Тема 4. Свободные экономические зоны. Конкурентоспособность товара и фирмы
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МАРКЕТИНГА
«Утверждаю»
Декан экономического фак-та КемГУ
д.э.н., профессор Поварич И.П.
___________________________
«_____»_________2004 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для специальности 06.15.00. – «Маркетинг»
Факультет - экономический
Курс – 3
СеместрV
Лекции - 36 ч.
Практические занятия - 18 ч.
Самостоятельная работа- 55 ч. Зачет – 5 семестр
Индивидуальная работа –1 ч.
Всего часов – 110 ч.
СОСТАВИТЕЛИ: д.э.н., профессор кафедры «Маркетинг» Коноплев В.А., ассистент кафедры «Маркетинг» Васильева Л.Б.
КЕМЕРОВО - 2004
Рабочая программа курса "Основы предпринимательской деятельности" составлена на основании учебных программ Министерства образования РФ, утвержденные советом экономического факультета.
Утверждена Утверждена методической
на заседании кафедры комиссией экономического
Маркетинга факультета
Протокол «____»____________2004 г.
№
Зав. кафедрой маркетинга Председатель методической
д.э.н., профессор комиссии, к.э.н., доцент
______________Лавров А.М. _______________Козлова О.Н.
«___»____________2004 г. «____»____________2004 г.
Пояснительная записка
Становление и развитие предпринимательства в России является ключевым в формировании рыночных отношений. Многие годы предпринимательство не поощрялось, а его активное формирование как предмета знаний законодательно сдерживалось. Российская экономика, десятилетиями строящаяся на централизованном планировании и управлении, признавала точное и своевременное исполнение приказов. Такие качества, как инициативность, предприимчивость появлялись дозированно по очередному почину, либо оставались незамеченными. В настоящее время появился ряд нормативных документов, предопределяющих предпринимательскую деятельность в России -это конституция РФ, законы РФ "О собственности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "Об иностранных инвестициях" и др.
Анализ литературных данных по проблеме показывает многообразие подходов в трактовке такой экономической категории, как предпринимательство. Мы считаем, что предпринимательство - вид рисковой человеческой деятельности, которое представляет из себя, с одной стороны, инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, достижение лучшего хозяйственного результата, а с другой стороны - эта деятельность служит решению социальных проблем потребителя.
Предпринимательство дает наибольший эффект в состязательной среде при существовании различных форм собственности. Никакие идеологические соображения не могут быть выше эффективности производства и получения максимальной прибыли хозяйствующими субъектами.
Цель спецкурса - познакомить студентов с сущностью, принципами и функциями предпринимательской деятельности как физических, так и юридических лиц.
2. Тематический план
№ | Темы | Об. часов | Лекций | Практ | Самост | Индив. |
Теоретические проблемы предпринимательства. Сущность, функции и принципы предпринимательства. | ||||||
Предпринимательская деятельность в новых экономических структурах. Этапы проектирования бизнес-плана для новых экономических структур. Несостоятельность (банкротство) хозяйствующих структур. | ||||||
Планирование и управление бизнесом. | ||||||
Свободные экономические зоны. Конкурентоспособностоирмы. | ||||||
Совместное и международное предпринимательство. | ||||||
Теневое предпринимательство. | ||||||
ИТОГО: |
Содержание дисциплины
3.1. Содержание лекций
Тема 1. Теоретические проблемы предпринимательства. Сущность, функции и принципы предпринимательства.
Новая социально-экономическая среда, называемая рыночными отношениями, содействует становлению и развитию нового слоя в обществе -предпринимателей. Необходимые предпосылки для возрождения предпринимательства, как массового общественного явления, начали складываться с конца 80-х годов, но благоприятные условия для его становления стали формироваться только с началом экономических реформ общества, т.е. в 90-е годы.
Свободное предпринимательство может сформироваться как явление в случае реализации четырех групп взаимосвязанных предпосылок: политических, экономических, юридических и психологических.
В законе РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (статья 1) написано: "Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли",
Следует различать понятия "бизнес" и "предпринимательство". Бизнес -экономическая деятельность, дающая прибыль. Понятия "предпринимательство" и "бизнес" тождественны, но не равны. Явление "предпринимательство" значительно шире понятия "бизнес", так как является социально-экономической категорией.
Основными принципами предпринимательства являются:
- правильный выбор стратегии на базе широких маркетинговых исследований;
- быстрое приспособление (адаптация) производства, ассортимента и качества продукции, всей системы управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы к требованиям рынка;
- активное воздействие на спрос потребителя с помощью рекламы, ценовой политики и товародвижения;
- конкурентоспособность товара и фирмы;
- наличие бизнес-плана;
- диверсификация производства.
