Положение чернокожих американцев
Хижина сельскохозяйственных рабочих в Техасе (Гувервилль)
Афроамериканцы кроме проблем, связанных с экономическим кризисом, были вынуждены иметь дело также с расизмом американского общества, дискриминацией по расовому признаку и расовой сегрегацией. Многие политические лидеры, включая супругу президента Рузвельта, Элеонору Рузвельт, пытались распространить на них действие правительственных программ помощи бедным[20]. Сам президент Рузвельт набрал на второстепенные позиции в своем кабинете столько цветных граждан, что их называли «черным кабинетом». Он также старался заручиться поддержкой политических организаций афроамериканцев, особенно в Чикаго, и уже к 1936 г. последние изменили свою ориентацию на республиканскую партию и начали поддерживать демократов. С тех пор между чернокожими американцами и демократической партией был заключен политический альянс, существующий до настоящего времени[21].
Тем не менее, в то время об отмене расовой сегрегации или законов Джима Кроу в южных штатах речи не шло, и как экономическая, так и политическая поддержка афроамериканцам была значительно скромнее, чем белым, а пенсионные программы на них не распространялись совсем[22].
Вывод:
После выборов 1938 г. рузвельтовское окружение оказалось в "замешательстве относительно следующей фазы нового курса". Президент опасался конфликта с Конгрессом в условиях новой волны кризиса и демонстрировал "умеренность". Спикер палаты представителей заявил, что главные цели "Нового курса" "практически достигнуты" и необходимость в дальнейших реформах отпала. В ежегодном послании о положении страны, с которым Рузвельт выступил в январе 1939 г., не выдвигалось никаких проектов преобразований, президент официально провозгласил окончание "периода внутренних конфликтов, связанных с программой реформ".
6 марта 1939 г. Ф. Рузвельт официально заявил, что никаких планов дальнейших реформ у него нет. Таким образом, мы датируем "Новый курс" 1933-1939 годами и теперь можем рассмотреть, чего удалось добиться демократам за эти годы.
Несмотря на огромное внимание, уделявшееся социальным проблемам, "Новый курс" не смог серьезно изменить положение рабочего класса. Произошло это отчасти потому, что многие реформы были непоследовательны и недостаточны для исправления ситуации, отчасти из-за противодействия оппозиции. Много сил и средств ушло на организацию общественных работ. По всей стране в рамках этой программы строились дороги, плотины, жилые дома и другие объекты. Однако серьезно сократить безработицу с помощью принятых мер не удалось. В 1929 г. безработица составляла 3,2%. В промежуток с 1933 по 1939 гг., этот показатель ни разу не опускался ниже 14,3%. В 1935 году, через два года после начала реформ, он был выше, чем в 1931 г. (соответственно, 20,1% против 15,9%). Снизившись в 1937 г, до 7,7 млн., число безработных снова подскочило в 1938 г., когда вне занятости оказались 10,4 млн. чел. Правительство Рузвельта, таким образом, не решило этой проблемы.
Рузвельтовская администрация неоднократно подчеркивала свою озабоченность тяжелым положением трети американского населения, которой негде было жить, не во что было одеться, и нечем было питаться. Однако и здесь не удалось добиться существенных результатов. Не существовало единого для всей страны списка людей, которым полагается пособие, в каждом штате, местная власть устанавливала, тех, кто по ее мнению нуждается в государственной поддержке. Из числа получателей пособий по безработице были практически исключены чернокожие американцы. Пособия получали только 29% безработных негров. Размер пособия по безработице не превышал 36,6% заработной платы. Сельскохозяйственные рабочие, домашняя прислуга, государственные служащие денег не получали. Кроме того, были установлены пенсии по старости. Пенсии полагались тем гражданам, которые достигали 65-летнего возраста, но не ранее 1 января 1942 г. Таким образом, социальные выплаты существовали, но их размер был крайне мал, кроме того, получать их могли не все.
