во-первых, в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, а во-вторых, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в Агентстве по страхованию вкладов. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет (ст. 36 Закона о банках, Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2004 г. <1>).

--------------------------------

<1> РГ. 2003. 27 дек.; 2004. 30 дек.

Кредитные организации обладают исключительной хозяйственной правоспособностью. Она состоит в запрете для кредитных организаций заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ч. 6 ст. 5 Закона о банках). Данный запрет носит, во-первых, непосредственный характер, поскольку распространяется только на кредитные организации; во-вторых, является запретом юридическим, но не фактическим. Поэтому производственной, торговой или страховой деятельностью может заниматься, к примеру, дочернее или зависимое от банка юридическое лицо <1>. Как отмечает О.М. Олейник, исключительность банковской деятельности необходима для достижения двух целей: выделения из общей массы тех хозяйствующих субъектов, которые обслуживают денежный оборот; обеспечение особого контроля за деятельностью таких субъектов <2>.

--------------------------------

<1> Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. С. 30.

<2> Там же.

Законодательством установлены дополнительные требования к фирменному наименованию кредитной организации. Оно должно содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация", а также указание на организационно-правовую форму.

Банк России обязан при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

Ни одно юридическое лицо, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций (ст. 7 Закона о банках).

К уставному капиталу кредитной организации предъявляются повышенные требования как в части его минимального размера, так и в части активов, которые могут быть внесены в его оплату. Минимальный размер уставного капитала для создаваемых банков, независимо от доли участия в них иностранного капитала, на день подачи документов в территориальное учреждение Банка России должен составлять сумму, эквивалентную 5 млн. евро, а для НКО - сумму, эквивалентную 500 тыс. евро. Рублевый эквивалент указанных сумм устанавливается Банком России ежеквартально на основании курса евро по отношению к рублю.

Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть в виде:

- денежных средств в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте;

- принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством (в том числе включающего встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

- иного имущества в неденежной форме, перечень которого устанавливается Банком России.

Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами. Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в случаях, установленных федеральными законами, - иное имущество.

Размер вкладов в виде имущества в неденежной форме в уставный капитал создаваемой путем учреждения кредитной организации не может превышать 20 процентов уставного капитала кредитной организации <1>.

--------------------------------

<1> Глава 4 Инструкции Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" // ВБР. 2004. N 15.

По сравнению с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при создании кредитной организации установлен более обширный перечень документов (ст. 14 Закона о банках) и срок для их рассмотрения и принятия решения о государственной регистрации (6 месяцев - ч. 2 ст. 15 Закона о банках). Это обусловлено необходимостью более тщательной проверки и всесторонней оценки документов и финансового состояния учредителей кредитной организации, а также репутации кандидатов на должности ее руководителя, главного бухгалтера и его заместителей.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимает Банк России. Он же ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Банк России в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет с сопроводительным письмом в уполномоченный регистрирующий орган (УФНС по субъекту Федерации по предполагаемому местонахождению постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации) документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

На основании принятого Банком России решения и направленных документов УФНС в срок не более пяти рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее следующего рабочего дня направляет Банку России или его территориальному учреждению, указанному в сопроводительном письме, сообщение о внесении записи в ЕГРЮЛ с указанием ее даты и государственного регистрационного номера. На основании этой информации Банк России оформляет свидетельство о государственной регистрации кредитной организации.

Затем не позднее трех рабочих дней Банк России направляет учредителям кредитной организации уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для оплаты ее уставного капитала, и выдает оригинал свидетельства о государственной регистрации кредитной организации председателю совета директоров (наблюдательного совета) или другому уполномоченному лицу кредитной организации.

Учредители должны оплатить 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации.

Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100 процентов уставного капитала (а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества) является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. С момента получения лицензии кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции.

Банк России не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о выдаче кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций информирует об этом УФНС.

Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в "Вестнике Банка России" <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о порядке создания кредитных организаций см.: Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 107 - 118.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций также подлежит публикации в "Вестнике Банка России" не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в данный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по основаниям, указанным в ст. 16 Закона о банках.

