Е) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики

Обеспечение этих нужд может осуществляться государством различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия отдельных отраслей необходимым сырьем, государство может непосредственно через уполномоченные органы заключать договоры поставки продукции для государственных нужд, возможно содействие в обеспечении сырьем и оборудованием путем установления льготного режима импорта такой продукции, а также ограничения экспорта продукции, без которой не могут работать отечественные предприниматели.

25.5. Методы государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования. В связи с тем что в основу классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности положены разные основания, один и тот же метод можно классифицировать как экономический и тарифный или как административный и нетарифный. Следует отметить, что интеграция РФ в систему мирового сообщества предполагает использование в качестве приоритетного метода государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономический метод воздействия. К экономическим методам регулирования относятся таможенно-тарифное регулирование, налоговое регулирование. Примером административного метода может служить квотирование и лицензирование.

Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные.

Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем установления таможенных пошлин и относится к экономическим методам регулирования.

Нетарифное регулирование представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, не связанное с применением таможенного тарифа и использующее экономические и административные меры. Нетарифное регулирование может использовать как стимулирующие меры, так и защитные - ограничительные. К нетарифным методам регулирования относятся: установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования, установление разрешительного (лицензионного) порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретов и ограничений экспорта и (или) импорта, установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, установление ограничений на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт некоторых товаров, применение защитных мер в отношении импорта товаров, налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности, установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров, а также применение мер, направленных на стимулирование экспорта. Законодательством установлены новые способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это предусмотренные в Законе "Об основах государственного регулирования..." наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров и предотгрузочная инспекция. Некоторые из предусмотренных Законом способов регулирования внешнеэкономической деятельности будут рассмотрены далее отдельно.

Воздействие на деятельность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, может быть прямым и косвенным. Например, установление таможенных ставок относится к виду косвенного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Установив высокие таможенные пошлины на импорт какого-либо товара, государство тем самым не поощряет его ввоз, хотя и не ограничивает и не запрещает его. Прямым способом государственного воздействия является, например, запрет экспорта или импорта какого-либо товара или установление количественных ограничений экспорта или импорта определенного товара.

25.6. Квотирование и лицензирование экспорта и импорта

Квотирование и лицензирование представляют собой специфический нетарифный, административный метод государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Квотирование - количественное ограничение ввоза (вывоза) какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами на определенный срок.

Лицензирование - выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров).

Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования предусмотрено законодательством РФ. Основы квотирования и лицензирования закреплены в Законе "Об основах государственного регулирования...". Затем следует назвать Постановление Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364 "Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий" <1>, Постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299 "О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации" <2>, Постановление Правительства РФ от 1 июля 1994 г. N 758 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг" <3>, Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации" <4>.

--------------------------------

<1> РГ. 2005. 15 июня. N 126.

<2> СЗ РФ. 1996. N 46. Ст. 5249 (с изм. и доп. от 28 января 1997 г., 2 февраля, 14 марта, 29 декабря 1998 г., 12 октября, 15 декабря 2000 г., 26 июля 2004 г., 4 февраля, 9 июня 2005 г.).

<3> СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1295 (с изм. и доп. от 31 декабря 1994 г., 12, 13 октября, 5 ноября, 15 декабря 1995 г., 16 и 21 марта, 27 декабря 1996 г., 11 января, 6 июля 1999 г., 22 февраля 2000 г., 30 ноября 2001 г.).

<4> САПП РФ. 1992. N 19. Ст. 1589 (с изм. и доп. от 30 марта, 13 августа, 2 ноября 1993 г., 24 января, 15 апреля, 31 декабря 1994 г., 16 марта, 1 июля, 31 октября, 27 и 30 декабря 1996 г., 27 мая 1997 г., 2 февраля 1998 г., 22 февраля 2000 г., 30 ноября 2001 г., 23 мая 2002 г.).

Кроме того, существует целый ряд нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы квотирования и лицензирования.

Российским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами.

Основания применения квотирования и лицензирования установлены в Законе "Об основах государственного регулирования...".

Квотирование устанавливается Правительством РФ в исключительных случаях в целях:

- обеспечения национальных интересов РФ;

- выполнения международных обязательств РФ;

- защиты внутреннего рынка РФ.

Правительство РФ устанавливает метод распределения квоты путем прямого предоставления или в порядке проведения конкурса или аукциона. Квоты подразделяются на "общую квоту", которая представляет собой количественное ограничение, устанавливаемое Правительством РФ <1>, а "квота" является частью "общей квоты" и определяется Министерством экономического развития и торговли РФ с целью ее размещения и продажи.

