Отношения России со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока на

Рубеже XIX-XX вв.

Рубеж XIX-XX вв. характерен обострением противоречий между ведущими мировыми державами из-за передела колоний и сфер влияния, оформлением военно-политических блоков и в связи с этим начавшейся гонкой вооружений. В начале XX в. на международной арене определи лось соперничество двух ведущих империалистических стран - Англии (крупнейшей колониальной державы) и Германии ("опоздавшей" к колониальному дележу и требовавшей "места под солнцем"). Именно эти державы впоследствии возглавили два крупных противостоящих один другому военно-политических блока - Антанту и Тройственный союз. Однако между входящими в эти блоки странами существовали и свои противоречия: например, между Англией и Францией по колониальным вопросам, Россией и Англией на Среднем и Дальнем Востоке, Италией и Австро-Венгрией на Балканах.

Англия вплоть до начала XX в. придерживалась позиции "блестящей изоляции", когда она, не поддерживая никакой блок, играла на противоречиях между другими державами. Однако сохранить эту позицию в начале XX в. ей уже было невозможно в силу возраставшего антагонизма ее с Германией, стремившейся к переделу колоний. Традиционное соперничество России и Англии в Средней Азии, на Среднем и Дальнем

Востоке в начале XX в. постепенно уступает поискам соглашения о разграничении сфер влияния. С другой стороны обостряются отношения России с Австро-Венгрией из-за активизации последней на Балканах. Австро-Венгрию поддерживала Германия, что способствовало углублению германо-русских противоречий. Однако это не исключало и временных соглашений России с этими странами.

Рубеж XIX - XX вв. - укрепление франко-русского военно-политического союза. К этому подталкивало и принятое в 1899 г. решение стран Тройственного союза (Германии, Австро-Венгрии и Италии) не ограничивать срок действия ранее принятых на себя обязательств (до этого он был установлен сроком на 8 лет). Помимо военно-стратегических мотивов сближения Франции с Россией действовали и финансово-экономические, поскольку Франция являлась важным кредитором России. Укрепляя отношения с Францией, Россия, занятая в то время решением своих дальневосточных проблем, стремилась не обострять отношений с соседними европейскими странами - Австро-Венгрией и Германией.

В середине 90-х годов XIX в. возник внутренний кризис в Турции. Из-за систематического нарушения турецким правительством прав христиан в своих владениях в 1894 г. начались волнения в Западной Армении, затем в Македонии и на острове Крите. Турецкие власти подверг ли христианское население этих районов жестокой карательной акции. Назревал вооруженный конфликт между Турцией и Грецией.

Европейские державы готовились воспользоваться кризисом в Турции. К Дарданеллам была направлена английская эскадра. К ней готова была присоединиться и итальянская эскадра. На совещании у царя 23 ноября 1896 г. было принято решение направить военную экспедицию в Босфор в случае ввода в черноморские проливы военных кораблей других стран. Российский Генеральный штаб разработал план захвата Босфора в качестве ответной меры действиям иностранных флотов. В боевую готовность были приведены корабли Черноморского флота в Одессе и Севастополе. Однако после консультации с французским правительством, выступившим против этой акции, она была отложена. Отказались от вооруженного вмешательства и другие державы.

Общими усилиями в 1897 - 1898 гг. ближневосточный кризис был ликвидирован. Под нажимом европейских держав турецкий султан согласился облегчить положение христиан в Западной Армении и Македонии, а также предоставить автономию Криту. Удалось и прекратить уже начавшиеся в феврале 1897 г. военные действия между Турцией и Грецией из-за Крита.

В 1896 - 1897 гг. восстановились прерванные 10 лет назад дипломатические отношения между Россией и Болгарией, что способствовало укреплению российского влияния на Балканах. В 1897 г. была достиг нута договоренность России с Австро-Венгрией о поддержании статусво на Балканах, а в 1903 г. состоялась встреча Николая II с императором Австро-Венгрии Францем-Иосифом в австрийском замке Мюрштег, где между ними была достигнута договоренность о совместном контроле действий турецкой администрации в Македонии.

В 90-е годы XIX в. в Турцию стал активно проникать германский капитал, в связи с этим усиливалось и военно-политическое влияние Германии в этой стране. В 1899 г. Германия получила от турецкого султана концессию на постройку экономически и стратегически важной Багдадской железной дороги, проходившей через Балканы, Турцию до Персидского залива. Германия стала оказывать и военно-дипломатическую поддержку Турции, надеясь в перспективе вовлечь ее в орбиту блока стран Тройственного союза. Однако в 1900 г. России удалось заключить договор с Турцией, по которому она обязалась привлекать для строительства железных дорог в Северной и Северо-восточной Турции только русские капиталы. Этим договор устранял угрозу проникновения германского капитала в приграничные с Россией территории Турции.

С конца XIX в., когда английский капитал стал интенсивно проникать в южную часть Персии, Англия неоднократно предлагала России поделить сферы влияния в Персии, но всегда получала отказ.

Позиции России в Персии в то время были достаточно прочными. Еще в 1890 г. между Россией и Персией было заключено соглашение, согласно которому персидский шах обязывался в течение 10 лет не предоставлять иностранному капиталу концессий на строительство железных дорог в пределах своей страны. Этим договором ставилось препятствие проведению ответвления от Багдадской железной дороги в Северную Персию, а также и постройке английским капиталом железной дороги от Персидского залива к Тегерану. В Тегеране был учрежден российский Учетный банк, получивший концессию на строительство шоссейных дорог в Персии и чеканку монеты. По заключенному в 1901 г. новому договору с шахом Россия получала более благоприятные условия для торговли с Персией. За предоставленный российским Учетным банком крупный заем шах продлил договор 1890 г. о запрете выдачи концессий на строительство железных другим странам на территории Персии еще на 10 лет.

В конце 90-х годов XIX в. Россия выступила с инициативой созыва международной конференции для разработки мер по сокращению вооруженных сил, ограничению гонки вооружений и о мирном разрешении меж государственных конфликтов. В августе и декабре 1898 г. всем государствам были направлены две ноты с этим предложением. Первая конференция состоялась в мае-июле 1899 г. в Гааге. В ней участвовали 110 представителей от 26 государств: от большинства европейских, а также от США, Мексики, Персии, Сиама, Японии и Китая. Были приняты конвенции о мирном разрешении международных споров путем третейского суда (арбитража),о законах и обычаях ведения войны на суше и на море, а также серия деклараций, запрещавших применение во время военных действий разрывных пуль и ядовитых газов. Однако по главному вопросу - ограничению гонки вооружений -решения не было принято. Против него решительно выступила Германия, которая в это время начала усиленно вооружаться. Против принятия такого решения выступила и Англия, которая в противовес Германии также включилась в гонку вооружений. В конце 1905 г. Россия снова выступила с инициативой созыва международной конференции, которая собралась в июле октябре 1907 г. снова в Гааге, на этот раз с участием представите лей от 44 государств. Она подтвердила решения 1-й Гаагской конференции, включив ряд новых пунктов об обычаях ведения войны, гуманном обращении с военнопленными, об обязательствах во время войны нейтральных стран по отношению к воюющим сторонам. Однако и на этой конференции из-за противоречий между державами не было принято основного решения - об ограничении гонки вооружений. По предложению российской делегации было решено через 8 лет провести 3-ю международную конференцию, но это решение не было осуществлено.

В апреле 1904 г. было заключено соглашение Франции с Англией по спорным колониальным вопросам. Это соглашение послужило началом образованию военно-политического блока стран Антанты.

Вопрос 19

Наши рекомендации