Взаимоотношения с занятыми работниками фирмы
Занятые в организации – это те сотрудники, кем больше управляют, чем они управляют сами кем-то. Это одна из важнейших аудиторий менеджмента организации, часть организации, человеческие ресурсы. Мнения и поведение занятых в отношении организации в значительной степени определяют успех начинаний и стабильность организации, ее жизнеспособность. Тенденции изменений деловой среды изменяют концепции коммуникаций с занятыми.
1980-е годы явились периодом ускоренной глобализации деловой среды и роста конкуренции на национальных рынках.
1990-е годы стали периодом уменьшения предприятий, реорганизаций, связанных с конверсией военных производств в России, США и приватизационными процессами в Восточной и Центральной Европе. Время, когда занятый приходил в компанию и обретал стабильное место работы и пожизненную занятость прошло. Рост динамичности, нестабильности и неопределенности деловой среды обусловил уход пожизненной занятости из японской и российской деловой реальности. Это значит, что занятые менее защищены, менее уверены в стабильности своего положения, и поэтому менее лояльны компании, чем их предшественники.
Снижение лояльности занятых – первый фактор роста значимости внутриорганизационных коммуникаций. Меньшая лояльность занятых предполагает развитие новых инструментов взаимодействия с ними менеджмента, или аппарата управления компании. Именно система внутренних коммуникации менеджмента с занятыми является таким инструментом, поддерживающим связь руководства с сотрудниками и организации в целом с каждым из сотрудников.
Вторым фактором роста значимости внутриорганизационных коммуникаций является необходимость демократизации управления, делегирования полномочий сверху вниз. Демократизация управления обусловлена необходимостью повышения реактивности организации в среде нарастающей изменчивости. Сокращение средних уровней управления в организациях в условиях компьютеризации управленческих процессов повышает ответственность занятых в принятии решений. Занятым приходится выполнять большую и более ответственную работу меньшим количеством. Рост обязанностей занятых побуждает их требовать больше полномочий, к чему менеджмент организации не всегда готов. Это увеличивает недовольство занятых и снижает дееспособность организации.
Растущая нестабильность и сложность деловой среды требует сокращения сроков принятия решений, усиления лидерства в поиске и реализации новых решений. Растет необходимость создания развернутой внутриорганизационной информационной среды, позволяющей всем сотрудникам успешно ориентироваться в проблемах и быстро находить решения. Внутриорганизационные коммуникации и формируют такую информационную среду.
Данные исследования более 300 организаций в США, проведенного International Association of Business Communications показали, что
- встречи лицом к лицу с высшими руководителями – предпочитаемый источник информации для большинства занятых;
- руководители высшего уровня не общаются с занятыми удовлетворительно, оставаясь невидимыми и недостижимыми для контактов;
- публикации в масштабе компании во многих отношениях высоко оцениваются занятыми, хотя имеют низкую оценку как предпочтительный источник информации. Коммуникационные усилия менеджмента все еще не отвечают потребностям занятых;
- занятые очень критично относятся к нежеланию менеджмента выслушать их и действовать в соответствии с их идеями.
Общественность сегодняшней организации менее однородна, чем раньше. Единой общественности практически уже не существует. Поэтому внутренние коммуникации сегодня, так же как и внешние, должны быть ориентированы на целевую группу занятых.
Штат современных преуспевающих организаций нередко моложе, чем раньше, в нем больше женщин, он более амбициозный и карьерно-ориентированный, менее благодушный и лояльный, чем в прошлом. Поэтому занятые требуют прямоты в коммуникациях, а сами коммуникации должны быть непрерывными и систематическими для усиления управленческих сообщений.
Коммуникации в организации, которую занятые в США считают "местом, лучшим для работы", характеризуются следующим образом:
1. Наличие "обратной связи" – возможности для занятых выражать свое мнение и даже возражения менеджменту. Занятые хотят иметь доступ к менеджменту, или руководству организации. Они хотят появления критических статей во внутренних публикациях. Они хотят, чтобы менеджмент придавал значение этому.
2. Видимость и близость высшего руководства. Многие компании пытаются выровнять ранговые различия, смягчить такие напоминания о статусе, как кафетерии, спортзалы и автостоянки для руководства. Управление, прохаживаясь вокруг, – когда менеджер периодически обходит подразделения и рабочие места, неформально беседуя с людьми о проблемах и решениях, – позволяет усилить взаимопонимание менеджеров и занятых.
