Ограничение дееспособности несовершеннолетних
ГК не приводит конкретных оснований для ограничения, и тут нужно исходить из того, что гражданин не разумно ведет свои расходы. Если на него было наложен запрет на распоряжение своими доходами, то законный представитель полностью контролирует все его финансы. В случае такого ограничения распоряжаться своими доходами он сможет только с согласия законных представителей. При отпадении оснований, которые послужили поводом к ограничению дееспособности, суд такое ограничение отменяет.
Опека и попечительство
Полноценное участие в гражданском обороте возможно только при наличии правоспособности и дееспособности. Граждане, не обладающие такими правами, участвуют в обороте либо за счет родителей, либо за счет опекунов-попечителей. У несовершеннолетних в качестве законных представителей выступают родители, у других – попечители. Эти попечители являются воспитателями своих подопечных. Они также действуют от имени своих подопечных без специального полномочия.
Основы опеки и попечительства:
· Положение ГК РФ.
· ФЗ «Об опеке и попечительстве». 2008 год. Этот закон установил принципы этой деятельности, в соответствии с которыми осуществляется опека и попечительство.
o Свобода принятия на себя прав и обязанностей опекуна и попечительства, а также отказ от них.
o Контроль над деятельностью по опеке и попечительству.
o Необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов подопечных.
· Семейный Кодекс.
Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, которые были признаны судом недееспособными в виду психического расстройства. Попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, которые ограничены в правах судом.
Основанием для установления опеки и попечительства является вступившее в силу решение суда. Затем суд сообщает в органы опеки и попечительства по месту жительства гражданина в 3-дневный срок об этом. Орган опеки и попечительства должен назначить такому гражданину опекуна или попечителя, на что ему предоставляется месячный срок. Если по истечении этого срока опекун или попечитель назначен не был, то его обязанности возлагаются на его орган опеки и попечительства до тех пор, пока опекун или попечитель не будет назначен. Для назначения опекуна или попечителя требуется согласие гражданина, что вытекает из принципа добровольности принятия на себя обязанностей опекуна или попечителя. Но необходимо и учитывать его отношения с подопечным, насколько они подходят для этого, и при возможности необходимо учитывать мнение самого подопечного.
Опекунами и попечителями могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные граждане. Закон устанавливает целый ряд ограничений.
ГК РФ (ст. 35):
· Не могут быть опекунами и попечителями лица лишенные родительских прав.
· Лица, которые имеют судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
СК РФ (ст. 146):
· Не могут быть опекунами лица, ограниченные в родительских правах.
· Бывшими усыновителями в случае, если их усыновление было отменено по их вине.
· Лица, отстраненные от обязанностей опекунов или попечителей.
· Больные хроническим алкоголизмом или наркоманией.
· Лица, которые не могут выполнять эти обязанности по состоянию здоровья.
Если есть несколько претендентов на место опекуна или попечителя, то преимущественным правом обладают дети, супруги, родители, бабушки и дедушки, братья и сестры.
Если говорить о несовершеннолетнем подопечном, то преимущественное право признается за бабушками, дедушками, братьями и сестрами.
Органы опеки и попечительства
Закон «Об опеке и попечительстве» устанавливает, что с 1 январе 2008 года органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. На территориях, где такие органы отсутствуют, полномочия по опеке и попечительству могут быть делегированы органам местного самоуправления. Кроме того, в отдельных случаях и в порядке, который установлен Правительством отдельные функции органов опеки и попечительства могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги и иные организации, в частности организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, что может быть поручено этим организациям:
· Выявление лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки и попечительства (школы, больницы).
· Подбор и подготовка граждан, которые выразили желание стать опекунами или попечителями.
В отношении опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами вопросы детально урегулированы Постановлением Правительства от 18 мая 2003 года N423.
Прежде всего, возникают отношения между органами опеки и опекуном или попечителем. Они носят административный характер.
Отношения между опекуном или попечителем и подопечным. Эти отношения носят гражданско-правовой характер, имущественный, личный характер. В случае, если подопечный – несовершеннолетний, то в части воспитания этого несовершеннолетнего мы скажем, что отношения носят семейно-правовой характер. При установлении опеки и попечительства опекун или попечитель вправе представлять опекаемого без доверенности.
