Случаи и сроки уплаты государственной пошлины
Случай уплаты | Срок уплаты |
Обращение в Конституционный суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или _к мировым судьям | До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, в том числе апелляционной, кассационной или надзорной |
Обращение за проставлением апостиля | До проставления апостиля |
Обращение за совершением нотариальных действий | До совершения нотариальных действий |
Обращение за выдачей документов (их копий, дубликатов) | До выдачи документов (их копий, дубликатов) |
Плательщик выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в его пользу | В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда |
В других случаях | До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов |
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме, что подтверждается соответствующими документами, и в равных долях, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные НК РФ.
Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 253 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально числу лиц, освобожденных от уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от ее уплаты. В случае принятия судом решения в пользу истца он освобождается от уплаты государственной пошлины.
Ставки могут быть фиксированными, адвалорными или смешанными.
Юридически значимые действия и ставки государственной пошлины за исполнение этих действии органами нотариата, суда, службами государственной регистрации установлены гл. 253 НК РФ.
Определение размера государственной пошлины имеет свои особенности.
Например, при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды пошлина уплачивается при подаче как имущественных, так и неимущественных исков, цену иска истец определяет самостоятельно или ее определяет судья по установленным законодательством правилам. Причем в цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска, а при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается.
В том случае, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины, ее уплачивает ответчик (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
При совершении нотариусом нотариальных действий с выездом к плательщику государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза.
Законодательством установлены льготы по уплате государственной пошлины, которыми могут воспользоваться, например, следующие категории налогоплательщиков:
· федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;
· суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ);
· суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта РФ — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
· федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг;
· Банк России — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством РФ;
· организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумага переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
· организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ;
· государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;
· физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;
· органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций:
· физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах обшей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ. при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
· физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ. при обращении в органы и (или) к должностным липам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.
При уплате государственной пошлины следует иметь в виду, что в доход федерального бюджета по местонахождению банка, принявшего платеж, перечисляется пошлина:
· по делам арбитражных судов;
· по делам КС РФ;
· по делам Верховного Суда Российской Федерации;
· за государственную регистрацию фирм и внесение изменений в их учредительные документы.
В остальных случаях пошлина зачисляется в доход местного бюджета по местонахождению банка, принявшего платеж.
Пошлину также можно заплатить наличными (например, государственному нотариусу) или через банк.
Пошлину за судебные разбирательства, а также за государственную регистрацию фирм (изменения в учредительных документах) платят до подачи заявления, жалобы, ходатайства и т.д. В суд нужно представить платежное поручение или квитанцию об уплате пошлины с подлинной отметкой банка.
При отсутствии денег на уплату пошлины (например, налоговые органы заблокировали расчетный счет организации), можно попросить суд предоставить отсрочку или рассрочку по ее уплате. Ходатайство должно быть приложено к исковому заявлению или включено в просьбу непосредственно в заявлении. Максимальный срок отсрочки или рассрочки — один год. На сумму государственной пошлины, в отношении которой представлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена.
Для подтверждения неспособности уплатить пошлину необходимо подать в суд:
· справку из налогового органа об открытых налогоплательщику банковских счетах (налоговый орган предоставляет справку по заявлению налогоплательщика);
· банковские выписки по этим счетам.
· Обращаясь и нотариальную контору, необходимо уплатить пошлину непосредственно в момент обращения.
· В некоторых случаях уплаченную пошлину можно вернуть, например, если:
· выигран спор в суде с государственным органом;
· ошибочно уплачена пошлина в большем размере, чем необходимо;
· иск был оставлен судом без рассмотрения.
Чтобы вернуть сумму пошлины, следует написать заявление в налоговый орган. Специального бланка для такого заявления нет, поэтому заявление составляют и оформляют в произвольной форме. Если пошлина была уплачена по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, то в налоговый орган также следует представить справку на возврат пошлины. Ее выдает арбитражный суд.
Пошлина должна быть возвращена на расчетный счет в течение месяца после подачи заявления. Если этот срок нарушен, сумму пошлины должны вернуть с учетом процентов, начисленных по ставке рефинансирования Банка России.
Транспортный налог ТН
Региональный налог введен 1 января 2003 г. гл. 28 НК РФ и заменил собой ранее действующую систему налогов, зачисляемых в дорожные Фонды.
ТН регламентируется федеральными законодательными актами, а вводится законодательными актами субъектов РФ, которые в соответствии с НК РФ имеют право определять ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по данному налогу.
Налогоплательщики. Плательщики ТН - лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.
Объекты налогообложения
Группа | Объекты налогообложения | Не являются объектами налогообложения |
Автомобили Мотоциклы и мотороллеры Автобусы Самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу Самолеты и вертолеты Теплоходы, яхты, парусные суда, катера Снегоходы и мотосани Моторные лодки и гидроциклы | Легковые автомобили, оборудованные для инвалидов Морские и речные суда, принадлежащие организациям, для которых основным видом деятельности являются пассажирские и (или) грузовые перевозки Моторные лодки, у которых мощность двигателя не превышает 5 л.с, а также весельные лодки Промысловые морские и речные суда Тракторы, комбайны и другие специальные машины, зарегистрированные на сельскохозяйственные предприятия и используемые для сбора или выращивания сельхозпродукции | |
Несамоходные (буксируемые) суда | Самолеты и вертолеты, принадлежащие санитарной авиации или медицинской службе Транспортные средства, находящиеся в розыске | |
Другие водные и воздушные транспортные средства | Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная служба Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов |
Ставки транспортного налога.
1. По легковым и грузовым автомобилям, автобусам, снегоходам и мотосаням, катерам, моторным лодкам и другим водным транспортным средствам, яхтам и другим парусно-моторным судам, гидроциклам налог взимается с каждой лошадиной силы в зависимости от мощности двигателя.
Так как транспортный налог относится к региональным налогам .то в соответствии с действующим законодательством субъекты РФ имеют право уменьшить (увеличить) ставки налога в 10 раз (ФЗ №282-ФЗ от28.11.2009г).
Определение налоговой базы:
Порядок исчисления и уплата налога. Юридические лица исчисляют сумму налога самостоятельно. Транспортный налог рассчитывают путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку.
В течение года количество транспортных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, может меняться. Какие-то машины проданы и сняты с регистрации, а другие, наоборот, приобретены и зарегистрированы. В этом случае для расчета транспортного налога используется специальный понижающий коэффициент, рассчитываемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в году. Месяц снятия с регистрации и постановки на регистрацию принимается за полный месяц.
Особенности уплаты транспортного налога физическими лицами. Эти лица сами транспортный налог не рассчитывают. За них это делает налоговый орган по месту регистрации транспортного средства.
Налоговый орган должен сообщить физ лицу сумму налога не позднее 1 июня года, в котором этот налог нужно заплатить. Рассчитывается налог на основе данных, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств ( МРЭУ), с последующим выставлением гражданам налоговых уведомлений.