--------------------------------

<1> См., напр.: распоряжение Правительства РФ от 21 января 2005 г. N 50-р "О квотах на экспорт в 2005 году сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы" // СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 402.

Квоты определяются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. На Министерство экономического развития и торговли РФ возложено также ведение Федерального банка квот экспорта товаров.

Лицензионный (разрешительный) режим устанавливается в случаях, прямо предусмотренных законодательством:

- при квотировании;

- исходя из национальных интересов РФ;

- при предоставлении исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- при выполнении РФ международных обязательств.

Следует отметить, что лицензируется не вид деятельности, а оборот товара, что является особенностью лицензионного режима, применяемого во внешнеэкономической деятельности.

Выдача лицензий возложена на Министерство экономического развития и торговли РФ. При экспорте ряда товаров необходимо предварительно получить согласие соответствующего министерства или ведомства. Например, для экспорта лекарственных средств - разрешение Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Экспорт и импорт товаров, подлежащих лицензированию, до получения лицензии запрещен.

К особенностям лицензионного режима в сфере внешнеэкономической деятельности относится наделение Министерства экономического развития и торговли РФ полномочиями по приостановлению и аннулированию лицензий.

На Министерство экономического развития и торговли РФ возложено также ведение Федерального банка выданных лицензий.

Лицензии могут быть разовыми, генеральными и исключительными. Разовая лицензия оформляется для совершения экспортных или импортных операций с определенным количеством конкретного вида товара по одному контракту.

Генеральная лицензия выдается на основании решения Правительства РФ для совершения экспортных или импортных операций с определенным количеством отдельного вида товара без указания конкретного покупателя или продавца. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам.

Исключительная лицензия предоставляет хозяйствующему субъекту исключительное право на совершение экспортных или импортных операций в отношении определенного товара.

Максимальный срок действия любой лицензии - 1 год.

25.7. Тарифное регулирование экспорта-импорта

В предпринимательском праве рассматриваются общие вопросы тарифного регулирования экспорта и импорта как инструмента государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность.

Тарифное регулирование относится к экономическим методам государственного регулирования. Тарифное регулирование осуществляется путем установления таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются по сути одним из видов неналоговых платежей. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого с товаров при пересечении таможенной границы. Они - источник поступления средств в государственный бюджет. Кроме того, таможенные пошлины применяются в качестве защитных мер.

Правовой основой тарифного регулирования является Закон "О таможенном тарифе". В Законе в соответствии с международными правилами дано понятие таможенного тарифа; определены виды ставок таможенных пошлин; права и обязанности декларанта и таможенного органа; методы определения таможенной стоимости товара; механизм определения страны происхождения товара; тарифные льготы.

На основе Закона "О таможенном тарифе" принимаются нормативные акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, порядок их взимания.

Таможенным законодательством установлены следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров, и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Режим тарифного регулирования предусматривает, что ставки таможенных пошлин на товары определяются дифференцированно. Установление ставок и их размер зависят как от вида товара, так и от страны его происхождения. Таможенными пошлинами в основном облагаются импортируемые товары.

Постановлением Правительства от 6 мая 1995 г. N 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" <1> установлены правила определения ставок в зависимости от страны происхождения товара. Этим Постановлением вводятся базовые ставки ввозных таможенных пошлин. Базовыми являются те ставки, которые применяются в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 6 мая 1995 г. N 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" // СЗ РФ. 1995. N 20. Ст. 1806 (с изм. и доп. от 31 декабря 1995 г., 31 января, 28 февраля, 1 и 11 апреля, 1 мая, 17 июля, 13 августа, 19 сентября, 14, 26 и 27 декабря 1996 г., 17 июля 1997 г.).

Ввозные таможенные пошлины увеличиваются в два раза в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ не предоставила режим наибольшего благоприятствования. Такие же ввозные таможенные пошлины применяются к товарам, страна происхождения которых не установлена.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся государств, которым РФ предоставила преференции, то есть особые льготы, ввозные таможенные пошлины устанавливаются в размере 75 процентов от действующих базовых ставок.

Ввозные таможенные пошлины вообще не взимаются с определенных товаров, которые происходят из наименее развитых государств - пользователей преференциями РФ.

25.7.1. Тарифное регулирование в рамках СНГ

Государства - участники СНГ (Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) 15 апреля 1994 г. заключили Соглашение "О создании зоны свободной торговли" <1>. В соответствии с этим Соглашением договаривающиеся стороны приняли на себя обязательство не взимать таможенные пошлины с товаров, происходящих из государств - участников Соглашения и ввозимых с их территорий.

