Тема 6 Культура предпринимательства
1. Культура предпринимательской деятельности и основы ее формирования.
2. Предпринимательская этика.
3. Организация работы по формированию культуры предпринимательской единицы.
4. Формирование привлекательного имиджа предпринимательской единицы.
5. Социальная ответственность бизнеса.
Цель: познакомить с основами формирования культуры предпринимательской деятельности на предприятиях.
Список рекомендуемой литературы:
1. Бусыгин, А.В. Предпринимательство: учебник / А.В. Бусыгин. –3-е изд.. – М.: Бусыгин, 2003. – 614 с.
3. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело ЛТД, 1994. – 702 с.
2. Предпринимательство: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфиинкеля.– 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 581 с.
Культура предпринимательской деятельности и основы ее формирования
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности.
Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота (сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения), этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.
Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды – это внешние факторы.
Культура же фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:
· предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;
· организацией предпринимательской деятельности;
· мотивацией собственника фирмы и служащих;
· уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников;
· наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;
· созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы;
· наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;
· высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы, менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения;
· достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;
· ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;
· хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей;
· высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;
· созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
· обеспечением здорового морального климата в фирме и др.
Формирование такой корпоративной культуры наряду внешними факторами обеспечивает предпринимательский успех.
Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы:
· готова ли фирма к риску и нововведениям;
· направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных целей;
· акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями и др.);
· не поощряются ли конформизм, индивидуализм (самоопределение личности в группе);
· стимулирование работников ориентировано на конечные индивидуальные результаты;
· принятие решений в фирме децентрализованно;
· предпочтение отдается групповым формам принятия решений;
· деятельность подчинена заранее составленным планам;
· работа сопровождается инновационными процессами;
· имеется сотрудничество между группами и отдельными работниками;
· сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;
· они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;
· отношения в фирме неформальны;
· фирма является открытой для внешней системы.