3. Приоритет внутренних коммуникаций перед внешними. Занятые должны получать информацию о своей компании в ней самой, а не из вечерних новостей. Иначе они считают, что им не доверяют. Компания должна выпускать информацию, затрагивающую интересы сотрудников, сначала для них, а уже потом – во вне.
4. Ясность. Каждое сообщение для занятых должно быть понятно широкому кругу занятых, а не только тем, кто это сообщение выпустил.
5. Дружественный тон. Лучшие компании создают ощущение чувства семьи во всем, что они сообщают. Одна высокотехнологичная американская компания ввела порядок – все должны носить табличку с именем (первым именем, а не фамилией), написанным большими печатными буквами. Эта, казалось бы, мелочь, делает коммуникации более личными, открытыми, убирая барьеры неизвестности и неопределенности.
6. Чувство юмора разряжает серьезную обстановку компании, где люди беспокоятся о сохранности своей работы.
Задача менеджера – убедить занятых, что он не только стремится общаться с ними, но также хочет делать это на правдивой, откровенной основе. Это сегодня одна из самых серьезных проблем внутриорганизационного общения. Менеджмент должен быть правдивым, потому что организационная публика обычно знает, что происходит в организации и честно ли руководство с ней.
Если менеджер не появляется на публике, та склоняется к мнению – что он скрывается сам и ему есть, что скрывать. Очевидно, что ушли те времена, когда менеджер мог сказать "верь нам, это для твоего собственного блага". Сегодня росту доверия способствуют:
1) своевременные и более частые коммуникации;
2) демонстрация доверия занятым путем распространения как хороших, так и плохих новостей;
3) вовлечение занятых в процесс коммуникаций и собственно, решения проблем, запрашивая их идеи и мнения. Дело в том, что занятые хотят знать – в каком направлении организация движется аппаратом управления и какова их роль в том, чтобы "доставить" организацию в целевую точку.
Так, компания IBM более 30 лет проводит программу "Speak up" (говори), обеспечивая двусторонний канал коммуникации занятых и менеджмента во всех своих 80-ти подразделениях. Любой занятый может выслать свои жалобы, пожелания или одобрение, задать вопрос администрации через службу коммуникаций, не раскрывая своего имени для администрации. С 1993 г. в IBM выпускается внутренний 4-х цветный журнал "Think" (думай), где обсуждаются темы "как не быть поглощенным бюрократией".
В целом, занятые должны чувствовать, что они в организации приветствуются, понимаются и признаны. Они хотят, чтобы к ним относились как к необходимой и значимой части организации.
Ориентирами в построении коммуникаций с занятыми могут служить следующие правила:
1. Регулярное исследование отношения занятых к организации и менеджменту позволяет выявить проблемы до того, как они станут кризисом. После обнаружения проблем в отношении занятых к менеджменту, занятые должны получить консультацию. Затем они должны видеть действия, направленные на устранение негативных факторов.
2. Последовательность и регулярность коммуникаций, сообщение как хороших, так и плохих новостей.
3. Персонификация коммуникаций предполагает их личный характер. Работники хотят личного внимания от тех, для кого они работают, особенно от ближайших менеджеров. Поэтому многие компании проводят "встречи на местах", в которых менеджеры высшего уровня ездят по стране – в места размещения заводов, чтобы отвечать на вопросы занятых.
4. Искренность коммуникаций все более значима в условиях растущего прагматизма, скептицизма занятых и их возросших требований достоверности сообщений.
5. Инновационность в выборе новых коммуникационных решений диктуется бурным развитием технологий и необходимостью конкурировать за внимание с огромным количеством ярких теле- и видео образов, окружающих занятых. После установки цели/стратегий коммуникации с занятыми, необходимо разработать программу коммуникаций. Для этого проводится внутренний аудит коммуникаций – исследуется отношение занятых к их работе, к самой организации и ее менеджменту. Анализируются также существующие методы и формы коммуникации. Результаты такого исследования часто поразительны, всегда информативны и не могут быть проигнорированы. Они выявляют идеи и концепции необходимых для организации средств коммуникации.
Занятые, как правило, хотят, чтобы коммуникации несли для них следующую информацию:
- Что должно произойти в организации?
- Что и почему происходит в организации?
- Значение изменений или достижений для занятых персонально.
- Решения, принимаемые в организациях и их причины.
Занятые обычно хотят не только быть информированными, но и быть услышанными. Поэтому коммуникации должны быть двусторонними.