Общее правило состоит в том, что обязанности эти осуществляются безвозмездно. Хотя закон об опеке и попечительства и ГК предусматривают возмездность.
Ряд интересных правил касается распоряжения имуществом подопечного, ведь опекуны совершают сделки от имени подопечного, а попечители дают согласие на совершение ими сделок. Закон устанавливает, что распоряжаться имуществом подопечного они (опекуны и попечители) могут, руководствуясь исключительными интересами самого подопечного, а еще устанавливается необходимо получения согласия органа опеки и попечительства. Прежде всего, это касается сделок по отчуждению имущества. Сюда относятся и сделки по сдаче имущества в аренду, безвозмездное пользование и залог. Кроме того, к этой категории относятся и сделки, которые влекут отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества. В силу статьи 60 СК РФ все правила, которые касаются распоряжения имущества подопечного распространяются и на родителей в отношении их несовершеннолетних детей. Опекун и попечитель, а также их супруги и близкие родственники не вправе совершать с подопечным сделок, кроме случаев, когда они дарят ему какое-либо имущество или предоставляют его в безвозмездное пользование. Кроме того, они не в праве представлять интересы подопечного при ведении судебных дел с кем-то из своих родственников или супругов, с самими собой.
Случаи, в которых опека и попечительство прекращаются:
· Возвращение несовершеннолетнего его родителям, усыновление и помещение его под надзор в соответствующую организацию.
· По просьбе самого опекуна или попечителя, исходя из принципа добровольности возложения и отказа от обязанностей.
· Опекун или попечитель могут быть освобождены от исполнения обязанностей в случае противоречия интересов опекуна и подопечного.
· При вынесении судом решения о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничений его дееспособности.
· Если была установлена опека над малолетним гражданином – то по достижении им возраста 14 лет опека прекращается, а лицо, которое являлось опекуном становится его попечителем.
· При получении и обретении гражданином полной дееспособности (совершеннолетие, эмансипация, вступление в брак).
От опеки и попечительства следует отличать патронаж, который устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином – это не какой-то способ восполнить отсутствующую дееспособность, он устанавливается в тех случаях, когда гражданин по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и обязанности. Патронаж основывается на воле подопечного и имеет договорную природу, однако в этих отношениях также принимает деятельное участие органы опеки и попечительства, поскольку он устанавливается органами опеки и попечительства. Для этого требуется письменное согласие подопечного и помощника, кроме того – на орган опеки и попечительства возлагается обязанность постоянно осуществлять контроль над деятельностью помощников.
Безвестное отсутствие и объявление гражданина умершим
Оба этих института были продиктованы тем, что активное участие в гражданских правоотношениях предполагает наличие субъекта. Если такой гражданин пропадает, это создает в гражданских правоотношениях некую неопределенность. Эти правила были известные еще Римскому праву. С тех пор было разработано две системы – система, которая исходила из предельного возраста гражданина, и система, действующая на сегодняшний день, - необходимо исчислять некий промежуток времени с момента получения последних сведений, последней явки гражданина, после чего наступают некие правовые последствия (1 год – максимально). Гражданин может быть признанным безвестно отсутствующим в судебном порядке. Правом на обращение наделяются все заинтересованные лица. Когда нельзя установить дату его последней явки, но известен месяц, то нужно исчислять срок с 1-го числа следующего месяца, если известен только год – то 1-ое число следующего года.
Последствия:
· Имущественные – связаны с доверительным управлением имуществом подопечного. Право на доверительное управление устанавливается судом. Закон предполагает, что в исключительных случаях доверительное управление может быть установлено и до решения суда. Что передается в такое управление? Имущество выдается гражданам, которым был должен отсутствующий, а его задолженность считается погашенной. Прекращается ответственность отсутствующего. У супруга такого гражданина появляется возможность расторгнуть брак без решения суда. Появляются основания для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Все правоотношения, которые носят отчасти фидуциарный характер, везде, где существенное значение имеет личность участника, – отношения прекращаются. Если впоследствии этот гражданин объявится, то решение суд отменяет, и отменяется доверительное управление. Брак такого гражданина может быть восстановлен по совместному заявлению супругов при условии, что ни один из них не вступил в новый брак.
