Предпринимательского права 5 страница

Та же участь коснулась предоставлявшейся субъектам малого предпринимательства льготы по ускоренной амортизации. В силу действовавшей до 1 января 2005 г. нормы ст. 10 Закона о малом предпринимательстве субъекты малого предпринимательства были вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могли списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

Следует отметить, что анализируемая льгота появилась за несколько лет до принятия Закона о малом предпринимательстве. Она была предусмотрена еще Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" <1>. Однако в полной мере данная льгота просуществовала лишь до введения в действие с 1 января 2002 г. главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, ст. 259 которой "Методы и порядок расчета сумм амортизации" не предоставила субъектам малого предпринимательства права осуществлять ускоренную амортизацию основных производственных фондов. Поэтому субъекты малого предпринимательства с 1 января 2002 г. при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль стали учитывать суммы амортизации объектов основных производственных фондов, начисленные в соответствии с общим порядком, изложенным в главе 25 НК РФ <2>. Установленное Законом о малом предпринимательстве положение об ускоренной амортизации основных фондов стало применяться лишь в целях бухгалтерского учета, правомерность чего подтверждалась официальными разъяснениями <3>.

--------------------------------

<1> Пункт 7 данного Постановления устанавливал, что малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет, а также производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.

<2> Подробнее см.: письмо МНС России от 29 мая 2002 г. N 02-5-11/121-У692, письмо Управления МНС по г. Москве от 26 февраля 2003 г. N 26-12/11784 (официально не опубликовано).

<3> См., в частности, письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве от 13 июля 2002 г. N 26-08/27101 "О применении главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" // Налоговые известия Московского региона. 2002. N 8; письмо Минфина РФ от 29 августа 2002 г. N 04-05-06/34 // Налоговые известия Московского региона. 2002. N 12.

Однако и после 1 января 2002 г. рассматриваемая льгота осталась весьма значимой при исчислении налога на имущество. Так, в силу п. 1 ст. 374 главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" "объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета". Использование возможности дополнительного списания субъектами малого предпринимательства до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов позволяло существенно уменьшить стоимость имущества и, следовательно, размер налога.

Таким образом, с 1 января 2005 г. субъекты малого предпринимательства лишились двух очень важных с прикладной точки зрения льгот, применение которых на практике оказывало позитивное воздействие на их имущественное и финансовое положение.

Вместе с тем, как представляется, для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных до 1 января 2005 г., действие льготных норм не прекращается. Здесь уместно обратиться к упоминавшемуся уже Определению Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О. В п. 2 данного Определения указано, что "положение Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования... Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 и ст. 57 Конституции Российской Федерации". Есть основание полагать, что высказанная позиция Конституционного Суда РФ применима и сейчас, в связи с неблагоприятными изменениями налогового законодательства, вносимыми Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития малого бизнеса, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.

Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительные условия деятельности субъектов малого предпринимательства, соблюдение которых дает право на получение региональной государственной поддержки.

Так, в соответствии с Законом города Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", к субъектам малого предпринимательства города Москвы, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти города Москвы, предъявляются следующие дополнительные требования:

--------------------------------

<1> Ведомости Московской Думы. 1995. N 5 (с изм. от 21 февраля, 9 ноября 2001 г., 29 мая 2002 г.).

- регистрация на территории города Москвы в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица;

- включение в реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы;

- субъекты малого предпринимательства не должны относиться к категориям дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских фирм, банков и иных кредитных организаций, страховых организаций, а также организаций, созданных для проведения игр и заключения пари;

- субъекты малого предпринимательства - юридические лица не должны иметь филиалов (обособленных подразделений), находящихся за пределами границ Москвы и Московской области.

Субъекты малого предпринимательства имеют право на внесение в добровольном порядке в соответствующие реестры, которые ведутся в субъектах Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Распоряжение мэра Москвы от 7 мая 1997 г. N 367-РМ "О создании реестра субъектов малого предпринимательства Москвы" // Вестник мэрии Москвы. 1997. N 16 (с изм. от 3 сентября 2001 г., 27 апреля 2004 г.).

