Рекомендации по работе с литературой
Студент должен взять за правило, что при подготовке к практическому занятию, при составлении доклада, при подготовке к любому виду контроля нельзя обойтись только материалами лекций.
Литературу можно найти в библиотеке академии и отыскать в фондах других библиотек (например, в Российской Национальной библиотеке) и в Интернет.
Для более быстрого нахождения литературного источника следует воспользоваться поисковой системой электронного каталога библиотеки. Для дальнейшего упорядочивания источников литературы и быстрого их воспроизведения желательно выписывать данные источника на отдельную карточку.
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов помогает пополнять полученные знания, расширять кругозор.
Успешному усвоению знаний может способствовать выработка навыков конспектирования. Для осуществления всех видов письменных работ нужны такие личные качества, как терпение, усидчивость, настойчивость, требовательность к себе. Выявить эти качества помогут психологические тесты и анализ самооценки. А развить или закрепить - правильно организованная работа по самосовершенствованию, которая включает в себя: составление плана работы, режим работы, системность в работе, активность действий, удовлетворённость работой.
Конспект – краткое логическое изложение материала. Конспектировать можно источник литературы по основным формулировкам составленного плана в виде кратких ответов (плановый конспект). Конспектировать можно лекцию по основным тезисам темы (тезисный конспект). Конспект можно составить по конкретной теме, используя ряд источников (тематический конспект). Составленный конспект даёт представление об авторе, о степени овладения им информацией и навыками изложения основной сути темы.
Полученные знания и навыки глубокого анализа материала можно преподнести в виде реферата.
Реферат – письменный доклад теоретических основ, взятых из разных литературно-научных источников, но объединённых одной идеей. В реферате должны быть заявлены цель и задачи работы, а также ожидаемые результаты. При написании реферата логика должна прослеживаться во всех главах. Подготовительная работа по написанию реферата занимает примерно в два раза больше времени, чем само написание. В подготовительную работу входят: подбор источников, анализ и ранжирование информационных материалов, заполнение библиографических карточек, выбор и согласование с преподавателем темы реферативной работы.
Разъяснения по вопросам работы с тестовой системой курса
Тестирование студентов проводится по окончании лекционного курса в рамках рубежного контроля усвоения знаний по дисциплине.
Тестовая система рубежного контроля содержит 20 заданий, которые включают вопросы-задания и варианты ответов. Каждое задание контролирует степень усвоения студентом учебного материала по определенному вопросу темы.
Критерии оценки: Одним баллом оценивается каждый правильный ответ. Максимально возможное количество баллов – 20.
По результату тестирования выставляются следующие оценки:
«отлично»: 20 -18 баллов; «хорошо»: 17 - 15 баллов; «удовлетворительно»: 14 - 11 баллов; «неудовлетворительно»: 10 и менее баллов.
Неудовлетворительный результат тестирования обязывает студента к повторной сдаче теста после дополнительной самоподготовки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общие положения
Методические рекомендации к практическим занятиям представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студентам организовать свою работу по углублению и закреплению теоретических знаний, полученных на лекциях, а также в процессе самостоятельного изучения рекомендованной литературы и дополнительных источников. Цельюпрактических занятий по дисциплине является углубление и закрепление теоретических знаний по вопросам развития и организации сферы обслуживания, приобретения навыков делового общения при обслуживании в туристской индустрии.
В результате занятий студент должен:
закрепить основные вопросы теории и практики обслуживания;
ознакомиться с работой предприятий, предоставляющих различные виды сервисных услуг и различные формы обслуживания;
уметь ориентироваться в основных вопросах психологии обслуживания населения.
приобрести навык в ориентировании информационного пространства сервиса;
обладать умениями и навыками общения как работника (менеджера) со своими клиентами.
Комплекс практических занятий является составной частью учебно-методического комплекса. Структура этих занятий представляет систему, состоящую из отдельных тем с единой нумерацией. Каждое занятие имеет план, включающий: тему занятия, цель, форму проведения, учебные вопросы , тематику докладов и рефератов, список литературы для подготовки к занятию и методические рекомендации.
Планы практических занятий
План занятия № 1
Тема: Историческая и современная практика сферы услуг.
Время – 4 часа
Цель: рассмотреть вопросы развития сферы услуг в разных временных периодах и специфику их функционирования.
Форма проведения: практическое занятие в виде сообщений, докладов и деловой беседы.
Учебные вопросы:
1. Предпосылки возникновения общественных услуг в первобытном обществе и их развитие в обществах Древнего мира.
2. Специфика развития услуг в разных странах Средневековья.
3. Многообразие услуг в индустриальном и постиндустриальном обществах. Трудности классификации услуг в практике разных стран.
4. Вопросы истории возникновения и развития услуг в России.
