Можно указать четыре надежных, хорошо заметных показателя грядущих перемен
Самый надежный и самый заметный из них - быстрый рост отрасли. Если отрасль растет значительно быстрее, чем численность населения или экономика в целом, можно с высокой достоверностью предсказать, что ее структура резко изменится - самое позднее в тот момент, когда объем выпуска удвоится. Существующая практика все еще приносит успех, поэтому никто не склонен с ней расставаться. Однако она стремительно стареет. Этого не хотят признавать.
К тому времени, как растущая отрасль удваивает объем, она, как правило, перестает адекватно понимать и обслуживать рынок. Традиционное деление рынка на сегменты более не отражает реальность - оно отражает историю. Однако, отчеты и статистика еще отражают традиционные оценки рынка. В этом - объяснение успеха многих новаторов.
Другой признак, почти наверняка указывающий на приближение структурных изменений - это конвергенция технологий.
Отрасль созрела для крупных структурных изменений, если характер операций быстро меняется.
Инновации, эксплуатирующие изменения в отраслевой и рыночной структуре, особенно эффективны, когда в отрасли или на рынке доминирует один или несколько очень крупных производителей или поставщиков. Даже не составляя истинных монополий, такие поставщики, привыкнув к многолетнему успеху, заражаются высокомерием. Сперва они пренебрегают новичком, считая его незначительным дилетантом. Но даже когда он отбирает у них все большую долю рынка, им трудно мобилизовать силы для противоборства. В течение первых нескольких лет новичок имеет рынок в своем полном распоряжении.
Но есть одно важное предостережение: инновация должна быть простой. Сложные стратегии не работают.
Пятый источник: демография.Под демографическими изменениями понимаются изменения численности населения, его возрастной структуры, состава, занятости, уровня образования и доходов. Они обычно однозначны и имеют легко предсказуемые последствия.
Демографические изменения глубоко влияют на спрос: что будет куплено, кем и в каких количествах. Их важность признавали всегда, но и по сей день их редко учитывают в повседневной деятельности. Считается, что они происходят настолько медленно, растягиваются на столь долгий срок, что не имеют практического значения и представляют интерес скорее для историков и статистиков, чем для менеджеров и бизнесменов.
Это опасная ошибка. В наше время демографические показатели весьма нестабильны, характеристики населения меняются чрезвычайно быстро и неожиданно. Это первый из всех факторов среды, которые бизнесмен или политик должен принимать в расчет.
Демографические изменения дают предпринимателю благоприятные возможности потому, что политики и бизнесмены часто пренебрегают их первыми симптомами. Лаги известны. Сами события уже произошли. И никто не воспринимает их как реальность, тем более - как возможность. Но те немногие люди, которые видят факты и принимают их как таковые, могут ожидать, что долгое время смогут действовать без конкуренции. Конкуренты воспримут демографическую реальность только тогда, когда начнутся новые изменения и возникнет новая демографическая реальность.
Предпринимателям, искренне желающим смотреть и слушать, меняющиеся демографические характеристики дают высоко продуктивную и очень надежную инновационную возможность.
Шестой источник: изменения в восприятии.Когда происходят изменения в восприятии, факты не меняются. Меняется их значение. Классическая иллюстрация: “стакан наполовину полон” и “стакан наполовину пуст”. Такие изменения могут происходить очень быстро. Не более чем за десятилетие большинство американцев перешло из “рабочего класса” в “средний класс”, резко изменив свое отношение к возможностям социальной мобильности.
Нынешняя американская озабоченность собственным здоровьем отражает не столько их плохое состояние, сколько традиционное для американцев преклонение перед юностью и силой.
Существует или нет социологическое или экономическое объяснение подобных явлений, неважно. Факты остаются фактами. Они конкретны, их можно описать, проверить и, главное, использовать.
Вместе с тем, нет ничего более опасного, чем пытаться преждевременно эксплуатировать изменения в восприятии. Многие из них - переходящий каприз, длящийся год - два. Не всегда легко отличить каприз от подлинного, прочного изменения. Поэтому инновации, основанные на изменениях в восприятии, должны начинаться с малого и быть очень точно нацелены.
Седьмой источник: новое знание.Инновации этого рода имеют специфические характеристики, отличающие их от всех прочих:
а) Это инновации с самыми длинными лагами. Во-первых, немало времени проходит между возникновением нового знания и его применением в технологии. Во-вторых, только через длительное время новая технология превращается в товары и услуги, имеющие коммерческий сбыт. Это относится не только к области науки и техники. Инновации, основанные на социальном знании, тоже подолгу пробивают себе дорогу.
б) Инновации, основанные на новом знании, требуют сочетания нескольких факторов, знаний, полученных в разных областях.
Инновация, основанная на новом знании, предъявляет специфические требования:
1. Инновации, основанные на новом знании, требуют тщательного анализа всех необходимых факторов: самого знания, социальных, экономических и психологических факторов. Анализ должен выявить, каких факторов еще нет в наличии, чтобы предприниматель мог оценить возможность их создания. Если такой возможности нет, инновацию следует отложить как пока не осуществимую.
Отсутствие такого анализа - едва ли не самая надежная гарантия провала. В лучшем случае новатор теряет плоды своей инновации и создает возможности для кого-то другого.
2. Второе требование к инновациям, основанным на новом знании - четкая ориентация на стратегическое господство на рынке. Метод проб и ошибок здесь не пригоден. Многообещающая инновация сразу привлекает стаю конкурентов. А это означает, что нужно попасть в цель с первого раза - второго шанса не представится.
При внедрении инновации, основанной на новом знании, необходима ориентация на три главные цели:
Во-первых, нужна всеохватывающая система обслуживания.
Во-вторых, необходима четкая рыночная ориентация.
В-третьих, нужно выбрать ключевую стратегическую позицию, неуязвимую для бурных перетрубаций, которым подвержены отрасли и рынки на ранних стадиях внедрения крупных инноваций.
3. Наконец, внедрение инновации, основанной на знании - особенно научно-техническом знании - требует предпринимательского менеджмента. Риск в этой области очень велик - зато велика и награда за правильно выбранную стратегию. Изобретатели бывают настолько зачарованы собственным изобретением, что забывают о покупателе.
ВЫВОД. В завершенье занятия мне хотелось обобщить инновационную деятельность, которая представляет собой поиск нового и стремление к дальнейшему развитию организации, отрасли и человечества в целом. Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (внедрение в собственное производство или накопление для будущих знаний), так и для продажи. На "входе" фирма как система имеет новшества от других продавцов, которые могут сразу внедрятся или дожидаться своего времени и тем самым накапливаясь. На "выходе" фирма имеет новшество как товар плюс результат своей деятельности основную и вспомогательную продукцию. Схема превращения новшеств в инновации и основную продукцию фирмы представлена на доске.
НП - новшества покупные;
НПН - новшества покупные для накопления;
НПП - то же на продажу;
НПИ - то же в инновации;
НСИ - новшества собственного производства (разработки), реализуемые в инновациях;
НСП - то же на продажу;
НСН - то же для накопления;
ИПН - инновации покупных новшеств;
ИСН - инновации собственных новшеств;
ОП - основная продукция фирмы.