Налогово-бюджетная политика
Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и государственных расходов, получили название финансовых отношений, или финансов. Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой — используются государством для макроэкономического регулирования общественного производства в соответствии с теми или иными национальными потребностями.
Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы. Ведущее звено финансовой системы — государственный бюджет.
Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций.
Бюджет включает доходы и расходы государства.
Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики расходы государства приобрели огромные, беспрецедентные масштабы.
Справка
Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем национальный доход.
Государственные услуги стали "высококачественным благом", т. е. эластичность спроса на государственные расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы. Иначе говоря, каждый процент увеличения доходов домашних хозяйств ведет к большему, чем 1%, увеличению спроса домашних хозяйств на государственные расходы G. Поэтому при увеличении дохода на душу населения доля государственных расходов в ВВП также имеет тенденцию к росту.
Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлений по социальному страхованию; за счет доходов государственных предприятии и других объектов государственной собственности и т. д.
Основным источником доходов государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства, а и всего того, что с ним связано. Как подчеркивал К. Man C "в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музе и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — Все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени — в налогах".
Историческая справка
В немецком г. Зигбург, расположенном в земле Северный Рейн-Вестфалия, находится единственный в мире Музей налогообложения, рассказывающий о том, как люди поднимались к вершинам современной цивилизации с налоговым бременем на плечах.
На этом пути встречалось немало забавных налоговых курьезов и нелепостей. Что только не служило объектом налогообложения! Налоги на общественные туалеты и бороды, на фортепьяно и скаковых лошадей, на певчих птиц и холостяков, на кружева и балконы, на двери и окна, выходившие на проезжую улицу (сохранялись во Франции вплоть до XIX в.; поэтому там многие старые дома не имеют окон и дверей со стороны улицы). Были налоги на женскую косметику и на бракосочетание (последние получили у нас совершенно неверное объяснение как "право первой брачной ночи"), налоги за бездетность и т. д.
Налоги в рыночной экономике необходимо рассматривать не только с позиций государственных (фискальных) интересов, но и как важный инструмент воздействия но рынок. Рынок и налоги — чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономикой, поскольку налоги выполняют функцию регулирования рыночных отношений. Налогообложение используется государствами развитых стран для воздействия на циклическое развитие экономики, борьбы с инфляцией, создания производственной и социальной инфраструктуры, реализации военных программ, смягчения социальных конфликтов и т. п. Однако основные задача и цель налоговой политики
государства — обеспечение доходов бюджета, стимулирования (ограничение) предпринимательской деятельности, общее регулирование доходов в стране.
Структура налогообложения в рыночной экономике
Налоги делятся на две большие группы: прямые и косвенные
ПРЯМЫЕ НАЛОГИ
(взимаются непосредственно с физических и юридических лиц)
подоходный налог с населения (впервые введен в США в 1913 г.); налог с прибыли предприятий (взимается с Первой мировой войны);
имущественный налог (налог на постройки и т. п., уплачиваемый как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом (взимается с доходов от фондовых операций); налог с наследства.
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ
(взимаются непосредственно с товаров и услуг)
акцизы;
налог на добавленную стоимость (НДС);
таможенные пошлины (экспортные и импортные).
Справка
(о причинах существования двух видов налогов — прямых и косвенных)
Различия между прямыми и косвенными налогами обусловлены прежде всего тем, что их вид и природа происхождения совершенно отличны друг от друга. Если прямые налоги всегда ориентированы на личную (коллективную) работоспособность, которая и является источником жертвоприношения, то косвенные налоги почти индифферентны — они ориентируются на вещи, а не на лица. Поэтому косвенные налоги всегда взимаются с производителей вещей, торговцев, купцов, содержателей товарных складов и тех. кто занимается перевозкой грузов. Истоки косвенных налогов следует искать на античных базарах, в портах, у городских ворот, на дорогах и горных перевалах, во всех других "узких местах" торговых отношений. В противоположность прямым налогам, ориентирующимся на способность физических лиц осуществлять платежи (подоходный налог, налог на имущество налог на наследство), косвенные налоги более примитивны и грубы, но именно поэтому ими легче манипулировать и их проще взимать. Достаточно знать налоговую структуру страны, чтобы догадаться, на какой ступени развития она находится. Страны со слаборазвитой экономикой взимают в основном косвенные налоги, в то время как прямые налоги в большинстве своем взимаются в странах с развитой экономикой и с населением, обладающим достаточно высоким уровнем образования.