5. Характерные черты услуг социально-культурного комплекса.
Тематика докладов, рефератов и фиксированных сообщений:
1. Социальные роли и разделение труда в обществах традиционного типа.
2. Дифференциация услуг в странах Древнего мира.
3. Формирование и развитие услуг рыночного типа в различных странах Средневековья.
4. " Промышленная революция " и возникновение новых видов услуг.
5. " Информационная революция " и возрастание роли услуг в социально-культурном сервисе.
6. История развития услуг туристской индустрии.
Методические указания
Для анализа современного состояния сферы услуг необходимо проследить исторический путь развития сервиса. Доисторические сообщества, Древний мир, Средневековая цивилизация, современные общества по - разному трактовали подходы к созданию благ и услуг. Трансформация этих преобразований - главная задача, которую надо обсудить в ходе семинарского занятия. Для более подробного рассмотрения поставленных вопросов предлагается тематика докладов и рефератов. Особое внимание стоит уделить развитию сферы услуг в России и указать отличие предоставления услуг в советский и постсоветский периоды. Затрагивая вопрос о многообразии услуг, следует подробно остановиться на развитии услуг социально-культурной сферы и туризма.
Литература
1. Амбелен Р. Драмы и секреты истории./ Пер. с фр., М., 1993.
2. Античная цивилизация. М., 1973.
3. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в Средние Века. СПб., 1999.
4. Воронкова Л. П. История туризма и гостеприимства. М., 1999.
5. Глаголева О. Е. Русская провинциальная старина. Тула, 1993.
6. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
7. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике.// МЭиМО., 1999, № 2.
8. Жуков С. В. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. М., 1991.
9. Лойбет М. Я. История экономики. М., 2000.
10. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000.
11. Развлекательная культура России 18 - 19 веков. Очерки истории и теории. СПб., 2000.
12. Уолш Р. Дух шаманизма. М., 1996.
13. Урбанизация в формировании социально-культурного пространства. М., 1999.
14. Шмелёв И. Воспоминания.// Русская литература, 1973, № 4.
15. Ямагучи К. Смена парадигм в экономике по мере становления информационного общества. М., 1995.
План занятия № 2
Тема: Производители и потребители услуг.
Время – 4 часа
Цель: рассмотреть вопросы различной направленности услуг и особенности оказания услуг потребителю.
Форма проведения: практическое занятие в виде сообщений, докладов, деловой беседы и моделирования конкретных ситуаций процесса обслуживания.
Учебные вопросы:
1. Услуга как элемент производительного труда.
2. Услуга как продукт взаимодействия производителя и потребителя. Моделирование конкретных ситуаций.
3. Удовлетворение потребностей человека - главная цель сервисной деятельности по оказанию услуг.
4. Туристский продукт как сочетание процессов предоставления услуги и обслуживания на предприятиях.
Тематика докладов, рефератов и фиксированных сообщений:
1. Партнёрский характер активности производителя и потребителя услуг.
2. Факторы формирования сервисного продукта конкретного предприятия (на примере предприятий туристской индустрии).
3. Особенности труда работника сферы сервиса в процессе оказания услуг потребителю.
4. Значение процесса обслуживания клиентов для полного удовлетворения их запросов.
Методические указания
Труд в сфере услуг имеет иной характер, чем труд в сфере промышленного производства. Здесь работник не только производит услугу, но преподносит её потребителю наиболее выгодным образом. Представить это можно на примере конкретной ситуации. Поэтому, услуга - это сочетание производственного и обслуживающего процессов. Поскольку главная задача сферы сервиса - удовлетворение разнообразных потребностей клиентов в услугах, то основной акцент делается на активность сервисного предприятия. Она включает в себя и производственную практику, и психологические аспекты обслуживания, и удовлетворение интересов потребителя с помощью индивидуального подхода. Словом, чем более правильно построена сервисная деятельность предприятия, тем более качественным будет его сервисный продукт. Проследить взаимодополняемость процессов производства и обслуживания можно на примере создания туристского продукта.
Литература
1. Биндиченко Е. В. Состав и структура сферы услуг.// Сфера услуг: проблемы и перспективы развития,/ Под ред. Ю. П. Свириденко, в 4 т., М., 2000.
2. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации / П. В. Беспалов и др., м., 2003.
3. Кулибанова В. В. Сервисная деятельность. СПб., 2001.
4. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. Издание официальное. М., 1994.
5. Печчеи А. Человеческие качества. / Пер. с англ.. М., 1985.
6. Софина Т. Н. Сфера услуг: трансформация в рыночной экономике. СПб., 1999.
7. Сфера услуг в России. Стат. сборник. / Под ред. М. Н. Сидорова. М., Госкомстат России, 2000.
План занятия № 3