Как я учился в школе и в ВУЗе

Мне, конечно, повезло. Читать я научился еще до школы, но это сейчас дело обычное, а повезло мне в самом начале в том, что я пошел учиться в первый класс во вторую смену. То есть уроки начинались что-то около двух часов дня.

Это оказалось везением, потому, что я делал уроки утром и потом шел в школу, а так как родители были на работе, то никто мои уроки не проверял и вообще ко мне не приставал. И потом они ко мне по поводу школы больше никогда не приставали тоже.

Зато мой брат, который на два года меня младше, пошел в школу как все, в первую смену и мама приходя с работы, проверяла, все что он сделал и даже заставляла все переписывать заново.

Я собственными глазами увидел, как было отбито всякое желание хоть что-то делать у моего брата. Если два раза уроки в день делать - то никто не сможет учиться хорошо - это я вам гарантирую.

Но в чем же заключалось мое обучение? Так как читать я умел, считать умел, то делать мне в первых классах нечего было совершенно. И я сидел на задней парте и читал на уроках и в первом классе и во втором детские книжки.

С учительницей мне тоже повезло и она никаких замечаний не делала и уж тем более не говорила что-нибудь дурацкого, вроде - внимательно слушай объяснения. Ну да, внимательно слушай, когда другие буквы изучают.

Вы думаете - это смешно? Это не смешно. Именно так в жизни и бывает и вам позже об этом расскажу.

Второй класс, как и первый, я закончил в небольшом поселке Топар - это в Карагандинской области, - топарцы, привет (!), а потом мы переехали в г. Сургут. Где я учился по шестой класс. Привет Сургуту! А из Сургута мы еще раз переехали в г. Печора - это Коми республика - где я и закончил школу. Печорцы - привет!

Первые несколько лет я был отличником, но как вы понимаете, это было совсем нетрудно. Разумеется, при условии, что учительница была не слабоумная. А потом скатился на четверки. Но что это было за обучение?!

В девятый и десятый класс я ходил без портфеля с одной тетрадкой по всем предметам. Сидел, как обычно, на задней парте и если учитель меня не любил, то я задавал ему вопросы, от которых учителю было не по себе и он публично мог и опозориться. Что быстро помогало нам с учителем найти динамическое равновесие. И мы друг другу больше не мешали.

Если меня вызывали, то я просто, пока медленно вставал, делая вид, что зацепился ногой за портфель, или что заела крышка парты, :) за это время успевал открыть учебник на нужной странице и обладая хорошим зрением и умея читать, :) успевал во время ответа мельком просматривать параграф и пересказывать его содержание своими словами.

Своими словами - это, чтобы учитель не догадался, что я подглядываю. :)

По моему, так никто ни разу и не догадался. Отличником я не был, да и вообще уроки делал только в младших классах, но учителя меня оценивали адекватно, все-таки.

Посылали, почему-то именно меня, а не отличников, на школьные олимпиады, практически по всем предметам. Но мне ставили четверки, тем не менее.

Я долго не понимал почему, пока мне это не объяснила жена. Буквально сегодня, когда мы разговаривали с ней о книге и вспоминали школу, она мне это и объяснила.

Дело в том, что она тоже не понимала в школе, почему ей за ответ ставили четверку, а другим за такой же ответ, если не хуже - пятерку. И долго разбиралась с этим. А дело, оказывается в том, что в советское время существовала такая штука, как блат!

И если твои родители работали в магазине или в ателье или еще где, где было что-то дефицитное, то учителя этим блатом часто пользовались. А раз пользовались, то и детям этих родителей скидку делали.

Детям же поступать нужно! Вот и вытягивали оценку в аттестате. Сейчас все тоже самое, только думаю, еще прямее. Опять таки от жены, ее зовут Жанна, так я ее по имени и буду дальше называть, я узнал, (а Жанна поработала в школе год учителем рисунка и живописи), как это делается.

Приходит мама мальчика, которому Жанна поставила тройку что ли, и говорит, а вы не могли бы с ребенком позаниматься индивидуально, а я вам эти хлопоты оплачу.

Жанна проводит несколько уроков, получает деньги, и заодно исправляет оценку ребенку. Ничего нового я вам, вроде, про школу не сказал, да? Вы все это и сами прекрасно знаете.

А теперь, внимание, итоги обучения в школе. Я как и положено, такому разгильдяю, поехал поступать в МГУ, а наши старательные девочки-отличницы, из моего класса, в Сыктывкарский институт, не помню его название, но отлично помню, что поехали поступать они на отделение водоснабжения и канализации. Там был самый маленький конкурс. И не поступили.

Я тоже в МГУ не поступил. Точнее, мог поступить, но без общежития, для общежития мне баллов не хватало.

