Сущность рынка, условия его возникновения и развития

Прежде всего зададимся вопросом: что такое рынок?Ответов на него может быть много, однако экономисты определяют ры­нок чаще всего следующим образом:

Рынок — это форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен — ключевое звено рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг со спросом на них. Это значит, что рынок существует лишь в том случае, если силы спроса и предложения ведут в конечном счете к изменению уровня цен или, наоборот, если цены способны вызвать изменения в объеме покупок и продаж товаров.

Рынку совсем не обязательнонаходиться в каком-либо определенном месте. Ближайшая автозаправочная станция, кафе мороженое, придорожный ларек, Нью-Йоркская фондовая Чикагская зерновая биржи действительно имеют конкретно местоположение, эти рынки можно посетить и увидеть. Одна у других рынков, таких, как рынок школьных учителей рынок вновь построенного жилья, нет определенного географического положения. Такие рынки функционируют с помощи объявлений, писем, телефонных звонков, компьютерных се личных взаимоотношений и переговоров в самых различи местах. Можно сказать, что рынок существует, если есть некое устройство, которое позволяет потенциальным покупателям и продавцам общаться по поводу обмена товарами и услугами.

В развитых странах рынок представляет собой не физическое место, где случайно встретились продавцы и покупатели, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важнейшую роль в выравнивании предложения и спроса играют цены.

Границы рынкакакого-либо товара определяются тем, на какое расстояние этот товар можно перевезти при условии, что его цена позволит покрыть и затраты на перевозку. Они зависят также от издержек, связанных с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т. д. Данные издержки получили название транзакционных. Таким образом, границы рынка устанавливаются естественным образом и зависят как от характера товара и затрат на его перевозку, так и от величины издержек обмена. Среди прочих причин, определяющих размеры рынка, немаловажное значение имеют запретительные меры государства или местных административных органов (квоты, тарифы и т. п.). По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки.

Ключевым звеном рыночной системы являются цены, выполняющие три главные функции в этой системе:

1) информационную:

2) стимулирующую;

3) распределительную.

1. Информационная функция цензаключается в том, что цены, по которым продаются товары и услуги, а также соотношение между ценами обеспечивают потребителей, производителей и владельцев ресурсов важной информацией, которая им необходима для того, чтобы в условиях рыночной системы принять решение: что, в каком месте, у кого и в каком количестве покупать и покупать ли вообще. Чтобы понять огромную, поистине феноменальную информационную функцию цен, достаточно представить себе человека, зашедшего в супермаркет, в котором все полки заставлены разнообразными товарами, но нет ни одного ценника, или человека, которому нужно выбрать работу, исходя из двух возможностей, ничего не зная о предлагаемой в обоих случаях заработной плате, или же ситуацию, когда вам необходимо решить, стоит ли нанять мастера для смены обоев в вашей квартире или заняться этим самому, и при этом у вас нет никакой информации о том, сколько возьмет за эту работу мастер, сколько стоят обои, клей, кисти и другие материалы.

2. Стимулирующая функция ценызаключается в том, что любое изменение в соотношении цен на разные товары приводит к движению и передислокации ресурсов. Рост цен на рожь по отношению к ценам на пшеницу поощряет фермеров выращивать больше ржи и сокращать посевы пшеницы. Снижение заработной платы юристов по сравнению с заработной платой финансовых менеджеров послужит причиной того, что меньше выпускников школ пойдет в юридические колледжи и инстинкты и больше — в учебные заведения, готовящие специалист в области финансового управления. Следовательно, в условия свободного рынка рост дохода и прибыли притягивает ресурсы, а убытки их отталкивают. Прибыль в экономике — это вознаграждение тех, кто эффективно использует ресурсы, а убытки наказание для тех, кто своей деятельностью снижает ценность ресурсов. Иначе говоря, прибыльными производствами как зажигается зеленый свет светофора, который переключается красный, если производства становятся убыточными. И точно так же как для нормального дорожного движения необходимы и зеленый, и красный свет, так для эффективного функционирования рыночной системы требуются не только прибыли, и убытки, которые помогают направить ограниченные ресурсы на самое выгодное их использование.

ПРИМЕР

Пусть производитель рубашек расходует ежемесячно 20 млн. на аренду помещения и необходимого оборудования, на оплату труда, покупку ткани, пуговиц и других материалов, необходимых для производства и продажи 25 тыс. рубашек. Если производитель продает 25 тыс. рубашек по цене 900 руб. за штуку, его деятельность приносит прибыль. Потребители ценят эти рубашки больше, чем ресурсы, требуемые для их производства. Прибыль производителя в размере 100руб. за каждую рубашку— это вознаграждение, получаемое им за увеличение ценности ресурсов.

Если же рубашки невозможно продать по цене дороже 750 руб., производитель несет на каждой из них убытки в раз­мере 50 руб. Они возникают из-за того, что действия производителя снижают ценность ресурсов — рубашки имеют для потребителя меньшую ценность, чем ресурсы, затраченные на их производство.

3. Распределительная функция цен:чем выше цена на какой-либо товар или услугу по сравнению с другими товарами и услугами при прочих равных условиях, тем меньше у людей желания и возможностей их покупать. Напротив, чем ниже цена, тем больше данных товаров люди пожелают и смогут купить. Таким образом, цены выступают в качестве рыночного способа нормирования ограниченных ресурсов, товаров и услуг,в результате чего они достаются тем, кто имеет наибольшее желание и возможность их оплатить.

ПРИМЕР

Если 20 тыс. человек захотят попасть на концерт любимой рок-группы в зал, вмещающий всего 2 тыс. зрителей, то цена на билет может быть увеличена до такой суммы, которую согласны заплатить только эти 2 тыс. человек, остальные же 18 тыс. человек ока­жутся "сверх нормы" из-за такой высокой цены.

Наши рекомендации