Сущность предпринимательства раскрывается в его функциях:
- экономической и социальной.
- Субъектами предпринимательской деятельности в России могут быть;
- граждане РФ и стран СНГ не ограниченные в установленном законом порядке в своей дееспособности;
- объединение граждан - коллективные предприниматели (партнеры);
- граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В РФ разрешены законом следующие организационно-правовые формы предпринимательства: госпредприятия, муниципальные, индивидуальные (частные), полные товарищества, смешанные товарищества, акционерные общества открытого типа, акционерные общества закрытого типа, объединения предприятий, филиалы и представительства предприятий и др.
Этическая основа предпринимательства заложена религией, это общечеловеческий кодекс. Для предпринимателя, который стремится к прибыли, выше ее должна быть честь.
К теоретическому пониманию предпринимательской этики следует подходить, используя определения Канта и Маркса.
По Канту она присуща каждому предпринимателю в соответствии с его интерпретацией морали, а по Марксу должны учитывать нравственные нормы общества. Предпринимательство, являясь разновидностью социальных отношений, предполагает высокую культуру людей и всех форм их деловой активности.
Тема 2. Предпринимательская деятельность в новых экономических структурах. Этапы проектирования бизнес-плана для новых экономических структур. Несостоятельность (банкротство) хозяйствующих структур.
Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что предприятия малого и среднего предпринимательства, именуемые в дальнейшем новыми экономическими структурами, выполняют ряд важнейших функций:
- обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых невозможна его высокая эффективность;
- заполняют пустые ниши в потребительской сфере и сравнительно быстро окупаются, применяя современное оборудование и новые технологии;
- формируют предпринимательскую среду. Анализ литературных данных показал, что любая новая экономическая структура образуется в основном в три этапа:
- подготовительный,
- - организационный,
- - регистрационный.
Подготовительный этап включает:
- установку базы создания новой экономической структуры (НЭС);определение и оценку условий создания НЭС.
Базы создания НЭС - структурное подразделение (или его часть), группа таких подразделений, госпредприятия, группа инициативных лиц без связи с действующим госпредприятием.
Определения и оценка условий создания НЭС.
Учредителем НЭС могут быть:
- различные госпредприятия, объединения, организации, учреждения, союзы и др., имеющие статус юридического лица;
- акционерные общества, совместные предприятия с участием иностранных фирм, имеющие статус юридического лица;
- государственные органы, управляющие госимуществом;
- гражданин, ведущий трудовое хозяйство, семья или группа частных лиц, в том числе и физические лица.
НЭС формирует уставной фонд в виде натурально-вещественной формы (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.д.), финансовых ресурсов.
Имущество НЭС может передавать в возвратной или в безвозвратной форме. Возвратная форма - аренда, аренда с последующим выкупом. Безвозвратная форма- передача основных фондов с баланса на баланс.
Необходимые для развития НЭС средства могут быть аккумулированы путем выкупа акций или облигаций.
Одновременно с формированием уставного фонда, выбором учредителя решится вопрос о профиле деятельности НЭС. В случае, если НЭС формируется госпредприятием, то производится его технико-экономическое обоснование, а если НЭС формируется акционерными объединениями, то разрабатывается бизнес-план.
Организационный этап создания НЭС включает:
- выбор и оформление отношений с банком, открытием счета, изучение комплекса услуг, оказываемых банком НЭС;
- получение разрешения на изготовление печатей и штампов;
- регистрацию НЭС в финансовых органах, налоговой инспекции, определение и установление объемов и сроков представления отчетной документации;
- регистрацию НЭС в статуправлении и получение кодов;
Составляя бизнес-план, предприниматель непредвзято, обоснованно смотрит на затеваемое дело во всех деталях, рискуя и разумно избегая тех видов коммерческой деятельности, которые обречены на неуспех. Конечным продуктом бизнес-плана является реальный план действий, представляющий собой рабочий инструмент, позволяющий тщательно анализировать рынки сбыта, в том числе финансовый , получать доход (прибыль).
К основополагающим нормативным документам, предопределяющим предпринимательскую деятельность в России, следует отнести: Законы РФ "О собственности», "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Эти законы определяют общие, правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, их деятельность, регламентируют права и ответственность субъектов предпринимательства, определяют меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в РФ. Одним из важнейших элементов правовой базы становления предпринимательства является Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В первую очередной направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством. Закон запрещает такие действия органов управления, как принятие актов, ограничивающих самостоятельность предприятий и предпринимателей в области производства и реализации товаров и услуг. Закон запрещает действия хозяйствующих субъектов, которые приводят к ограничению конкуренции (доминирующим может быть признан производитель, доля которого на рынке превышает 35%). Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция.