А если нет оснований полагать, что гражданин жив, то мы будем вести речь об объявлении гражданина умершим. В этой связи речь идет о передаче его прав. Для признания умершим гражданин должен отсутствовать более 5 лет. Могут быть случаи, когда гражданин пропал при обстоятельствах, которые предполагают его гибель, и тогда срок составляет всего 6 месяцев. Пропажа гражданина в связи с военными действиям, в таком случае, нужно чтобы истек срок в 2 года с момента окончания военных действий. Принимается это решение также в специальном порядке. По общему правилу датой смерти гражданина является день вступления в законную силу решения суда. А если пропал в случае катастрофы – в день катастрофы. Юридическая смерть:
o Открывается наследство.
o Прекращается брак гражданина.
o Прекращаются все обязательства, связанные с личностью.
o Прекращаются трудовые отношения.
Если гражданин вновь объявился, правила таковы - гражданин вправе потребовать возврата сохранившегося имущества при определенных условиях:
o Имущество должно сохраниться в натуре.
o Имущество было приобретено лицом безвозмездно. Если имущество было получено по возмездным сделкам, то по общему правилу требовать его возврата нельзя. Исключение – когда имущество приобрел недобросовестный приобретатель. Он должен вернуть это имущество или возместить его стоимость.
o Брак может быть восстановлен по совместному согласию супругов при условии, что никто из них не вступил в новый брак.
· Личные.
17.10.11
Юридические лица как субъекты гражданского права
Это некие искусственные образования, созданные исключительно для участия в гражданском обороте. Считается, что идея юридического лица зародилась в Древнем Риме. Экономические отношения между людьми усложнялись, что потребовало создание такого субъекта, который объединял бы нескольких персон. Торговые компании считаются классическими юридические лицами прошлого. Появились они в то время, когда возникла необходимость объединять крупные капиталы для того, чтобы вкладывать их в какие-то мероприятия, которые требовали существенных затрат, не обещали быстрой отдачи и были связаны с существенным риском потерь. Примерно к XIX веку наблюдается наибольшее оживление в области изобретения различных теорий юридического лица. Таких теорий было очень много. Их принято разграничивать на две большие группы:
· Фикционные теории. Самая известная теория этой группы так и называется – «Теория фикции». Ее сторонники – Саллиньи, Винше. Эта тория исходит из того, что действительными свойствами (сознание и воля) субъекта права обладает лишь настоящий человек. Поэтому можно говорить, что юридическое лицо – вымышленная фикция, которая этими качествами не обладает, но, тем не менее, создана правопорядком для условной привязки прав и обязанностей. Считается, что основателем этого подхода является Римский Папа Иннокентий IV. В отечественной цивилистике таких взглядов придерживались Шершеневич, Мейер. Широкое распространение эта теория получила в англо-американском праве и оказала серьезное влияние на законодательное развитие многих стран. Еще в этой группе традиционно называют теорию «Персонифицированной цели», в соответствии с которой права и обязанности могут служить определенной цели, для которой субъекты прав и обязанностей не требуются. Некоторое имущество в обороте наделяется свойствами субъектов. Еще одна теория заключается в том, что права, которые как бы принадлежат юридическому лицу, на самом деле, принадлежат людям, которые получают выгоду от существования юридического лица – дестинаторы.