В любой организации – даже самой небольшой, используются как минимум два коммуникативных средства – устные коммуникации и заметки-записки. В более крупных организациях также используются внутренние газеты – листки новостей, публикации для менеджеров (или управленческие публикации), ежегодные отчеты организации, доски объявлений, внутреннее видео, Интернет, встречи с руководителями, слухи.
В практике российских предприятий нередки случаи создания своих книг-летописей, своеобразных историй становления и функционирования предприятий с фотографиями, собственными героями. Такая книга нередко писалась старейшими сотрудниками и использовалась для сохранения традиций, для ознакомления новых сотрудников с предприятием, для подарков традиционным партнерам.
Рассмотрим специфику ежегодных отчетов для занятых. Относительно новым и менее распространенным средством для российских организаций являются ежегодные отчеты для занятых, хорошо известные в практике иностранных компаний. Такие отчеты могут печататься параллельно с ежегодными отчетами для акционеров или распространяться как единые годовые отчеты. Естественно, что многие сотрудники интересуются результатами работы компании и тем, что делает менеджмент для ее будущего. Ежегодный, или годовой отчет несет информационную функцию, отражая деятельность и значительные события компании в течение года. При этом он должен носить и функцию мотивации, неявно обращаясь к чувству корпоративной причастности, гордости и патриотизма занятых. Так, например, годовой отчет компании Mercedes-Bens за 1994 г. содержит:
1) изображение положения этой корпоративной единицы в Daimler-Benz Group;
2) формулировку общественно-значимого статуса, или миссии компании;
3) основные данные о продажах, численности занятых, величине амортизации, инвестиций, затрат на исследования и разработки, чистом доходе и прибыли от операций;
4) корпоративные принципы;
5) данные о членах Управленческого Совета с фотографиями;
6) отчет Управленческого Совета с обзором бизнеса в целом, обзором работы отделений, международной деятельности компании, организации продаж, с общей информацией о занятых, об охране окружающей среды и перспективах компании;
7) финансовая отчетность;
8) состав Совета наблюдателей и его отчет;
9) список директоров и менеджеров отечественных заводов;
10) таблицы и графики, детализирующие информацию. Годовой отчет для занятых может быть столь же сложен, как и отчет для акционеров, или столь же прост, как краткое освещение событий года для компании. Типичный отчет включает:
1. Обращение-письмо высшего руководителя к штату компании, рассматривающее результаты работы за год и содержащее благодарность занятым за их помощь в достижении результатов.
2. Описание компании. Простое графическое объяснение того, что организация представляет собой и где расположены ее отделения, филиалы.
3. Организационная политика. Обсуждение текущих задач – по поводу которых менеджмент имеет серьезное мнение и в решении которых он ищет поддержки занятых.
4. Отчет об использовании фондов. Часто здесь прикладывается график, описывающий как компания использовала каждый доллар, который она привлекла.
5. Финансовое положение компании с описанием активов, задолженностей компании и собственности акционеров в динамике.
6. Освещение социальной ответственности. Обсуждение роли организации в решении социальных задач общества – финансовая поддержка и участие занятых в течение года.
7. Освещение финансовых аспектов оплаты штата – общее описание, нередко в графической форме, зарплат, пособий-льгот и других затрат, имеющих отношение к штату.
8. Материалы, акцентирующие человеческий аспект, показывающие значимость людей для организации. Это могут быть достаточно глубокие профили конкретных занятых, комментарии специалистов об их работе и зарисовки, эссе о людях на работе.
Годовой отчет – это средство признания достижений занятых, которого они ждут. В некоторых организациях слухи – наиболее сильные средства коммуникаций. Нередко они распространяются быстрее, чем официальная информация и более влиятельны, чем обычные инструкции. Поэтому слухи могут быть разрушительными. Слухи трудно остановить. Организация должна корректировать слухи так быстро, как это возможно, потому что занятые склонны искажать будущий ход событий во имя подтверждения слухов.
Идентификация источников слухов сложна, если вообще возможна, и не стоит времени. Однако опровержение ложных слухов о плохих новостях – увольнениях, закрытиях, часто необходимо и достигается прямыми официальными заявлениями.
Слухи не всегда враги в коммуникациях с занятыми. Корпоративные слухи могут быть такими же средствами коммуникации, как печать или встречи занятых. Они могут быть еще ценнее, потому что им верят и каждый может внести свою лепту в их создание и распространение.