Лекция. Объекты интеллектуальной собственности в МСБ
Цель лекции: изучение объектов интеллектуальной собственности в МСБ
Вопросы лекции
1. Определение объектовинтеллектуальной собственности (ОИС).
2. Получение, использование и передача ОИС в МСБ
Для предпринимателей, занимающихся реализацией объектов интеллектуальной собственности, представляет большой интерес вопрос о реальной защите авторских прав, которая обеспечивает их выгоду на рынке промышленных лицензий на любую продукцию.
Понятие интеллектуальной собственности вошло в обращение с момента подписания в 1967 году в Стокгольме конвенции об утверждении Всемирной организации интеллектуальной собственности, которая была утверждена в 1970 году. В 1972 году членом конвенции стал СССР и по преемственности членства с 1992 года Республика Казахстан также является членом данной конвенции.
Свои изобретения инженерно-технические специалисты могут запатентовать в Патентном бюро, специальном государственном органе, которое осуществляет защиту прав на объекты интеллектуальной собственности.
Объектами интеллектуальной собственности, в соответствии с Генеральным планом счетов бухгалтерского учета Республики Казахстан, являются "Нематериальные активы":
- лицензионные соглашения, по которым передаются технологии, изобретения, ноу-хау, товарные знаки и атрибутика;
- программное обеспечение компьютерной и оргтехники;
- патенты на изобретения и научно-технические разработки;
- гудвилл, представляющий собой широкий спектр отличительных особенностей известных фирм, их имидж, которые также могут быть объектом продажи, передачи в пользование по соглашению.
Нематериальные (неосязаемые) активы могут быть идентифицируемыми, к которым относятся изобретения, патенты, промышленные образцы, и неидентифицируемыми, которые не могут быть отделены от всего предприятия, например фирменное наименование, атрибутика, технологический процесс.
Изобретения, права на которые должны быть запатентованы, включают в себя новизну, производственную значимость, независимо от сферы применения и формы представления. Изобретения в некоторых случаях оформляются в виде действующих (полезных) моделей, которые требуются для демонстрации возможностей новой техники или отдельного узла потенциальным потребителям или покупателям..
Художественно-конструкторские решения изделия, отличающиеся новизной, оригинальностью и промышленной применимостью, представляют собой промышленные образцы, которые также охраняются авторским правом. К таким образцам, помимо промышленного оборудования и производственной техники, относятся также эксклюзивные модели одежды, обуви, аудио и видео продукции, лекарственные средства, косметика и другие новые разработки во всех отраслях жизнедеятельности, которые могут быть промышленным способом многократно воспроизведены.
Охрана промышленных образцов государством осуществляется в меньшей степени, чем изобретений, поэтому они в большинстве своем являются объектами промышленного шпионажа, копируются пиратским способом и тиражируются, особенно в странах, где лицензионная форма передачи технологий недостаточно развита. Такая же ситуация на рынке программных обеспечений, где лицензионная продажа составляет менее 50% всех продаж, так как пиратские копии распространяются гораздо дешевле, а иногда и бесплатно хакерами-любителями. Для широкого распространения компьютерных программ СМИ республики, в частности, предлагали удешевить продукцию компьютерных фирм, что сделает их более доступными, как, например, в России, так как в этом случае отпадет необходимость в нелицензионной продукции.
Объектами копирования становятся также товарные знаки, фирменные наименования, торговые марки (лейблы), которые украшают дешевые подделки низкого качества некоторых отечественных и иностранных производителей.
Во многих странах продажа поддельных товаров запрещается, однако борьба с ними затруднена вследствие их малых объемов и рыночной торговли частными продавцами-челночниками, которые приобретают товары на рынках развивающихся стран.
Регистрация товарных знаков, торговых марок, фирменных наименований осуществляется государственными органами, которые также осуществляют их охрану и защиту от незаконного использования. В случае несоответствия товарного знака, торговой марки или наименования фирмы своему значению, они могут быть признаны недействительными.
Товарные знаки, торговая марка, наименование фирмы, в зависимости от желания фирмы, имеют вид надписи, рисунка, выполняются в цветном или черно-белом изображении, бывают словесными, изобразительными, комбинированными, могут содержать гербы, наименование страны, эмблемы. В Республике Казахстан герб, наименование страны и другие атрибуты государственного значения также являются объектом лицензирования и за их использование фирмы должны производить соответствующую оплату.
Владелец товарного знака, торговой марки, фирменного наименования может самостоятельно, по лицензионному соглашению предоставить право на использование имиджа фирмы в своем производстве, что носит особый вид коммерческой сделки.
Авторское право предоставлено понятию "ноу-хау", которое было впервые принято в США на судебном процессе Дюранда против Брауна в 1916 году, когда чье-либо мастерство, интеллектуальные и технические знания, умение вести дело с максимумом выгода и минимумом затрат, было признано объектом собственности данного лица.
К ноу-хау следует отнести способности лица в административном, коммерческом, интеллектуальном, профессиональном и иных видах деятельности, таким образом, их передача также становится объектом купли-продажи.