· Реалистические теории – исходят из реальности юридической действительности. Например, «Органическая теория» Отто фон Гирке: юридическое лицо – особый духовный организм, которому присущи все качества, которые мы приписываем обычному субъекту права. Наиболее полной из реалистических концепций считается «Реалистическая теория». Согласно ей, сообщества людей реальные так же, как и сами участники этих сообществ. При этом интересы и воля сообщества не сводимы к интересам и воле самих участников. Реальность таких общественных организмов диктует их признание со стороны закона. Целая группа теорий была разработана в советской цивилистике. Ими отвергалась возможность признания юридического лица как некого обособленного или персонифицированного имущества, потому что большинство юридических лиц было государственными. Но вместе с тем юридическое лицо были склонны рассматривать в качестве социальной реальности. Здесь очень существенная роль отводилась коллективу. «Тория коллектива» является господствующей в советской цивилистике. Они исходит из того, что юридическое лицо – некий реально существующий социальный организм, социальное образование. Красавчиков говорил о том, что это юридическая система социальных взаимосвязей между участниками, членами коллектива юридического лица. Это общество с поставленной целью. «Теория директора», приписываемая Толстому. Эта теория не только подчеркивает, но и преувеличивает роль администрации в деятельности юридического лица. Но все эти теории не затрагивают вопрос имущества юридического лица. Имущество составляет собственность юридического лица, благодаря чему его законодатель персонифицирует.
Ст. 48 ГК РФ – легальное определение юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Признаки юридического лица
Их делят на две группы:
· Материальные.
o Организационное единство – предполагает наличие самостоятельной внутренней структуры, которая обеспечивает регламентацию отношений между участниками юридического лица. Внутренняя структура закрепляется основными документами юридического лица – учредительными документами. Организационное единство - одно из тех свойств юридического лица, которое позволяет в отдельных случаях говорить о наличии некоей самостоятельной воли юридического лица.
o Имущественная обособленность – это имущественная основа функционирования юридического лица. В имущественном обороте участие юридического лица без прочной имущественной основы было бы просто немыслимым. Необходимо, чтобы юридическое лицо такую основу имело или хотя бы имело возможность иметь такую основу.
· Юридические.
o Самостоятельная ответственность – юридическое лицо отвечает своим имуществом по обязательствам. Участники юридического лица не отвечают по обязательствам юридического лица. Но есть и исключения из этого правила. Например, учредители несут субсидиарную (в случае, если имущества юридического лица недостаточно) ответственность по обязательствам юридического лица. В отдельных случаях субсидиарная ответственность может быть возложена на иных учредителей юридических лиц. Например, в случае, если банкротство юридического лица было вызвано обязательными указаниями его учредителя.
o Способность осуществлять свои права и нести обязанности – здесь применимы такие категории как правосубъектность (правоспособность и дееспособность).
Функции юридического лица
Функции:
· Оформление коллективных интересов – поскольку юридические лица могут быть созданы несколькими участниками.
· Объединение капитала – наиболее ярко выражена у юридических лиц корпоративного типа.
· Ограничение предпринимательского риска – позволяет ограничить риск от участия в деятельности юридического лица тем, что было вложено в создание юридического лица.
· Управление капиталом – создает возможность более гибкого управления капиталами. Наиболее ярко проявляет себя в коммерческих организациях, где есть множество участников, которые делают свои взносы, но управлять непосредственно они не могут.
Правосубъектность юридических лиц
Традиционно раскрывается через такие категории как правоспособность и дееспособность. Принято говорить больше о правоспособности юридических лиц. Здесь у юридических лиц имеются некоторые отличия от граждан. Как только юридическое лицо включается в реестр, у него возникают право- и дееспособность, как только оно из реестра исключается – право- и дееспособность прекращаются. Особенность заключается также в том, что юридические лица создаются для определенных целей, поэтому каждое юридическое лицо обладает общей и специальной правоспособностью. Общая – как и у граждан – способность иметь права и обязанности. Специальная – способность иметь те права и обязанности, которые необходимо иметь для достижения специальных целей юридического лица. Но при этом большинству коммерческих организаций в порядке исключения разрешается иметь общую правоспособность. Создается впечатление, что общая правоспособность – скорее правило, поскольку статистически такой формой правоспособности обладает большинство таких организаций. Это связано с тем, что цель коммерческих организаций – достижение прибыли, а достижение это можно осуществлять всеми возможными путями. Реализуя свою правоспособность юридические лица должны совершать юридически значимые действия, а делается это, прежде всего, посредством органов юридического лица, которые представляют юридическое лицо в отношениях с другими субъектами. Для этого органу юридического лица не требуется специальных полномочий, орган рассматривается как само юридическое лицо.
Внутренняя функция органов юридического лица главным образом состоит в формировании воли юридического лица.
