Тема 4. Свободные экономические зоны. Конкурентоспособность товара и фирмы

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА

«Утверждаю»

Декан экономического фак-та КемГУ

д.э.н., профессор Поварич И.П.

___________________________

«_____»_________2004 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для специальности 06.15.00. – «Маркетинг»

Факультет - экономический

Курс – 3

СеместрV

Лекции - 36 ч.

Практические занятия - 18 ч.

Самостоятельная работа- 55 ч. Зачет – 5 семестр

Индивидуальная работа –1 ч.

Всего часов – 110 ч.

СОСТАВИТЕЛИ: д.э.н., профессор кафедры «Маркетинг» Коноплев В.А., ассистент кафедры «Маркетинг» Васильева Л.Б.

КЕМЕРОВО - 2004

Рабочая программа курса "Основы предпринимательской деятельности" составлена на основании учебных программ Министерства образования РФ, утвержденные советом экономического факультета.

Утверждена Утверждена методической

на заседании кафедры комиссией экономического

Маркетинга факультета

Протокол «____»____________2004 г.

Зав. кафедрой маркетинга Председатель методической

д.э.н., профессор комиссии, к.э.н., доцент

______________Лавров А.М. _______________Козлова О.Н.

«___»____________2004 г. «____»____________2004 г.

Пояснительная записка

Становление и развитие предпринимательства в России является ключевым в формировании рыночных отношений. Многие годы предпринимательство не поощрялось, а его активное формирование как предмета знаний законодательно сдерживалось. Российская экономика, десятилетиями строящаяся на централизованном планировании и управлении, признавала точное и своевременное исполнение приказов. Такие качества, как инициативность, предприимчивость появлялись дозированно по очередному почину, либо оставались незамеченными. В настоящее время появился ряд нормативных документов, предопределяющих предпринимательскую деятельность в России -это конституция РФ, законы РФ "О собственности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "Об иностранных инвестициях" и др.

Анализ литературных данных по проблеме показывает многообразие подходов в трактовке такой экономической категории, как предпринимательство. Мы считаем, что предпринимательство - вид рисковой человеческой деятельности, которое представляет из себя, с одной стороны, инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, достижение лучшего хозяйственного результата, а с другой стороны - эта деятельность служит решению социальных проблем потребителя.

Предпринимательство дает наибольший эффект в состязательной среде при существовании различных форм собственности. Никакие идеологические соображения не могут быть выше эффективности производства и получения максимальной прибыли хозяйствующими субъектами.

Цель спецкурса - познакомить студентов с сущностью, принципами и функциями предпринимательской деятельности как физических, так и юридических лиц.

2. Тематический план

Темы Об. часов Лекций Практ Самост Индив.
  Теоретические проблемы предпринимательства. Сущность, функции и принципы предпринимательства.  
  Предпринимательская деятельность в новых экономических структурах. Этапы проектирования бизнес-плана для новых экономических структур. Несостоятельность (банкротство) хозяйствующих структур.    
  Планирование и управление бизнесом.    
  Свободные экономические зоны. Конкурентоспособностоирмы.  
  Совместное и международное предпринимательство.    
  Теневое предпринимательство.    
    ИТОГО:

Содержание дисциплины

3.1. Содержание лекций

Тема 1. Теоретические проблемы предпринимательства. Сущность, функции и принципы предпринимательства.

Новая социально-экономическая среда, называемая рыночными отношениями, содействует становлению и развитию нового слоя в обществе -предпринимателей. Необходимые предпосылки для возрождения предпринимательства, как массового общественного явления, начали складываться с конца 80-х годов, но благоприятные условия для его становления стали формироваться только с началом экономических реформ общества, т.е. в 90-е годы.

Свободное предпринимательство может сформироваться как явление в случае реализации четырех групп взаимосвязанных предпосылок: политических, экономических, юридических и психологических.

В законе РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (статья 1) написано: "Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли",

Следует различать понятия "бизнес" и "предпринимательство". Бизнес -экономическая деятельность, дающая прибыль. Понятия "предпринимательство" и "бизнес" тождественны, но не равны. Явление "предпринимательство" значительно шире понятия "бизнес", так как является социально-экономической категорией.

Основными принципами предпринимательства являются:

- правильный выбор стратегии на базе широких маркетинговых исследований;

- быстрое приспособление (адаптация) производства, ассортимента и качества продукции, всей системы управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы к требованиям рынка;

- активное воздействие на спрос потребителя с помощью рекламы, ценовой политики и товародвижения;

- конкурентоспособность товара и фирмы;

- наличие бизнес-плана;

- диверсификация производства.

Сущность предпринимательства раскрывается в его функциях:

- экономической и социальной.