К кредитным организациям предъявляются обширные публично-правовые требования. Они являются объектами регулирования и надзора со стороны Банка России: обязаны соблюдать экономические нормативы и обязательные резервные требования в целях обеспечения своей финансовой устойчивости; осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги; организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций; осуществлять контроль операций своих клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кредитные организации подлежат ежегодному обязательному аудиту, обязаны ежегодно публиковать в открытой печати годовой отчет и ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

Отзыв банковской лицензии влечет принудительную ликвидацию кредитной организации. Основания к отзыву установлены ст. 20 Закона о банках. Если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <1>, или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097; 2004. N 34. Ст. 3536 (в ред. от 20 августа 2004 г.).

7.9. Правовое положение страховщиков

Страхование как вид предпринимательской деятельности имеет существенное значение для развития экономики страны, способствуя созданию долгосрочных инвестиционных ресурсов, обеспечению социально-экономической стабильности общества в целом.

Действующее законодательство определяет страхование как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 ст. 2 ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. N 2. Ст. 56.

Отношения в сфере страхования регулируются законодательством, имеющим комплексный характер, так как оно включает в себя нормы различных отраслей права - гражданского, административного, финансового, экологического и др., что обусловливает сочетание частноправовых и публично-правовых начал в регулировании страхования.

В последние годы происходит усиление публично-правовых начал в страховании, проявляющееся в совершенствовании механизма государственного надзора за страховой деятельностью, в приоритетном развитии обязательного страхования в РФ, которое используется для обеспечения публичных функций государства, реализации государственных программ в социальной сфере <1>.

--------------------------------

<1> См.: Концепция развития страхования в РФ на 2002 - 2006 гг., одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 1361-р // СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3852.

Правовые основы страхования закреплены в Конституции РФ (ст. 71), ГК РФ, Федеральном законе от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 (в ред. от 7 июля 2005 г.) "Об организации страхового дела в РФ" (далее - Закон об организации страхового дела) и других федеральных законах <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720; Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686; Закон РФ от 28 июля 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920 и др.

Страховое законодательство включает в себя также большое число актов подзаконного характера <1>, значительное место среди которых занимают нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

--------------------------------

<1> Например, Указ Президента РФ "Об управлении государственным социальным страхованием в РФ" от 28 сентября 1993 г. N 1503; Постановления Правительства РФ от 4 октября 2002 г. N 737 "О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета"; от 7 мая 2003 г. N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; Правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999 г., и др.

При характеристике системы источников правового регулирования страхования следует назвать и правила страхования, содержащиеся в локальных актах, разрабатываемых самими страховщиками.

Страхование осуществляется специализированными субъектами предпринимательской деятельности - страховыми организациями (страховщиками).

Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке (п. 1 ст. 6 Закона об организации страхового дела).

Страховщиками являются, как правило, коммерческие организации, которые имеют организационно-правовую форму акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

В качестве некоммерческих организаций в соответствии со ст. 968 ГК РФ и ст. 7 Закона об организации страхового дела могут выступать общества взаимного страхования, которые создаются юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов в порядке и на условиях, которые определяются Федеральным законом о взаимном страховании <1>.

--------------------------------

<1> В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект Федерального закона "О взаимном страховании", внесенный Правительством РФ.

В отношениях по обязательному социальному страхованию страховщиками выступают некоммерческие организации, созданные Правительством РФ для обеспечения прав застрахованных лиц <1> (ст. ст. 1, 13 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").

--------------------------------

<1> Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы (ст. 5 ФЗ от 15 декабря 2001 г. (в ред. от 28 декабря 2004 г.) N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", Фонд социального страхования (ст. 3 ФЗ от 24 июля 1998 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.) N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ст. 12 Закона РФ от 28 июня 1991 г. (в ред. от 23 декабря 2003 г.)) N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ".

Средства обязательного социального страхования, являющиеся государственной собственностью, находятся в оперативном управлении указанных некоммерческих организаций.

Страховые организации могут быть юридическими лицами любых форм собственности - государственной, муниципальной, частной.

Страховщиками по обязательному личному страхованию (страхованию жизни, здоровья, имущества государственных служащих определенных категорий, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.) являются государственные организации, а другие организации - в соответствии с законом. В последнем случае страховые организации избираются на конкурсной основе и должны иметь лицензию на осуществление определенного вида обязательного социального страхования <1>.

Наши рекомендации