20.10.11
Этому способствует такое свойство как организационное единство, наличие внутренней структуры и наличие органов юридического лица, которые помогают сформировать отдельную волю от волю каждого из участников. Среди органов юридического лица различают следующие:
· Созываемые.
· Избираемые.
· Назначаемые.
В зависимости от того, насколько обязательно наличие соответствующего органа могут быть обязательные и факультативные органы, естественно обязателен исполнительный орган. Факультативные, например, - совет директоров в АО.
Органы юридического лица могут действовать либо периодически, либо постоянно. Исполнительный орган действует постоянно, а общее собрание, например, действует периодически.
Органы юридического лица могут быть коллегиальными или единоличными.
Органы юридического лица могут быть:
· Волеобразующими - например, общее собрание преобразует волю юридического лица.
· Исполнительными – руководят исполнительной деятельностью, проводят в жизнь решения волеобразующих органов.
· Контрольные – проверяют деятельность других органов.
Компетенция – означает, что орган вправе рассматривать эти вопросы, и что никакой другой орган не может рассматривать эти вопросы. Выход за пределы полномочий юридического лица тоже может повлечь различные последствия, наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере совершения действий исполнительным органом. Если сделка совершается органом юридического лица с выходом за пределы полномочий, которые ограничены законом, то здесь будет иметь место ничтожность такой сделки. А если полномочия органа юридического лица ограничены учредительными документами, но из обстановки выводы об этих ограничениях не следуют, то при рассмотрении дела в суде нужно будет доказать, что такое нарушение имело место.
Филиалы и представительства – и те, и другие являются обособленными подразделениями юридических лиц, необходимость с них появляется тогда, когда юридическое лицо распространяет свою деятельность за пределы своего местонахождения. Филиалы и представительства разграничиваются по объему полномочий и объему их возможностей. Представительства – это обособленные подразделения, создаваемые для представления интересов юридического лица и их защиты. Что касается филиала, то помимо функции представительства, филиал осуществляет все или часть его функций.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами сами по себе. Отсюда, в интересах устойчивости оборота, в интересах повышения доверия между участниками гражданского оборота, существуют требования о том, чтобы сведения о участниках содержались в соответствующих органах. Деятельностью филиала или представительства руководит специально назначаемое лицо – руководитель филиала, который не может рассматриваться в качестве органа юридического лица, поэтому он действует на основании доверенности. Доверенности, которые руководитель такого подразделения выдает другим сотрудникам, составляются в порядке передоверенности (ст. 137 ГК РФ).
Индивидуализация юридического лица
В случае с юридическим лицом – это наименование и местонахождение. Юридическое лицо должно иметь свое наименование, которое должно быть указано в учредительных документах. Наименование юридического лица должно содержать указания на его организационно-правовую форму. Возникает вопрос: что такое организационно-правовая форма? Как определить эту форму? Организационно-правовая форма представляет собой совокупность юридических признаков, отражающая особенности:
· имущественной обособленности;
· правовое положение;
· целей деятельности;
· особенности внутриорганизационной структуры;
ОКОПФ – общегосударственный классификатор организационно-правовых форм.
Общее требование для некоммерческих организаций – указание на характер деятельности, поскольку они создаются не для извлечения прибыли, а для осуществления общественно полезной деятельности. Такое требование сформулировано отдельными законами и для некоторых коммерческих организаций, таких как банки, страховые компании, ломбарды. Для коммерческих организаций также существуют требования о том, что они должны иметь фирменное наименование, которое подлежит включению в реестр юридических лиц. В большинстве случаев это и есть наименование самого юридического лица. Помимо фирменного наименования на русском языке допускается возможность фирменного наименования на иностранном языке или языке народов Российской Федерации, но в наименование нельзя включать аббревиатуру, означающую организационно-правовую форму, наименования иностранных государств, наименования федеральных органов власти, международных организаций, межправительственных организаций и общественных объединений. Нарушение требований о фирменном наименовании влечет определенные последствия – регистрирующий орган может предъявить иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Такие иски рассматриваются арбитражным судом. За юридическим лицом признается исключительное право на использование фирменного наименования. Не допускается использование фирменного наименования, которое тождественно или сходно до степени смешения с наименованием другого юридического лица. Приоритет отдается той фирме, которая раньше зарегистрировалась. Нарушитель этого требования обязан по требованию другого юридического лица прекратить использование этого наименования и возместить убытки.