Попытки контролировать экономику также не принесли результатов. "Кодексы честной конкуренции" принимались в интересах крупных корпораций. В 1939 г. объем промышленного производства составлял 90% от уровня 1932 г. То есть в 1939 г., производили меньше, чем до начала реформ. ВВП в 1939 г. не достиг докризисного уровня и составлял 92.2 млрд. долларов, этот же показатель в 1929 г. равнялся 103.6 млрд. долларов. Тоже можно сказать и о национальном доходе страны (в 1929 г. он был равен 80 млрд. долл., национальный доход за 1939 г. 73 млрд. долл.).
В рамках "Нового курса" не удалось добиться стабильности экономики. Уже во время второй администрации Рузвельта в 1937 году страна пережила очередной экономический спад, вызвавший новое падение цен на сельскохозяйственную продукцию и рост безработицы. Если демократы называли крах 1929--1933 гг. "гуверовской депрессией", то республиканцы, окрестили очередной кризис "рузвельтовской рецессией". Новый кризис подорвал веру в эффективность реформ. Демократы все более теряли инициативу.
К положительным сторонам "Нового курса" следует отнести ограничение рабочей недели, разрешение забастовок и другие меры по улучшению трудового законодательства, о которых было подробнее рассказано выше. Однако, не было создано механизмов для контроля над исполнением этих законов.
К сказанному следует добавить, что "Новый курс" был выгоден крупным компаниям и владельцам больших ферм. В результате преобразований усилилась концентрация производства. После проведенной реформы банков, укрупнился и банковский капитал. В сложившихся обстоятельствах, мелкие и средние собственники неизбежно проигрывали и разорялись, например, в результате реформ было закрыто более 6 тысяч банков, разорились около 10% фермеров.
В целом же, можно говорить о том, что проводимая демократами политика не принесла ожидаемых результатов. Несмотря на предпринимаемые правительством меры, положение населения по-прежнему оставалось тяжелым. Сохранялась безработица, субсидии не помогали улучшить жизнь населения. Добиться стабилизации в рамках проведенных демократами реформ не удалось, однако в 1939 г. было объявлено, что "новый курс" достиг своих целей. В том же году реформы были свернуты.
У президентской администрации не было единой программы реформ. Сначала Рузвельт пытался спасти американскую экономику путем установления контроля над капиталом. Сделать это ему не удалось. После этой неудачи президент и его помощники пытались реформировать трудовое законодательство. Кроме того, был принят ряд законов, направленных на поддержку необеспеченной части общества. Реформаторы надеялись, что им удастся повысить уровень жизни населения и таким образом снова создать спрос на продукцию промышленных предприятий. Однако из-за временного характера работ, маленького размера пособий и пенсий, исключения большого числа граждан из-под юрисдикции принимаемых законов, добиться результатов не удалось. Общественные работы, организуемые государством и назначение различных пособий для малообеспеченных граждан полезны в качестве временной меры и только тогда, когда у власти есть готовый способ выхода из кризиса. На примере "Нового курса" мы видим, что выдумывание общественных работ для населения и расходование большого объема средств на социальные пособия без коренного изменения экономической системы не принесли результатов. В свою очередь, поставить под контроль бизнес не удалось из-за того, что такая политика вызвала возмущение в среде крупного бизнеса, в результате чего Рузвельт рисковал потерять власть.
Причины "Нового курса" Рузвельта
С 1929 по 1932 г. наступил тяжелейший спад производства, который принял глобальные масштабы: число безработных в промышленных странах составило от 1/5 до 1/3 всех работоспособных. Всеохватывающий кризис получил впоследствии наименование Великая депрессия.
К началу 30-х гг. производство в стране снизилось наполовину, национальный доход на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха — безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками. Администрация президента Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы общественного организма — частную инициативу, свободную конкуренцию и таможенные барьеры. Государству отводилась роль независимого арбитра в борьбе конкурирующих групп.