Значительное место в Законе уделено органу государственного контроля -Государственному комитету по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Антимонопольный комитет осуществляет контроль за созданием, слиянием, ликвидацией, хозяйствующих субъектов, согласие при организации союза, ассоциации и других объединений предприятий. Кроме того, антимонопольный комитет вправе давать предписания о принудительном разделении хозяйствующего субъекта, о распоряжении или изменении договоров, соглашений, противоречащих данному Закону.
К основным видам документов, регулирующим правовые взаимоотношения между предпринимателями, организациями и другими хозяйственными субъектами относятся различные виды хозяйственных договоров. Эти документы представляют собой соглашение сторон, направленные на установление партнеров в интересах решения стоящих перед ними задач, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности.
К типовым формам хозяйственных договоров относятся:
- договора купли - продажи, поручение, комиссия, различные услуги;
- договоры подряда, аренды, страхования;
- банковская деятельность: договора на расчетное и кассовое обслуживание, кредитный договор, поручительства к кредитному договору, залоговое обязательство о депозитном вкладе и др.
- договора на внешнеэкономическую деятельность.
К типовым документам приемки продукции (товаров) по количеству и качеству относятся: акт приемки товаров (продукции) по качеству; акт приемки продукции (товаров) по количеству; акт отбора образцов (проб); форма удовлетворения составителя-поставщика, незаинтересованной организации, общественности при приемке продукции и др.
К типовым формам претензий и исковых заявлений относятся: претензия об уплате неустойки за недопоставку (просрочку поставки) продукции.
В статье 7 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлен ряд важных требований к государственным программам поддержки МП.
Под несостоятельностью (банкротство) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи и внебюджетные фонды, в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Внешним признаком несостоятельности является прекращение его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.
В соответствии с Законом в отношении должника применяются следующие процедуры: реорганизационные; ликвидационные; мировое соглашение.
Тема 3. Планирование и управление бизнесом.
Первый бизнес - с чего начать? Мотивы занятия предпринимательством самые разнообразные. Почему у некоторых бизнес получается , а других нет?
Наиболее признанными являются теории А. Маслоу и 3. Фрейда, описывающие иерархию потребителей и поведения человека.
Любая фирма должна представлять на каком рынке она работает, поэтому исследование рынка происходит по следующим составляющим анализа внешней среды:
- общие тенденции изменения рынка;
- состояние конкуренции на рынке;
- основные потребители;
- сбытовая деятельность и др.
Тема 4. Свободные экономические зоны. Конкурентоспособность товара и фирмы.
Свободные экономические зоны (СЭЗ)- важный элемент совершенствования хозяйственного механизма национальной экономики, перспективная форма включения экономики любой страны в мировую.
Функционирование СЭЗсвязывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой СЭЗ служат важнейшим инструментом для подъема региональной экономики, выравнивания межрегиональных различий и т.д., в развивающихся странах такие зоны являются основой возрождения предпринимательства, а в странах с переходной экономикой главной целью создания СЭЗ - является усиление открытости своих национальных экономик мировой рыночной экономике.
К числу достижений СЭЗ относятся:
- высокие устойчивые темпы экономического роста;
- большие объемы привлечения в зоны иностранных инвестиций;
- значительное повышение производительности труда;
- существенный рост уровня жизни населения.
Создание СЭЗ является стратегическим ресурсом поднятия экономики страны и решения социально-экономических проблем в регионах. Свободные экономические зоны способствуют:
- организации новых предприятий,
- повышению занятости населения,
- росту уровня зарплаты,
увеличению налоговых поступлений в бюджет региона и страны.
Этимологический анализ термина "конкуренция" обнаруживает его двойное смысловое значение. Во-первых, столкновение, соперничество на каком-либо попроще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Во-вторых, борьбу предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров и за получение наивысшей прибыли.
Теоретическому анализу конкуренции посвящено огромное количество научных трудов различного уровня и масштабов, как российских, так и зарубежных исследователей.
В историческом плане теорию конкуренции впервые описали зарубежные экономисты. Изучение первоисточников показало, что, помимо теории свободной и совершенной конкуренции, встречаются описания классической, австралийской, несовершенной, физиократической, селективной, постмарксистской конкуренции.
В настоящее время большинство исследователей и экономистов в своей деятельности используют термины "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность фирмы". В экономической литературе еще не выработано единого понятия "конкурентоспособность" и методов оценки конкурентоспособности фирмы. Причиной различия трактовок этого понятия являются различные сходные позиции экономистов и масштаб рассмотрения конкуренции - национальной, региональной или мировой рынок.
Имеющиеся классификации методов конкурентоспособности фирмы и товаров условно и на практике опираются одновременно на различные теоретическое подходы.