Регулирование предпринимательской деятельности
Государственное регулирование малого предпринимательства направлено на создание благоприятных условий для функционирования и повышения эффективности данного сектора экономики.
В экономически развитых странах малое предпринимательство формирует большой слой мелких собственников, который в значительной мере определяет социально-экономический уровень развития страны.
С другой стороны, оно в значительной степени зависит от внутренней экономической конъюнктуры. Поэтому возникает необходимость выравнивания различий в объективных возможностях крупных и мелких предприятий путем соответствующих регуляторов.
Малые предприятия вынуждены вести конкурентную борьбу за свои рынки с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это обусловливает потребность малого предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения государством протекционистской экономической политики.
Формируются определенные правила рыночных отношений, которые компенсируют малому предпринимательству недостатки по сравнению с крупным бизнесом. Государство заинтересовано в поддержке малого бизнеса как потенциального гаранта стабильности.
Малое предпринимательство развивается в России в неблагоприятных условиях, при недостаточной государственной поддержке, слабой правовой защите, высоких налогах и дорогих кредитах, отсутствии стабильной и последовательной промышленной политики.
Система государственного регулирования малого предпринимательства - это экономическое, правовое и организационное обеспечение среды для эффективного и устойчивого развития.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Цели деятельности государства по отношению к малому предпринимательству классифицируются на следующие:
1) общие: поддержание и развитие конкурентных начал в экономике; выравнивание шансов для успешного старта в бизнесе любого инициативного гражданина, желающего взять на себя ответственность за свой бизнес; содействие решению проблем занятости; поддержка инноваций;
2) специальные:
- создание благоприятных общих условий для деятельности малого предпринимательства (установление правового режима регистрации, лицензирования, налогообложения, устранение различных форм дискриминации со стороны как более крупных конкурентов, так и со стороны органов власти, обеспечение равного доступа к ресурсам, создание и поддержание специальной инфраструктуры для подготовки кадров, аудиторских и юридических услуг);
- поддержка начинающих - «стартующих» малых предприятий;
- поддержка малых предприятий в регионах и отраслях, которые отличаются низким уровнем развития и наличием острых социальных проблем;
- облегчение доступа малых предприятий к особо дефицитным или дорогим ресурсам, приобрести которые на рыночных условиях они не в состоянии (производственные площади, кредитные ресурсы).
В переходной экономике государственная поддержка малого бизнеса имеет также специфические цели, а именно:
- снижение трансакционных издержек, обусловленных нестабильным режимом функционирования кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктуры;
- сокращение доли теневого оборота;
- стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом;
- дополнительная поддержка на региональном уровне для решения проблем регионов.
В основе государственного регулирования малого бизнеса лежат следующие принципы:
- системность и целостность управления малым предпринимательством;
- протекционизм;
- селективность, координация федерального и регионального уровней;
- адекватность целей и задач реальным ограничениям.
Системность и целостность государственной политики в этой сфере обеспечивается следующими способами:
- разграничением области применения административных и экономических методов регулирования;
- построением организационных структур управления на базе четкого разграничения полномочий, прав и ответственности представительных и исполнительных органов власти разного уровня, использованием в практике управления современных структур при реализации целевых программ и проектов;
- созданием системы обратной связи и информационного обеспечения государственного регулирования, кадрового обеспечения.
Принцип протекционизма обусловлен устоями рыночного хозяйства. Во многих случаях малый бизнес неспособен запускать производство и успешно конкурировать с крупными предприятиями самостоятельно, без государственной помощи.
Принцип селективности можно определить двояко:
- как поддержку в определенных отраслях и регионах;
- как поддержку определенных групп малых предприятий.
Принцип адекватности означает соотнесение конкретных мер в области политики поддержки с состоянием экономики, возможностями бюджета, ограничениями действующего законодательства.