Органом исполнительной власти города Москвы, проводящим государственную политику города в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Положение о Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы утверждено Постановлением правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 741-ПП <1>.

--------------------------------

<1> Постановление правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 741-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 52.

Государственная поддержка малого предпринимательства в городе Москве осуществляется в соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004 - 2006 гг. <3>.

--------------------------------

<1> Утверждена Постановлением правительства Москвы от 1 июля 2003 г. N 510-ПП "О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004 - 2006 гг. " // Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 44 (с изм. от 27 апреля 2004 г.).

В качестве основных направлений поддержки малого предпринимательства в городе Москве можно отметить:

- создание общегородских систем центров развития предпринимательства в городе Москве;

- финансирование проектов и программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве;

- обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями;

- предоставление льгот в области арендных отношений;

- правовая поддержка субъектов малого предпринимательства;

- поддержка и развитие малого предпринимательства в инновационной сфере <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление правительства Москвы от 2 ноября 2004 г. N 763-ПП "О Городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004 - 2006 годы" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2004. N 68.

- информационная поддержка малого предпринимательства.

Рассмотрим некоторые из указанных льгот подробнее.

Льготы по предоставлению нежилых помещений. Субъекты малого предпринимательства испытывают большие по сравнению с крупными предприятиями трудности в обеспечении нежилыми помещениями для осуществления хозяйственной деятельности. Помещения, построенные по существующим нормативам, не в полной мере отвечают потребностям малого бизнеса: нерационально спланированы, требуют дополнительных затрат для приспособления их к новым условиям, а производственные помещения предприятий в большей части не подходят под размещение малых производств по своему масштабу. Вновь создаваемое малое предприятие вынуждено еще до начала своей деятельности и до получения каких-либо финансовых результатов расходовать значительные денежные средства на получение и обустройство помещений. Высокие ставки арендной платы за помещения, как правило, не соответствуют возможностям малого предпринимательства. Существует острая нехватка земельных участков и помещений для малого бизнеса на фоне большого количества неиспользуемых помещений, принадлежащих крупным и средним промышленным предприятиям. Высвобождаемые производственные помещения промышленных предприятий в большинстве своем не подходят под размещение малых предприятий (требуют коренной реконструкции, неэкономичны по расходу энергоресурсов и требуют много средств на их содержание). Учитывая существующие проблемы, в Москве создан фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и утверждено Положение о нем <1>. Целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса в городе Москве составляет часть общегородского нежилого фонда в виде комплекса зданий, сооружений, отдельных нежилых помещений с особенными процедурами формирования и использования, формой учета. Целевой фонд формируется за счет объектов незавершенного строительства, изъятия площадей у арендаторов, пользующихся ими незаконно или заключивших договоры аренды на пользование ими с нарушением требований действующего законодательства, государственного (муниципального) имущества, отчуждаемого в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, а также нежилых помещений, не получивших пользователей по конкурсам и аукционам в течение трех месяцев с момента выхода распоряжения Москомимущества об их проведении. Объекты целевого фонда размещаются на конкурсной основе. Положением о целевом фонде установлен порядок принятия решений о предоставлении имущественных прав в отношении объектов целевого фонда:

--------------------------------

<1> См.: Положение о целевом фонде нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса в г. Москве, утвержденное Постановлением правительства Москвы от 16 сентября 1997 г. N 683.

- исходя из целей и задач реализации Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, комиссия правительства Москвы утверждает условия проведения конкурса на предоставление свободных от обязательств объектов целевого фонда и перечень необходимых документов для участия в нем;

- официальные условия конкурса публикуются в средствах массовой информации;

- подведение итогов конкурса не может быть проведено ранее чем через 30 календарных дней с момента опубликования его условий;

- комиссия правительства Москвы подводит итоги конкурса и направляет принятые решения в Москомимущество.