Действие исключительного права распространяется на территорию всей РФ. Право на фирменное наименование прекращается моментом расформирования юридического лица или в случае, если оно было изменено.
Местонахождение юридического лица всегда привязано к месту его государственной регистрации. В свою очередь эта регистрация осуществляется по место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо по месту нахождения иного органа, который имеет право действовать без доверенности в случае, если вышеупомянутый орган отсутствует.
Порядок создания юридического лица
Создание юридического лица. Лицо может возникнуть двумя путями:
· Первоначально – создание. Существует 4 порядка:
o Распорядительный – считается общепринятым, что такое порядок сегодня в РФ не применяется, а применялся ранее во времена СССР («во времена Сталина» - Зезекало). Но есть нечто схожее в порядке создания государственных корпораций и компаний, которые создаются из ФЗ.
o Разрешительный – инициатива государства не обязательна. Государство санкционирует создание юридического лица. В отдельных случаях такое разрешение требуется для создания коммерческих организаций от антимонопольных органов, которые видят угрозу в создании этого юридического лица. Некоммерческие организации тоже создаются в таком порядке, решение о их регистрации принимается Минюстом.
o Нормативно-явочный порядок – формальная процедура. Нужно соблюдать общие требования. На сегодняшний день предусматривается государственная регистрация юридических лиц. В процессе регистрации проверяются предоставленные лицом документы и др.
o Уведомительный – порядок, который на сегодняшний день в РФ не применяется. Он предполагает, что для создания юридического лица необходимо просто сообщить в соответствующий орган без специального на то разрешения.
Юридическое лицо считается созданным с момента записи его в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮ). Реестр этот является открытым для всеобщего ознакомления. Внесение записи осуществляется по общему правилу в течение 5-ти рабочих дней. Регистрирующим органом на сегодняшний день является Федеральная налоговая служба Минфина России – налоговая инспекция, орган. Все это сделано во исполнение принципа «единого окна».
· Производно – в порядке реорганизации.
Учредительные документы юридического лица:
· Устав – так действует большинство юридических лиц.
· Учредительный договор – например, хозяйственные товарищества. Следует отличать учредительный договор как учредительный документ и договор об учреждении юридического лица. Учредительный документ действует на протяжении всего срока существования юридического лица, но когда мы говорим о договоре об учреждении хозяйственного общества, то существование такого документа теряет смысл после создания такого общества.
ГК устанавливает, что в отдельных случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения.
Государственная корпорация действует на основании ФЗ, который подчеркивает, что для действия государственной корпорации не нужны учредительные документы, указанные в ГК. Вся информация об этом юридическом лице содержится в соответствующем федеральном законе.
Порядок управления юридическим лицом – предусмотрен в режиме общего правила, то есть, эти сведения должны содержаться в учредительных документах любого юридического лица. Но специальный закон может устанавливать перечень дополнительных документов, для каждого юридического лица, в частности, для некоммерческих организаций и унитарных предприятий необходимо, чтобы были определены цели и предмет деятельности, поскольку мы говорим, что правоспособность этих юридических лиц является специальной.
Прекращение юридического лица
Возможно 2-мя путями:
· Ликвидация.
· Реорганизация. Возможна в 5-ти формах:
o Слияние – два и более юридических лица объединяются, прекращая свое существование, а в результате такого слияния образуется новое юридическое лицо.
o Разделение – обратный процесс, когда из одного юридического лица образуются два и более юридических лица.
o Преобразование – количественный состав юридических лиц не изменяется. Возникает новое юридическое лицо с другой организационно-правовой формой.
o Выделение – из состава юридического лица выделяется новое юридическое лицо, при этом старое сохраняется. Прекращение существования старого юридического лица не происходит.
o Присоединение – обратный процесс.