Но в 1979 году квартиру в Москве снять и вообще снимать квартиры было дело криминальным что ли. Я даже был в том месте, где собирались тогда те, кто хотел сдать квартиру и квартирные маклеры. Но дорого и вообще …

Вы думаете, я пролетел, как и девочки-отличницы? Нет, конечно. Думать же нужно своей головой. Ну, какое решение - думайте? Придумали? Уверен, что нет. Если только заранее не знали.

Нужно не решать проблемы возникающие, как это делают умные, а избегать их появления, как это делают мудрые. :)

Дело в том, что самым поразительным образом, среди моих родственников и знакомых не было НИ ОДНОГО человека с высшим образованием! Кстати, обратиться по поводу поступления в ВУЗ за консультацией к учителям мне тогда даже и в голову не пришло. Я только сейчас об этом подумал впервые. :)

А раз так, то мне явно нужен был личный опыт поступления! Это что за лотерея, приехал, попробовал поступить - не поступил и все, год потерян?

И решение лежало, как всегда, на поверхности.

Выяснилось, что в МГУ экзамены раньше на целый месяц, чем в остальные ВУЗы по всей стране. И, таким образом, оказывается, можно было сделать попытку поступить в МГУ. А, потом, и еще куда-нибудь за одно лето.

Можно было даже успеть три раза поступать, если забрать документы в МГУ после трех экзаменов, всего там было четыре экзамена. Но я сдаваться раньше времени не хотел.

После окончания школы выглядела моя дальнейшая история так. Мама у меня спросила, ты куда поедешь поступать? Я сказал, - в Москву. Она мне дала деньги и я поехал.

Причем, я даже не знал, что абитуриентам предоставляют на время поступления общежитие!

Но я как рассуждал. Каждый год тысячи людей едут в Москву поступать. Они же где-то устраиваются? Устраиваются. Ну и я устроюсь. Правда логично? :)

Таким образом я приехал поступать в МГУ, вроде как на экскурсию. :) Ну посмотреть, что это за зверь - поступление в институт. :)

Кстати, вам это, наверно, будет интересно, но я долго колебался между двумя факультетами - куда документы сдавать, факультетом психологии и ВМК (Вычислительной математики и кибернетики).

Победили компьютеры. :) Тогда это было, ну очень круто! :)

Психологический факультет мне, конечно, как тогда, так и сейчас противопоказан. В людях надо на собственном опыте учиться разбираться, а не по книжкам. А то так дураком и помрешь. :)

Кстати, поразительная штука. На собственном опыте понял и вам, возможно будет полезно это. Я считал и довольно долго, что у меня математический склад ума, ну там физика, математика, - мне все это нравилось очень. На олимпиадах по физике и математике хорошо выступал.

А литература, например, мне была скучна. Хотя учительница по литературе и русскому языку ( я помню только старшие классы) была у нас еще какая.

Она, например, рассказывала, что для того, чтобы стать абсолютно грамотной (как и положено учителю русского языка и литературы, как она считала), ПЕРЕПИСАЛА ОТ РУКИ "Войну и мир" Льва Толстого!!!

Вы знаете, в наше время ТАКИХ учителей, которые ТАК относятся к своему делу?! Но тем, не менее, мне литература был скучна.

Почему? Да я сам литература. :) Как я понял, намного позже, дело в том, что разбор художественных образов по произведениям классиков мне был настолько понятен и очевиден, что просто вообще не вызывал у меня никакого интереса.

Другое дело, математика, там еще подумать можно было. Правда не на уроке, конечно. :) Там думать не о чем. :) А разные задачки на смекалку - это интересно было.

Понятна мысль? То, что вам дается легко - не ценится и вы думаете, что это не ваше дело.

А там где трудности есть, преодоление себя, там кажется, что как раз и интересно. Ошибка.

В своем деле вы от рождения уже профессионал. Вот мне, например, изучать психологию или поступать в литинститут - это из разряда, ученого учить - только портить. :)

Правда, чтобы дойти до выводов такой чудовищной наглости :), мне понадобилось сорок лет. И почему так долго?

Да потому, что слушал, как мне говорили - учись, учись. Правда не договаривали, что пока своим умом не начнешь думать и свое дело делать не начнешь делаешь, так и не поумнеешь.

В общем, если говорить о моем обучении в школе, то назвать это обучением нельзя в принципе. Я там ничему не учился. Ни в младших классах. Ни в старших.

Кстати, учебники тогда выдавали еще летом и я их еще до первого сентября прочитывал все. А объяснения на уроках я схватывал быстро и когда шло уже разжевывание для тупых или, точнее, для невнимательных, то мне было скучно.