Критерии налогообложения:
1. Справедливость (равенство). Государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ. При этом оно ориентируется на два основных этических принципа:
а) принцип горизонтальной справедливости, предполагающий, что лица, находящиеся в равном материальном положении, должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Это значит, что, например, два человека, работающие по 40 ч в неделю и получающие одинаковый доход (но у одного доход существует в виде заработной платы, а у другого —- в виде предпринимательской прибыли от собственного бизнеса), должны выплачивать одинаковый налог;
б) принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково: тот, кто получает больше, должен и больше платить налогов.
Для определения меры неравенства в обществе используется кривая Лоренца (рис. 13-1). Степень отклонения кривой Лоренца от прямой линии, отражающей абсолютное равенство, указывает на степень неравномерности распределения.
2. Эффективность. Данный критерий касается потерь, которые несет общество в результате налоговых выплат. На рис. 13-2 представлена модель рынка, первоначальное состояние которого характеризует точка равновесия Е, которой соответствуют рыночная цена Р0 и равновесный объем Q0. Введение налога Т (АЕ’) сдвигает кривую предложения S вверх, в положение S". В результате покупатели платят цену Р1, продавцы получают Р2, а разницу (налог) получает государство. Объем реализации уменьшается до Q1.
Рис. 13-1. Кривая Лоренца
Рис. 13-2. Эффект от введения потоварного налога
Последствия налогообложения для производителей и по требителей. Создавая разницу между ценой, уплачиваемой покупателями, и ценой, получаемой производителями, налог сокращает и производство, и потребление, а значит, ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов.
Экономические потери от подоходного налога иллюстрирует кривая Лаффера (рис.13-3). Она показывает, что подоходный налог действует как отрицательный стимул — он уменьшает желание трудиться, в результате чего при высоких ставках налогов государство собирает меньше налоговых платежей.
рис. 13-3. Кривая Лаффера
Данная кривая строится в координатах, где по оси абсцисс откладываются налоговые поступления Т, а по оси ординат — налоговая ставка t. На графике показано, что начиная с нулевой ставки налога увеличение t ведет к росту налоговых поступлений. Но после некоторой точки А последующее увеличение налоговой ставки сокращает объем налоговых поступлений из-за негативного стимулирующего воздействия. На графике видно, что кривая Лаффера после точки А начинает отклоняться влево. Таким образом, для ставок налога ниже tA их увеличение обеспечивает рост налоговых поступлений, а для ставок превышающихtA, более высокие ставки приносят меньший доход государству; при 100%-й ставке налоговые поступления упадут до нуля.
Справка
На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога tA. после которой налоговые поступления начинают падать. Так было установлено, что в Швеции tA соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80%, и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов.
Дефицит государственного бюджета (отрицательное сальдо бюджета) — превышение расходов государства над его доходами.
Профицит государственного бюджета (положительное сальдо бюджета) — превышение доходов государства над его расходами.
Бюджетный дефицит = Расходы - Доходы | |
Закупки товаров и услуг | Социальные выплаты |
Чистые налоги = Налоговые поступления | - Социальные выплаты |
Следовательно: | |
Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг - Чистые налоги |
На состояние бюджета оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета (рис. 5-4).
Справка
о влиянии на экономику бюджетного дефицита
Свидетельствует ли бюджетный дефицит о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджетных средств? Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете имеется избыток, т. е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем "инъекций". В результате происходит сокращение ВВП. Напротив, если государственный бюджет испытывает дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.
Способы финансирования бюджетного дефицита:
а) дополнительная эмиссия денег;
б) кредиты ЦБ;
в) заимствование средств у населения и фирм.
Рис. 13-5. Структура государственного долга
В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга (рис. 5-5).
Рост государственного долга оказывает негативное влияние на функционирование национальной экономики:
а) сокращает запас капитала в экономике, так как деньги можно было бы вложить не в государственные бумаги, а в корпоративные, т. е. реальные инвестиции;
б) выплаты процентов по облигациям увеличивают неравенство в доходах;
в) выплаты процентов по облигациям требуют повышения налогов, что снижает экономические стимулы; г) государственные займы увеличивают банковские ставки процента, что сокращает частные инвестиции.