Определены требования для участников конкурса и порядок подачи ими заявок. Объекты целевого фонда на основании решений, принятых в порядке, установленном настоящим Положением, предоставляются для использования субъектам малого предпринимательства: в аренду (в субаренду); безвозмездное пользование; в состав имущественного комплекса по операциям лизинг имущественных комплексов предприятий "под ключ" <1>. Также они могут быть проданы в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами города Москвы <2>.

--------------------------------

<1> См.: Положение о лизинге имущественных комплексов малых предприятий "под ключ" по приоритетным для города направлениям развития, утвержденное Постановлением правительства Москвы от 16 сентября 1997 г. N 683.

<2> См.: Положение о порядке передачи в собственность субъектам малого предпринимательства объектов недвижимости из целевого фонда нежилых помещений, утвержденное распоряжением мэра Москвы от 17 августа 1999 г. N 875-РМ // Вестник мэрии Москвы. 1999. N 21.

Необходимо отметить, что для субъектов малого предпринимательства города Москвы предусмотрены льготы по арендной плате. Постановлением правительства Москвы от 14 октября 2003 г. N 861-ПП <1> утверждена Методика расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы. Данным актом определено, что при расчете арендной платы для субъектов малого предпринимательства, включенных в Реестр субъектов малого предпринимательства города Москвы, устанавливается корректирующий коэффициент (Ккор) в размере 0,5. При этом арендаторы вправе сдавать в субаренду не более 20 процентов арендуемых площадей. Договор аренды заключается без права выкупа арендованного объекта, сдачи его в безвозмездное пользование, переуступки прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал.

--------------------------------

<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 61 (с изм. от 30 ноября 2004 г.).

В целях обеспечения дальнейшего поступательного развития сферы малого бизнеса в Москве Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и Москомархитектурой разработана Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004 - 2010 годы <1>. Программа предусматривает:

--------------------------------

<1> Программа одобрена Постановлением правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 78-ПП // Вестнику мэрии Москвы (приложение). 2004. Июнь (с изм. от 13 сентября 2005 г.).

- создание многофункциональных деловых центров для субъектов малого предпринимательства на общественных территориях города;

- создание технопарков для субъектов малого предпринимательства на территориях реорганизуемых производственных зон;

- формирование производственно-технологических территорий для размещения малого и среднего бизнеса в реорганизуемых производственных зонах;

- создание для субъектов малого предпринимательства новых нежилых помещений местного уровня, в том числе на первых этажах жилых домов-новостроек;

- создание новых нежилых помещений и объектов местного уровня для субъектов малого предпринимательства в шаговой доступности с размещением "магазинов на углу", предприятий быстрого питания, мультисервиса и других объектов, в том числе на первых этажах жилых домов-новостроек, обеспечивающих комплексно повседневный спрос населения;

- развитие комплексов и объектов малого предпринимательства разного функционального назначения, отвечающих современным качественным, техническим и функциональным требованиям;

- предоставление 6 млн. кв. м новых нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства, в том числе 2,5 млн. кв. м до 2006 г. При этом учитываются нежилые помещения для субъектов малого предпринимательства, которые создаются в составе городских программ и инвестиционных проектов, реализуемых в городе в настоящее время;

- различные схемы финансирования, организации и формирования инвестиционного процесса с целью минимизации сроков строительства, стартового капитала и увеличения объема реинвестиционного капитала, повышения эксплуатационных качеств построенных нежилых помещений.

Кроме того, Постановлением правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 78-ПП утверждены: адресный перечень строительства первоочередных объектов городского уровня для субъектов малого предпринимательства на 2004 - 2006 г.; предварительный адресный перечень нежилых помещений, предлагаемых для размещения объектов малого предпринимательства на первых этажах жилых домов-новостроек на 2004 - 2006 гг.; первоочередные организационно-правовые мероприятия на 2004 - 2006 гг., необходимые для обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями.

Правовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Концепцией создания эффективной системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства и совершенствования форм и методов предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов предпринимателей, которая утверждена Постановлением правительства Москвы от 1 марта 2005 г. N 109-ПП <1>.

--------------------------------

<1> Постановление правительства Москвы от 1 марта 2005 г. N 109-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2005. N 19.

В качестве основных элементов создания эффективной системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства предусмотрены:

1) оказание комплексных юридических услуг субъектам малого предпринимательства Москвы (на льготных условиях), в том числе в приоритетных для города направлениях на базе городских организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Предусматривается осуществление правовой (в том числе с привлечением адвокатов) защиты субъектов малого предпринимательства, а также доступной для предпринимателей "горячей линии" и формирование системы клиентских карточек - свидетельств, выдаваемых субъектам малого предпринимательства с целью оперативного предоставления им необходимого объема квалифицированной юридической помощи на льготных условиях с использованием ресурсов территориальных центров развития предпринимательства и территориальных агентств по развитию предпринимательства;

2) создание системы добровольной аккредитации деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих предоставление правовых услуг субъектам малого предпринимательства Москвы. Введение процедуры аккредитации предполагает установление определенных требований к организациям и предпринимателям, предоставляющим правовые услуги субъектам малого предпринимательства.

Любой субъект предоставления юридических услуг вправе быть аккредитованным при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Аккредитация является добровольной.

В течение срока действия аккредитации субъект предоставления правовых услуг обеспечивает:

- оказание оперативных и квалифицированных правовых услуг субъектам малого предпринимательства на льготных условиях;

- высокий уровень обслуживания и качество предоставляемых услуг.

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы осуществляет контроль за соответствием субъекта предоставления правовых услуг условиям аккредитации и при выявлении нарушений в деятельности аккредитованных субъектов предоставления правовых услуг принимает решение о лишении их аккредитации;

3) разрешение возникающих конфликтов третейскими судами субъектов малого предпринимательства Москвы. На базе организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы предусматривается создание в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <1> специализированного третейского суда, специализирующегося на рассмотрении хозяйственных споров во всех административных округах города Москвы. Предметом деятельности третейского суда является разрешение экономических споров, в которых хотя бы одной из сторон является субъект малого предпринимательства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Третейское разбирательство спора призвано обеспечить:

- защиту охраняемых законом прав и интересов субъектов малого предпринимательства;

- быстроту и экономичность процедуры разрешения спора;

- сохранение и дальнейшее упрочение деловых, партнерских отношений спорящих сторон, несмотря на имеющиеся между ними разногласия.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения;

4) формирование обществ взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства Москвы перед третьими лицами. Общество взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства - организация, созданная в соответствии с действующим законодательством в форме некоммерческой организации и осуществляющая деятельность по страхованию ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц субъектами малого предпринимательства, действующими на территории города Москвы.

Объектами взаимного страхования могут быть имущественные интересы субъектов малого предпринимательства, связанные с риском:

- утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества;

- ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц;

- убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе рисков неполучения ожидаемых доходов.

Общество будет осуществлять страхование имущества и имущественных интересов своих членов непосредственно на основании членства, если учредительными документами не будет предусмотрено заключение в этом случае договора страхования.

Членами общества могут выступать субъекты малого предпринимательства Москвы.

Льготы в области информационного обеспечения. В соответствии с Постановлением правительства Москвы от 1 февраля 2000 г. N 83 "Об информационной поддержке малого предпринимательства г. Москвы" <1> Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы совместно с организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве проведена значительная работа по созданию и развитию системы информационного обеспечения малого предпринимательства. В настоящее время в ее состав входят более 40 веб-ресурсов. Объем справочной и аналитической информации в системе - порядка 2 млн. документов. Еженедельно выпускаются деловые печатные СМИ общим тиражом более 100000 экземпляров, имеющие свои электронные версии, а также 14 электронных периодических СМИ. Действует Центр телевизионных программ, подготовивший и распространивший в сети Интернет в 2003 г. более 300 видеосюжетов по тематике поддержки малого предпринимательства. В целом возможностями электронных информационных ресурсов, созданных в целях информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы, его развития и поддержки, ежедневно пользуются более 20000 пользователей.