--------------------------------

<1> БМД. 1994. N 9. С. 10.

Товары, происходящие из государств - участников СНГ и ввозимые в Россию с их территорий, не облагаются ввозными таможенными пошлинами, за некоторыми исключениями, установленными вышеназванным договором.

В ряде случаев требуется предоставление сертификатов о происхождении товаров. Это можно проиллюстрировать примером из судебной практики.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, рассмотрев кассационную жалобу, указал, что в соответствии со ст. ст. 34, 36 Закона "О таможенном тарифе" и Соглашением стран СНГ от 15 апреля 1994 г. "О создании зоны свободной торговли" на ввоз или вывоз товаров, происходящих из стран СНГ, предоставляется тарифная преференция.

Общий порядок определения страны происхождения товара устанавливает Закон "О таможенном тарифе" (раздел V). Для товаров, происходящих из государств - участников СНГ, действуют специальные Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 г.

На основании п. 4 указанных Правил в случае участия в производстве товара третьих стран помимо государств-участников Соглашения определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки, который может выражаться правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Стоимость всех используемых материалов на товар, классифицируемый по товарной позиции ТН ВЭД 90, к которой относится товар, ввезенный ЗАО "Кинешемская прядильно-ткацкая фабрика", не должна превышать 50 процентов цены конечной продукции.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 апреля 2004 г. N А17-2075/5 решение Ивановской таможни о взыскании недоимки по таможенным платежам признано незаконным в связи с наличием сертификатов происхождения на товар, произведенный на территории государства - участника Соглашения стран СНГ от 15 апреля 1994 г. "О создании зоны свободной торговли" <1>.

--------------------------------

<1> СПС "Гарант".

Сертификаты о происхождении российских товаров при их вывозе в названные выше государства - участники Содружества выдаются Торгово-промышленной палатой России и территориальными торгово-промышленными палатами.

В целях унифицированного подхода к содержанию сертификата Советом глав правительств Содружества Независимых Государств 30 ноября 2000 г. были утверждены "Правила определения страны происхождения товаров" <1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2001. 16 янв. N 3 (с изм. и доп. от 7 сентября 2001 г., 20 декабря 2002 г., 3 декабря 2004 г.).

При выдаче сертификатов о происхождении российских товаров, ввозимых на территории участников СНГ, Торгово-промышленная палата и другие палаты руководствуются названными Правилами.

Таможенные пошлины устанавливаются в ряде случаев и в отношении экспортируемых товаров. Следует отметить, что перечень этих товаров ограничен, и ставки также применяются дифференцированно - в зависимости от того, вывозятся товары на территорию государств - участников СНГ или за пределы их территорий. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 17 марта 2005 г. N 131 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" <1> и Постановление Правительства РФ от 16 июля 2002 г. N 530 "О применении вывозных таможенных пошлин в отношении некоторых товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию государств - участников Таможенного союза" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 12. Ст. 1046.

<2> СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 2969.

25.8. Защитные меры, применяемые при импорте

Обеспечение защиты экономических интересов РФ - важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой применения защитных мер являются Закон "Об основах государственного регулирования...", Закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Закон "О таможенном тарифе".

В этих законодательных актах предусмотрено принятие мер по защите экономических интересов путем установления разрешительного порядка ввоза (вывоза) товаров, через установление особых таможенных пошлин, установления количественных ограничений, запретов и ограничений импорта товаров.

Разрешительный порядок представляет собой установление государством требований получения лицензий или иного разрешительного документа на импорт какого-либо товара. Например, импорт продукции, работ и услуг военного назначения осуществляются только на основании лицензии.

Установление особых таможенных пошлин представляет собой применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин при импорте товаров: эти виды пошлин представляют собой пошлины, взимаемые сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Введение этих пошлин возможно только в том случае, если будет установлено, что импорт какого-либо товара осуществляется в таком количестве и на таких условиях, что может причинить или причиняет существенный ущерб российской экономике. Под существенным ущербом понимается значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики. Применение этих мер защиты носит временный характер. Закон устанавливает предельные сроки действия таких пошлин.

Специальные пошлины применяются:

- в качестве защитной меры, если товары ввозятся в РФ в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.