- Субъектами предпринимательской деятельности в России могут быть;

- граждане РФ и стран СНГ не ограниченные в установленном законом порядке в своей дееспособности;

- объединение граждан - коллективные предприниматели (партнеры);

- граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В РФ разрешены законом следующие организационно-правовые формы предпринимательства: госпредприятия, муниципальные, индивидуальные (частные), полные товарищества, смешанные товарищества, акционерные общества открытого типа, акционерные общества закрытого типа, объединения предприятий, филиалы и представительства предприятий и др.

Этическая основа предпринимательства заложена религией, это общечеловеческий кодекс. Для предпринимателя, который стремится к прибыли, выше ее должна быть честь.

К теоретическому пониманию предпринимательской этики следует подходить, используя определения Канта и Маркса.

По Канту она присуща каждому предпринимателю в соответствии с его интерпретацией морали, а по Марксу должны учитывать нравственные нормы общества. Предпринимательство, являясь разновидностью социальных отношений, предполагает высокую культуру людей и всех форм их деловой активности.

Тема 2. Предпринимательская деятельность в новых экономических структурах. Этапы проектирования бизнес-плана для новых экономических структур. Несостоятельность (банкротство) хозяйствующих структур.

Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что предприятия малого и среднего предпринимательства, именуемые в дальнейшем новыми экономическими структурами, выполняют ряд важнейших функций:

- обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых невозможна его высокая эффективность;

- заполняют пустые ниши в потребительской сфере и сравнительно быстро окупаются, применяя современное оборудование и новые технологии;

- формируют предпринимательскую среду. Анализ литературных данных показал, что любая новая экономическая структура образуется в основном в три этапа:

- подготовительный,

- - организационный,

- - регистрационный.

Подготовительный этап включает:

- установку базы создания новой экономической структуры (НЭС);определение и оценку условий создания НЭС.

Базы создания НЭС - структурное подразделение (или его часть), группа таких подразделений, госпредприятия, группа инициативных лиц без связи с действующим госпредприятием.

Определения и оценка условий создания НЭС.

Учредителем НЭС могут быть:

- различные госпредприятия, объединения, организации, учреждения, союзы и др., имеющие статус юридического лица;

- акционерные общества, совместные предприятия с участием иностранных фирм, имеющие статус юридического лица;

- государственные органы, управляющие госимуществом;

- гражданин, ведущий трудовое хозяйство, семья или группа частных лиц, в том числе и физические лица.

НЭС формирует уставной фонд в виде натурально-вещественной формы (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.д.), финансовых ресурсов.

Имущество НЭС может передавать в возвратной или в безвозвратной форме. Возвратная форма - аренда, аренда с последующим выкупом. Безвозвратная форма- передача основных фондов с баланса на баланс.

Необходимые для развития НЭС средства могут быть аккумулированы путем выкупа акций или облигаций.

Одновременно с формированием уставного фонда, выбором учредителя решится вопрос о профиле деятельности НЭС. В случае, если НЭС формируется госпредприятием, то производится его технико-экономическое обоснование, а если НЭС формируется акционерными объединениями, то разрабатывается бизнес-план.

Организационный этап создания НЭС включает:

- выбор и оформление отношений с банком, открытием счета, изучение комплекса услуг, оказываемых банком НЭС;

- получение разрешения на изготовление печатей и штампов;

- регистрацию НЭС в финансовых органах, налоговой инспекции, определение и установление объемов и сроков представления отчетной документации;

- регистрацию НЭС в статуправлении и получение кодов;

Составляя бизнес-план, предприниматель непредвзято, обоснованно смотрит на затеваемое дело во всех деталях, рискуя и разумно избегая тех видов коммерческой деятельности, которые обречены на неуспех. Конечным продуктом бизнес-плана является реальный план действий, представляющий собой рабочий инструмент, позволяющий тщательно анализировать рынки сбыта, в том числе финансовый , получать доход (прибыль).

К основополагающим нормативным документам, предопределяющим предпринимательскую деятельность в России, следует отнести: Законы РФ "О собственности», "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Эти законы определяют общие, правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, их деятельность, регламентируют права и ответственность субъектов предпринимательства, определяют меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в РФ. Одним из важнейших элементов правовой базы становления предпринимательства является Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В первую очередной направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством. Закон запрещает такие действия органов управления, как принятие актов, ограничивающих самостоятельность предприятий и предпринимателей в области производства и реализации товаров и услуг. Закон запрещает действия хозяйствующих субъектов, которые приводят к ограничению конкуренции (доминирующим может быть признан производитель, доля которого на рынке превышает 35%). Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция.