Ноу-хау может содержаться не только в голове субъекта, но и быть оформлено в виде неопубликованных записей, картотеки, расчетов, конструкционных чертежей, формул, рецептов, обучающих программ, видео, аудио и компьютерных продуктов, детальных показателей об усовершенствованиях оборудования, отчетных и плановых данных по предприятию, его рекламе и т.д.
Передача технологии может быть возмездной и безвозмездной, в зависимости от того, будет ли при этом происходить коммерческая сделка. Безвозмездная форма передачи технологии представлена в виде научных публикаций, личного обмена на встречах, научно-практических конференциях, во время стажировок, проведении программ обучения и т.д.
Наиболее распространенной формой коммерческой сделки при передаче объектов интеллектуальной собственности является лицензионное соглашение о передаче технологии, техники или научной и технической документации,
Лицензии различаются следующим образом:
a) по способу охраны объектов собственности - патентные, беспатентные и смешанные;
b) по форме передачи прав как принудительные, простые, исключительные и полные;
c) по степени автономности - самостоятельные и зависимые;
d) по видам объектов интеллектуальной собственности - на использование изобретений, промышленных образцов, ноу-хау, товарных знаков и торговых марок;
e) по праву лицензиара использовать усовершенствования, внесенные лицензиатом в процессе использования объектов лицензии - возвратные и безвозвратные;
f) по праву собственности - государственные, коллективные и частные.
Патентные лицензии дают права пользования на изобретения, промышленные образцы, защищенные патентными правами, техническую документацию и другие объекты интеллектуальной собственности.
К беспатентным формам передачи прав относятся лицензии на незащищенные патентами объекты интеллектуальной собственности, например ноу-хау, обучающие программы, изменения технологического процесса по требованию лицензиата.
При смешанной лицензии передача патентных и авторских прав сопровождается передачей ноу-хау, что часто происходит при покупке технологических линий, комплексов, установка и наладка которых предусматривает обучение персонала предприятия работе на данном оборудовании.
Если владелец патента не использует изобретение в течение определенного времени, то уполномоченный на то орган, по ходатайству заинтересованных лиц может передать им права на предмет патента, с выплатой компенсации патентовладельцу, тогда речь идет о принудительной лицензии.
Патентные формы передачи технологии, в зависимости от передаваемых прав различаются как исключительные, полные и простые. При предоставлении все особых прав на использование патента с отказом лицензиара от самостоятельного использования или передачи прав по данной лицензии третьим лицам применяется так называемая исключительная лицензия.
Простая лицензия предоставляет право на использование лицензиатом патента на изобретения и технологии в пределах установленных договором сроков, при этом лицензиар сохраняет за собой право на его самостоятельное использование или передачу третьим лицам.
Полная лицензия предоставляет право лицензиату на использование изобретений в течение срока действия патента, после которого права могут быть использованы третьими лицами. Владелец патента при этом сохраняет свои права на патент, в отличие от договора купли-продажи, по которому все права на патент передаются новому владельцу.
Самостоятельную лицензию владелец прав собственности дает лицензиату на основании лицензионного соглашения. При передаче прав на использование объекта лицензии, осуществляемой лицензиатом с исключительной или полной лицензией третьему лицу, такая передача называется сублицензией.
Государство является собственником земли и его недр, и, на этом основании, дает лицензию на разработку и поиск полезных ископаемых, других природных ресурсов, на совершение отдельных операций и видов деятельности на территории республики, как резидентам, так и нерезидентам РК.
Изобретения, промышленные образцы, патенты, ноу-хау могут быть объектами прав одного или нескольких физических или юридических лиц, в зависимости от этого и передача прав по лицензии осуществляется владельцем самостоятельно, либо с согласия других владельцев прав собственности.
Оценка объектов интеллектуальной собственности осуществляется экспертным путем, при продаже или по фактическим затратам.
Существует множество форм передачи технологий, которые зависят от правовой основы соглашения сторон, в зависимости от этого можно классифицировать способы следующим образом:
1) внутрифирменный обмен технологиями;
2) межфирменные соглашения о передаче технологий;
3) межфирменные поставки техники, сопровождающиеся передачей технологии.
В последнее время широкое распространение получили такие формы передачи объектов интеллектуальной собственности на коммерческой, но безлицензионной основе, как, поставка оборудования и материалов, оказание инжиниринговых услуг, франшиза (франчайзинг), создание совместных предприятий, передача оборудования в долгосрочную аренду (лизинг, хайринг, рентинг), кооперационные соглашения.
Инжиниринговые услуги представляют собой совокупность технических услуг в виде консультаций, предоставления технической документации, расчетов, смет, других услуг, связанных со строительством объекта, поставкой и установкой оборудования, технологической линии, доведением предприятия до расчетных показателей и подготовкой специалистов из персонала предприятия.