Специальная пошлина применяется к товару независимо от страны происхождения товара. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2005 г. N 84 "О мерах по защите российских производителей дрожжей пекарных сухих" <1>, которым установлена специальная пошлина сроком на три года.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 8. Ст. 661.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза в РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент ввоза и при условии, что такой импорт товаров наносит или может нанести материальный ущерб российским производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в РФ. Антидемпинговые пошлины устанавливаются на товары, являющиеся предметом демпингового импорта.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза в РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались специфические субсидии иностранного государства, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Под специфической субсидией понимается оказание иностранным государством хозяйствующему субъекту финансовой помощи. Получателем такой субсидии может быть или конкретный производитель, или группа производителей, или определенная отрасль экономики, т.е. в любом случае действует принцип ограниченного доступа к субсидии. Эта помощь может выражаться как в виде прямого предоставления денежных средств, кредитов, так и в виде освобождения от уплаты различных платежей и другим подобным образом.

Введение особых таможенных пошлин в качестве защитных мер обусловлено соблюдением процедур, предшествующих применению таких мер.

В соответствии с действующим порядком вначале необходимо провести расследование обстоятельств, вызывающих необходимость введения защитных мер. Расследование не проводится в отношении товара, происходящего из наименее развитых стран. О расследовании необходимо проинформировать заинтересованные государства. Затем на основании доклада Министерства экономического развития и торговли РФ (на него возложены функции координации и регулирования внешнеторговой деятельности), представленного по результатам расследования, Правительство РФ может принять решение о введении защитных мер.

Рассмотрим немного подробнее требования к проведению расследования.

Расследование проводится Министерством экономического развития и торговли РФ по собственной инициативе или на основании заявления российского производителя, объединения российских производителей.

Заявление о применении специальных защитных мер (к ним относится и установление импортных квот) может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 50 процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в РФ.

Заявление о применении антидемпинговых и компенсационных защитных мер может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 25 процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в РФ и при этом объем аналогичного товара, вырабатываемого производителями, поддерживающими заявление, составляет более 50 процентов объема производства аналогичных товаров российских производителей, высказавших свое мнение относительно введения антидемпинговой или компенсационной меры.

Расследование базируется на принципах гласности, публичности, равенства прав всех заинтересованных лиц. При проведении расследования изучаются обстоятельства дела, выясняется, имеется ли общее значительное ухудшение состояния отрасли отечественной экономики вследствие импорта либо существует угроза наступления такого ухудшения. Устанавливается наличие причинно-следственной связи между увеличением импорта и существенным ущербом или угрозой его причинения. Во время проведения расследования в случаях необходимости срочной защиты экономических интересов РФ могут быть введены временные защитные меры.

Расследование может быть приостановлено или прекращено, если экспортер товара, в отношении которого проводится расследование, добровольно принимает на себя обязательства о пересмотре цены экспортируемого товара. Также расследование может быть приостановлено или прекращено, если уполномоченный орган иностранного государства принимает обязательство об отмене или сокращении субсидирования. В том случае, когда на основании проведенного расследования сделан вывод о целесообразности введения защитных мер, Министерство экономического развития и торговли РФ представляет в Правительство РФ соответствующий доклад для принятия решения о применении защитных мер.

К защитным мерам относится также установление количественных ограничений, т.е. квотирование. Общие положения о квотировании рассматривались выше. Установление импортных квот возможно в качестве специальной защитной меры, а также в целях поддержания платежного баланса РФ, выполнения целевых федеральных программ, защиты отраслей российской экономики, находящихся в стадии структурной перестройки, и иных подобных целях. Чтобы предотвратить или уменьшить нехватку существенно важных товаров на внутреннем рынке, устанавливаются экспортные квоты.

Кроме количественных ограничений импорта и (или) экспорта товаров в качестве защитной меры могут быть установлены на определенный срок запреты и ограничения на импорт и (или) экспорт товаров, услуг и интеллектуальной собственности. Такие ограничения могут вводиться исходя из национальных интересов, в целях поддержания равновесия платежного баланса, выполнения международных обязательств РФ.

25.9. Наблюдение

Наблюдение как способ государственного регулирования является, как уже было отмечено, новым методом государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность. Во исполнение Закона "Об основах государственного регулирования..." было принято Постановление Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 363, утвердившее Положение о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров <1>. Наблюдение является временной мерой, оно применяется в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта. Установлен закрытый перечень случаев, когда может быть введено наблюдение. Это:

--------------------------------

<1> РГ. 2005. 14 июня. N 125.

- введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

- применение таможенно-тарифного регулирования в части установления или изменения ввозных или вывозных таможенных пошлин;

- установление запретов и ограничений во внешней торговле товарами.

Задача наблюдения - оценить результаты применения этих мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Наблюдение обеспечивается установлением требования получения разрешения на экспорт и (или) импорт соответствующих товаров. Разрешение оформляется на каждый вид товара, срок действия разрешения ограничивается текущим годом, оно регистрируется в территориальном органе Министерства экономического развития и торговли РФ и имеет личный характер (запрещена его передача другим лицам). При отсутствии разрешения выпуск товара с таможенной территории не допускается.