В некоторых случаях реорганизация может осуществляться принудительно со стороны государства, особенно часто это происходит в форме разделения или выделения. В частности, ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает такое разделение или выделение по иску антимонопольного органа. В отдельных случаях для осуществления реорганизации (слияние и присоединение) также необходимо разрешение уполномоченного органа. По общему правилу реорганизация считается завершенной с момента регистрации новых юридических лиц. Исключение составляет присоединение, в этом случае таким моментом является внесение записи о прекращении присоединяемого юридического лица. «Соблюдение чистоты организационно-правовой формы» - при слиянии юридическое лицо должно иметь одну организационно-правовую форму, то есть, при слиянии, если лицо имело иную форму, оно должно сменить ее для присоединения или слияния. Исключительная особенность реорганизации состоит в правопреемстве. В зависимости от того, в какой форме происходит реорганизация, по-разному происходит распределение и разделение прав. Например, при разделении реорганизация оформляется разделительным балансом – права и обязанности переходят к вновь возникающим или прекращающим существование юридическим лицам в соответствии с таким балансом, в остальных случаях составляется передаточный акт, в котором указывается, какие права и обязанности передаются юридическому лицу, которое создается или сохраняет существование.
Реорганизация может затрагивать определенные права кредиторов, поэтому закон предусматривает защиту таких прав:
§ Прежде всего, на лиц, которые приняли решение о реорганизации налагается обязанность сообщить об этом в регистрирующий орган в течение 3 дней.
§ Обязан дважды с перерывом 1 раз в 1 месяц поместить информацию о своей реорганизации в СМИ. На сегодняшний день такое средство массовой информации – это Вестник государственной регистрации.
Кредитору в связи с эти предоставляется возможность потребовать исполнения обязательств досрочно, а при невозможности такого исполнения он вправе потребовать прекращения такого обязательства и возмещения убытков. Исключения составляют случаи, которые установлены законом. Например, такие требования не применяются в отношении государственных корпораций. Факт требования кредитора не приостанавливает процедуры реорганизации. В этом случае ответственность возлагается солидарно на все юридические лица, которые возникли в результате реорганизации.
Отличие заключается в том, что при ликвидации не происходит правопреемство, при реорганизации общим правилом является правопреемство.
24.10.11
Ликвидация юридических лиц. Если реорганизация связана с правопреемством, то при ликвидации юридическое лицо прекращает свое существование без правопреемства. Ликвидация может проводиться добровольно и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация может проводиться по различным основаниям (достигнута цель ЮЛ и т.п.). Принудительная ликвидация осуществляется по инициативе органа государственной власти и в судебном порядке:
· при грубых и неустранимыхнарушениях закона, допущенных при создании общества.
· при осуществлении деятельности с неоднократными грубыми нарушениями закона.
· для некоммерческих организаций – при систематическом осуществлении внеуставной деятельности.
Судом обязанности по ликвидации могут быть наложены на учредителя либо на любой другой орган, предусмотренный в учредительных документах. Особое основание ликвидации – признание ЮЛ несостоятельным. Применяется порядок, который отличается от общего. Общий порядок вкратце сводится к следующим стадиям:
· После принятия решения о ликвидации ЮЛ, необходимо уведомить регистрирующий орган, чтобы была внесена запись о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации. Назначается ликвидационная комиссия, обозначаются сроки и порядок ликвидации. К этой комиссии переходят все полномочия по руководству делами ЮЛ.
· Ликвидационной комиссии необходимо выявить состояние дел ликвидируемого ЮЛ. Для этого нужно, прежде всего, уведомить всех кредиторов. Для этого необходимо разместить в СМИ информацию о том, что ЮЛ ликвидируется и сообщить порядок, сроки ликвидации, порядок заявления кредиторами своих требований. Срок, который предоставляется кредиторам, не может составлять менее 2 месяцев с момента публикации. Помимо кредиторов, ликвидационная комиссия должна установить дебиторов ЮЛ, то есть его должников. После того, как истечет срок предъявления требований кредиторов, необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс, который покажет финансовое состояние ЮЛ. Он подлежит утверждению лицами, принявшими решение о ликвидации.
· Далее необходимо производить расчеты с кредиторами в порядке очереди, установленном в ГК.