Значительное место в Законе уделено органу государственного контроля -Государственному комитету по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Антимонопольный комитет осуществляет контроль за созданием, слиянием, ликвидацией, хозяйствующих субъектов, согласие при организации союза, ассоциации и других объединений предприятий. Кроме того, антимонопольный комитет вправе давать предписания о принудительном разделении хозяйствующего субъекта, о распоряжении или изменении договоров, соглашений, противоречащих данному Закону.

К основным видам документов, регулирующим правовые взаимоотношения между предпринимателями, организациями и другими хозяйственными субъектами относятся различные виды хозяйственных договоров. Эти документы представляют собой соглашение сторон, направленные на установление партнеров в интересах решения стоящих перед ними задач, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности.

К типовым формам хозяйственных договоров относятся:

- договора купли - продажи, поручение, комиссия, различные услуги;

- договоры подряда, аренды, страхования;

- банковская деятельность: договора на расчетное и кассовое обслуживание, кредитный договор, поручительства к кредитному договору, залоговое обязательство о депозитном вкладе и др.

- договора на внешнеэкономическую деятельность.

К типовым документам приемки продукции (товаров) по количеству и качеству относятся: акт приемки товаров (продукции) по качеству; акт приемки продукции (товаров) по количеству; акт отбора образцов (проб); форма удовлетворения составителя-поставщика, незаинтересованной организации, общественности при приемке продукции и др.

К типовым формам претензий и исковых заявлений относятся: претензия об уплате неустойки за недопоставку (просрочку поставки) продукции.

В статье 7 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлен ряд важных требований к государственным программам поддержки МП.

Под несостоятельностью (банкротство) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи и внебюджетные фонды, в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Внешним признаком несостоятельности является прекращение его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

В соответствии с Законом в отношении должника применяются следующие процедуры: реорганизационные; ликвидационные; мировое соглашение.

Тема 3. Планирование и управление бизнесом.

Первый бизнес - с чего начать? Мотивы занятия предпринимательством самые разнообразные. Почему у некоторых бизнес получается , а других нет?

Наиболее признанными являются теории А. Маслоу и 3. Фрейда, описывающие иерархию потребителей и поведения человека.

Любая фирма должна представлять на каком рынке она работает, поэтому исследование рынка происходит по следующим составляющим анализа внешней среды:

- общие тенденции изменения рынка;

- состояние конкуренции на рынке;

- основные потребители;

- сбытовая деятельность и др.

Тема 4. Свободные экономические зоны. Конкурентоспособность товара и фирмы.

Свободные экономические зоны (СЭЗ)- важный элемент совершенствования хозяйственного механизма национальной экономики, перспективная форма включения экономики любой страны в мировую.

Функционирование СЭЗсвязывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой СЭЗ служат важнейшим инструментом для подъема региональной экономики, выравнивания межрегиональных различий и т.д., в развивающихся странах такие зоны являются основой возрождения предпринимательства, а в странах с переходной экономикой главной целью создания СЭЗ - является усиление открытости своих национальных экономик мировой рыночной экономике.

К числу достижений СЭЗ относятся:

- высокие устойчивые темпы экономического роста;

- большие объемы привлечения в зоны иностранных инвестиций;

- значительное повышение производительности труда;

- существенный рост уровня жизни населения.

Создание СЭЗ является стратегическим ресурсом поднятия экономики страны и решения социально-экономических проблем в регионах. Свободные экономические зоны способствуют:

- организации новых предприятий,

- повышению занятости населения,

- росту уровня зарплаты,

увеличению налоговых поступлений в бюджет региона и страны.

Этимологический анализ термина "конкуренция" обнаруживает его двойное смысловое значение. Во-первых, столкновение, соперничество на каком-либо попроще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Во-вторых, борьбу предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров и за получение наивысшей прибыли.

Теоретическому анализу конкуренции посвящено огромное количество научных трудов различного уровня и масштабов, как российских, так и зарубежных исследователей.

В историческом плане теорию конкуренции впервые описали зарубежные экономисты. Изучение первоисточников показало, что, помимо теории свободной и совершенной конкуренции, встречаются описания классической, австралийской, несовершенной, физиократической, селективной, постмарксистской конкуренции.

В настоящее время большинство исследователей и экономистов в своей деятельности используют термины "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность фирмы". В экономической литературе еще не выработано единого понятия "конкурентоспособность" и методов оценки конкурентоспособности фирмы. Причиной различия трактовок этого понятия являются различные сходные позиции экономистов и масштаб рассмотрения конкуренции - национальной, региональной или мировой рынок.

Имеющиеся классификации методов конкурентоспособности фирмы и товаров условно и на практике опираются одновременно на различные теоретическое подходы.

Наши рекомендации