И я уже больше учителя не слушал. То есть мое внимание концентрировалось на объяснении учителя, максимум, несколько минут за урок.

Может в этом и секрет? Умение сконцентрироваться в нужный момент и умение расслабиться? А если пытаться все ПОДРЯД слушать внимательно - легко дураком стать.

Попробуйте в телевизоре все подряд предельно внимательно слушать? Вспомним Сенеку еще раз. Не многое, - но нужное.

Да и еще. Я теоретически не мог и сейчас не могу, что-то заучивать наизусть.

А если понял что-то, то это теперь навсегда. Например, предел отношения приращения функции к приращению аргумента и так далее.

Мне Жанна сказала, что если я это еще раз это повторю про приращение - она меня чем-нибудь и очень тяжелым огреет. :) Она, оказывается от подобных вещей звереет! :) В этом, говорит, смысла нет.

Я ей говорю, ну давай я тебе картинку нарисую, расскажу физический смысл предела приращения … Она отвечает - нет! В жизни, говорит, предела приращения нет. И что - я был вынужден согласиться. Действительно, нет.

И в связи с этим, еще одна мысль. Чему я научился в жизни, так это понимать и таких людей, как Жанна и людей, которых я по ассоциации с ракообразными, называю наукообразными.

Я могу выражаться, например, таким образом. Парадигма ШСД заключается в приоритете субъектности, в противоположность объектности человека, которая транслируется методологией современной педагогической науки и научного сообщества.

Не очень, конечно, сильно завернул, практики нет, :) но идея понятна.

Наукообразные люди - это люди, которые за сложными словами и сложноподчиненными предложениями скрывают отсутствие мыслей. Упрощать - сложно. Усложнять - просто. Это не я сказал. Мне не приписывайте. :)

Мысли - они всегда просты. Сложными могут быть тексты, созданные в состоянии, о котором метко сказано - сон разума рождает чудовищ.

Например, человек, который почитает лекции Фейнмана по физике, раз и навсегда поймет, что учебники по физики и математике писали дебилы с острым расстройством доброй половины функций головного мозга.

А то, что пишут экономисты или работники Министерства по налогам и сборам, явно доказывает, что и оставшаяся половина функций головного мозга у этих людей тоже накрылась медным тазом.

Откуда у меня взялась эта вера в себя с самого детства, я не знаю. Но я почему-то я всегда был твердо уверен, что если я чего-то понять не могу, то значит там понимать нечего. Точка.

А так как я даже не пытался в жизни ни разу зубрить, и только от мыслей об этом мне становилось, мягко говоря, очень противно, то вы можете легко догадаться, что единственным способом выучить что-нибудь для меня было и остается - понять это.

И когда меня осенила догадка, что некоторые люди даже и не понимают, что такое - ПОНЯТЬ - то сказать, что я был поражен этим - это ничего не сказать.

Первые звонки начались курсе на третьем института, когда я однокурснице объяснял какую-то формулу и как ее применить в курсовой работе и спросил ее, а ты разве этого на лекциях не слушала?

Она, оказывается, слушала и даже все законспектировала и даже пятерку по этому экзамену получила, а я получил тройку. Но что написано в ЕЕ КОНСПЕКТЕ, по прошествии пары лет, я понимал лучше, чем она!

Тут пожалуй, не нужно забегать вперед, а стоит рассказать историю дальше. После поступления в МГУ я почти случайно оказался в МВТУ им. Баумана.

Со мной в комнате в общежитии МГУ жил, вы только не смейтесь, парень из Якутии, чукча по имени Василий. И он уже третий год, кажется, все двигался по маршруту - МГУ - МВТУ. И никак не мог поступить, ни туда, ни сюда.

Вот он мне и предложил МВТУ. А так как на самом деле для меня все ВУЗы, кроме МГУ, были одинаковые, :) то поехали мы с ним поступать в МВТУ.

Правда, я там потратил почти полдня на изучение стендов о специальностях и выбрал специальность "Автоматические информационные системы".

Там на картинках были спутники нарисованы и вообще явно с космосом эта специальность связана. Прием телеметрической информации со спутников, датчики, кодирование сигнала и всякая такая ерунда. :)

Наши выпускники, кстати, многие, в Подлипки распределились - это где Центр управления полетами - знаменитый ЦУП. И даже, на старших курсах, у нас космонавт заведующей кафедрой был. Дважды Герой и прочее.

Я конечно, в ЦУП работать все равно не пошел, но не будем забегать вперед.

Называлась эта специальность по внутреннему коду П7. Пэ-ссимисты, привет. :)

МВТУ - это, конечно, главный ракетный вуз. И даже студенческая песня так и звучала, и сейчас, наверно, также, звучит …

Наши рекомендации