Следует подчеркнуть, что выдача разрешения в этих целях является обязательной для государственных органов, что в корне отличает такие разрешения от разрешений при лицензировании экспорта и импорта товаров. Государственными органами, выдающими разрешения при наблюдении, являются территориальные органы Министерства экономического развития и торговли РФ.

25.10. Экспортный и импортный контроль

Экспортный контроль может пониматься в широком и узком смысле слова. В широком смысле под экспортным контролем понимаются все мероприятия, проводимые в отношении любых экспортируемых товаров. Сюда можно включить и таможенный контроль, и валютный контроль. В РФ осуществляется единая политика экспортного контроля. Ее целью является обеспечение национальной безопасности, политических, военных и экономических интересов. Экспортный контроль устанавливается также в целях выполнения международных обязательств РФ по недопущению распространения оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

Действующая система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти порядка вывоза за пределы РФ товаров, работ, услуг, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений такого порядка.

В узком смысле в качестве особого метода государственного регулирования понимается экспортный контроль, установленный Законом "Об экспортном контроле", а также Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <1>, что и будет рассмотрено ниже.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

Под экспортный контроль в соответствии с вышеназванными Законами подпадают следующие объекты:

- вооружение и военная техника;

- товары, информация, работы, услуги, технологии, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения;

- товары, информация, работы, услуги, технологии, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;

- товары и технологии двойного назначения (отдельные виды сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые хотя и предназначены для использования при создании обычной продукции, но могут быть использованы и при создании вооружения, военной техники, оружия массового уничтожения и средств его доставки).

Конкретные перечни (списки) номенклатуры товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, устанавливаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Указ Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580, которым утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль // СЗ РФ. 2004. N 19 (ч. II). Ст. 1881.

Механизм экспортного контроля предусматривает:

- создание организациями внутрифирменной программы экспортного контроля <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. N 176, которым утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля // СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1139 (с изм. и доп. от 22 января 2001 г., 3 октября 2002 г., 4 февраля 2005 г.).

- создание организациями внутрифирменной системы экспортного контроля <1>;

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минэкономики РФ от 9 февраля 1999 г., которым утверждено Временное положение "Об организации, регистрации и аттестации внутрифирменной системы экспортного контроля на предприятии (в организации)" // Текст размещен на сервере Федерального компьютерного центра фондовых и товарных информационных технологий Мингосимущества России (ФТ-центр) в Internet (www.db.ftcenter.ru).

- проведение независимой идентификационной экспертизы контролируемых товаров и технологий <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. N 477, которым утверждено Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2687 (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г., 4 февраля 2005 г.).

- получение письменного обязательства иностранного контрагента о том, что передаваемые контролируемые товары и технологии не будут использованы для создания оружия массового поражения и средств его доставки;

- государственную экспертизу внешнеэкономических контрактов экспортеров <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2001 г. N 294, которым утверждены Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1713 (с изм. и доп. от 4 февраля 2005 г.).

- ведение экспортерами учета этих контрактов;

- подготовку и выдачу соответствующими министерствами и ведомствами заключений о возможности экспорта товара;

- лицензирование.

В определенных случаях, исходя из национальных интересов и в целях выполнения международных обязательств РФ могут устанавливаться запреты и ограничения экспортных операций с контролируемыми товарами.

За нарушение законодательства об экспортном контроле установлена административная ответственность в виде штрафа, а также конфискации (ст. 14.20 КоАП РФ).

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает в себя осуществление контроля за импортом. Государственный контроль за импортом также может пониматься в широком и узком смысле слова. Рассмотрим одно из направлений контроля за импортируемыми товарами. В целях защиты потребителей установлен контроль за качеством импортируемых товаров.

Законодательством установлены требования, которым должны соответствовать ввозимые на территорию РФ товары. Такие требования, а также правила осуществления контроля за импортными товарами едины и обязательны на всей территории РФ.

Для обеспечения соответствия импортных товаров установленным требованиям в РФ действует система сертификации. Таможенное оформление товаров, подлежащих обязательной сертификации, не производится без наличия сертификата.

В целях обеспечения поступления на российский рынок качественной продукции запрещен ввоз на территорию РФ товаров, которые:

- не соответствуют установленным стандартам и требованиям;

- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в необходимых случаях;

- запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

- имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

В целях обеспечения качества и безопасности использования на территории РФ импортных товаров запрещается продажа на территории РФ импортных товаров без информации о них на русском языке.

25.11. Предотгрузочная инспекция

Наши рекомендации