--------------------------------

<1> Вестник мэрии Москвы. 2000. N 5.

Таким образом, во исполнение Постановления правительства Москвы от 1 февраля 2000 г. N 83 "Об информационной поддержке малого предпринимательства г. Москвы" в городе Москве сформированы ключевые элементы информационно-технологической среды, способной служить основой для полноценного удовлетворения информационно-коммуникационных потребностей субъектов предпринимательской деятельности и важным компонентом дальнейшего устойчивого развития городского малого предпринимательства. В частности, система информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы в течение 2001 - 2003 гг. позволила привлечь к проблемам предпринимательства на постоянной основе более чем 100000 пользователей сети Интернет, непосредственно обеспечить информационную поддержку продвижения на региональные рынки более 28000 товарных позиций субъектов малого предпринимательства, создание и заполнение более 8000 рабочих мест.

Постановлением правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. N 288-ПП "О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы" <1> намечены меры, направленные на дальнейшее функционирование системы информатизации поддержки малого предпринимательства на современном этапе технологического развития. В частности, предполагается решить следующие основные задачи:

--------------------------------

<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2004. N 30.

- внедрение специального тарифного плана ЗАО "МТУ-Интел" "Малый бизнес" по предоставлению услуг подключения к сети Интернет, доступа к сети Интернет и IP-телефонии, с установлением дополнительных скидок пользователям, включенным в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, в размере не менее 15 процентов;

- предоставление клиентам тарифного плана "Малый бизнес" бесплатного технологического доступа к веб-ресурсам СИОМП;

- размещение всех учебных модулей Негосударственного образовательного учреждения "Международный институт менеджмента "ЛИНК" в Системе дистанционного бизнес-образования (СДБО) информационной сети "Малый бизнес Москвы" в сети Интернет;

- обеспечение свободного бесплатного доступа субъектов малого предпринимательства к учебным модулям СДБО как основе системы свободного самостоятельного обучения предпринимательства;

- предоставление пользователям СДБО, включенным в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, скидок на образовательные услуги "Международного института менеджмента "ЛИНК" по получению дополнительного профессионального и высшего образования в размере не менее 30 процентов.

Московским законодательством предусматриваются меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, действующих в отдельных сферах предпринимательской деятельности. В связи с этим представляет интерес Закон города Москвы от 16 июня 1999 г. N 25 "О ремесленной деятельности в г. Москве" <1>. В силу ст. 2 данного Закона ремесленной является деятельность, относящаяся к одному из видов ремесел, определяемых распоряжением мэра Москвы, по производству продуктов труда, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов, предназначенных для удовлетворения утилитарных, эстетических, ритуальных и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов. Субъектами отношений, возникающих при осуществлении ремесленной деятельности, могут выступать как физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, так и юридические лица, ведущие коммерческую и некоммерческую деятельность в сфере малого предпринимательства. Рассматриваемый Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности ремесленников на территории города Москвы, а также меры, направленные на защиту прав потребителей продукции ремесленников.

--------------------------------

<1> Ведомости Мосгордумы. 1999. N 8.

7.6. Правовое положение инвестиционных фондов

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение инвестиционных фондов, является Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <1> (далее - Закон об инвестиционных фондах). Он регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, определяемые в соответствии с Законом об инвестиционных фондах, а также связанные с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом. Помимо Закона об инвестиционных фондах, большую роль в определении правового статуса акционерных инвестиционных фондов играет Закон об акционерных обществах. Указанный Закон применяется с особенностями, установленными Законом об инвестиционных фондах.

Наши рекомендации