Есть существенные различия в толковании понятия "инжиниринг" в разных странах, что может быть предметом судебного разбирательства, поэтому различные нюансы в комплексе услуг должны быть четко определены в договоре, который составляется отдельно. Не всегда покупка оборудования обязывает поставщика или производителя осуществлять инжиниринговые услуги своему покупателю, если это не предусмотрено конкретным соглашением.
Особой формой совместной деятельности, при которой предприятие приобретает права на использование фирменного наименования, торговой марки, товарного знака, атрибутики, униформы, производство определенной продукции, то есть всего, что составляет имидж известной фирмы, является франшиза (или франчайзинг). При этом покупатель приобретает самостоятельное право на деятельность под именем главной фирмы-производителя, с использованием технологий и техники "донора". Оплата по договору франчайзинга производится по соглашению сторон в момент приобретения прав, ежегодно или иным образом. В зависимости от формы и вида передаваемых прав различают производственную, торговую (товарную), лицензионную (деловую) франшизы.
Специфика неосязаемых активов накладывает отпечаток на функционирование рынка объектов интеллектуальной собственности, главной особенностью которых зачастую является отсутствие физической формы, доступность и компактность, легкость копирования, что осложняет их охрану и доказательство права владения субъектами хозяйственной деятельности.
Нематериальные активы (НМА) - это неосязаемые, не имеющие физической формы объекты интеллектуальной и промышленной собственности, а также имущественных и неимущественных прав собственности субъектов хозяйственной деятельности.
Нематериальные активы, в зависимости от использования и предоставляемых прав, подразделяются на связанные с производством, с коммерческой деятельностью, с правами использования и прочие.
Основными особенностями НМА являются:
² использование в течение длительного времени;
² отсутствие физической формы;
² способность приносить доход субъекту;
² неопределенность размера будущей прибыли при использовании НМА.
Виды и состав нематериальных активов:
- Лицензии (лицензионное соглашение), согласно которым передается право на занятие определенным видом деятельности, использование технологии. Лицензии приобретаются, в зависимости от предоставляемых прав, у государственных учреждений, у других фирм, банков и из других источников. Лицензии различаются в зависимости от предоставляемых прав как простая, патентная, исключительная, полная.
- Программное обеспечение, использование которого потребно в данном производстве или обслуживании производства.
- Патент,который предоставляет право на осуществление промыслово-ремесленной деятельностью, кустарным производством, охотой и рыболовством, а также на использование нового изобретения. Патент приобретается в государственных органах и у авторов изобретений.
- Гудвилл - это уплаченная стоимость субъекта за минусом стоимости его чистых активов по балансу. Гудвилл определяется при продаже предприятия и является положительной величиной, определяемой при покупке по стоимости, превышающей балансовую. При приобретении или продаже предприятия за сумму меньше балансовой, то речь идет об отрицательном значении гудвилла - бэдвилле. Гудвилл в балансе отражается лишь в случае реальной продаже предприятия. Можно сказать, что гудвилл это стоимость имиджа фирмы.
- прочие НМА,к которым относятся все другие НМА, не входящие в перечисленные выше виды, в том числе товарные знаки, атрибутика, торговая марка, эмблема, униформа и другие особенности, отличающие фирму от других компаний на рынке.
Вопросы для самоконтроля
1. Формы коммерческой сделки при передаче объектов интеллектуальной собственности
2. Что такое гудвилл?
3. Что такое бэдвилл?
4. Дайте определение франчайзинга.
Рекомендуемая литература
1. Малый бизнес [Текст] : организация, экономика, управление: учеб. пособие / ред. В. Я. Горфинкель. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 495 с.
2. Широков, Б. М. Малый бизнес: Финансовая среда предпринимательства [Текст] : учебно-метод. пособие / Б. М. Широков. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 496 с.
3. Сирополис, Н. К. Управление малым бизнесом [Текст] : руководство для предпринимателей: пер. с англ. / Н. К. Сирополис. - М. : Дело, 1997. - 672 с.
4. Кэссон, Г. Н. Что нужно знать каждому бизнесмену (Эффективный менеджмент) : пер. с англ. / Г. Н. Кэссон. - М. : Бином, 1992. - 64 с. –
5.Загулин, М. С. Основы бизнеса и менеджмента [Текст] : учебн.пособие / М. С. Загулин. - М. : Компания Спутник+, 2000. - 176 с.
a. Қосымша әдебиеттер//Дополнительная литература
6. Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан [Текст] : практ. пособие по специальным налоговым режимам Налогового кодекса от 12.06.01 г. - 3-е изд., перераб. - Алматы : LEM, 2005. - 236 с.
7. Маслов, Д. В. Малый бизнес:японский путь к успеху [Текст] / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин. - М. : Пресс, 2005. - 192 с.
8. Чепуренко, А. Ю. Малый бизнес в рыночной среде [Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Чепуренко. - М. : Издат. дом Международного ун-та, 2006. - 324 с.
a. Электрондық қорлар//Электронные ресурсы
9. Пирогов, К. М. Основы организации бизнеса [Электронный ресурс] : электронный учебник / К. М. Пирогов. - Электрон. дан. (683 Мб). - М. : КНОРУС, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.