Понятие и основные виды монополий
Монополия:
1. Исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке. Исключительность состоит в том. что он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара;
2. Особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах. Это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намечаемых соотношением прибыли и спроса;
3. Явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольных цен;
4. Исключительное право. Оно может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.
В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия «монополия».
Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств. Исходя из этого, выделяют три основных вида монополий:
1) привременной монополии один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товара. В таком положении находится предприятие, впервые предложившее потребителю совершенно новую продукцию;
2)государственная монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и в основном носит фискальный характер (например, государственная монополия на импорт или экспорт отдельных видов товаров);
3)естественная монополия — сфера экономики, эффективно функционирующая только в том случае, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект (например, железнодорожные перевозки).
Формирование, функционирование и развитие на рынке определенных товаров естественных монополий происходит объективно, в силу независящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам.
Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжатьвесь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов (предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба).
Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
· транспортировка газа по трубопроводам:
· железнодорожные перевозки;
· услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
· услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
· услуги по передаче электрической энергии;
· услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
· услуги по передаче тепловой энергии.
При этом не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
• ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
• определениепотребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан. обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельнымипотребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:
• текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;
• проекты планов капитальных вложений.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.