Промышленно-финансовые группы

Общие положения. Стремление субъектов рыночных отноше­ний выйти на более высокий уровень в решении задач структур­ной перестройки экономики вызывает необходимость в тесном слиянии материальных ресурсов, сосредоточенных в промышлен­ности, с финансовыми ресурсами, сконцентрированными банками и инвестиционными институтами. В результате экономического партнерства товаропроизводителей и банков, а также заинтересо­ванности государственных органов в формировании финансово-промышленных образований возникают промышленно-финансо­вые группы (ПФГ), направленные на активизацию товарного про­изводства, расширение рынка и развертывание инвестиционного процесса.

Специфика правового положения ПФГ обусловлена их осо­бенностями как формы организационного объединения возмож­ностей различных субъектов хозяйствования при поддержке го­сударства посредством интеграции производства и финансов, кон­центрации в одно целое различных видов ресурсов, направленной на достижение определенной цели.

Нормативно-правовая основа ПФГскладывалась в Украине очень сложно. Неоднократно предпринимались попытки приня­тия нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятель­ность, однако они отклонялись Верховной Радой Украины или Президентом Украины.

Так, 27 января 1995 г. был принят Указ Президента Украины «О финансово-промышленных группах в Украине». Ввиду проти­воречия этого Указа законодательству Украины Постановлением Верховной Рады Украины от 02.03.95 г. «О несоответствии Указа Президента Украины от 27 января 1995 г. № 85/95 «О финансо­во-промышленных группах в Украине» действующим законам Украины» этот Указ был отклонен.

Верховной Радой Украины был подготовлен проект Закона о промышленно-финансовых группах в Украине, однако осенью 1995 г. третье чтение законопроекта «О промышленно-финансо­вых группах» было блокировано в Верховной Раде Украины депутатской группой «Реформы». Когда позднее Закон был все же принят, в декабре 1995 г. Президент Украины применил право вето на принятый парламентом Закон «О промышленно-финансовых группах» и возвратил его в Верховную Раду Украи-




Промышленно-финансовые группы - student2.ru Промышленно-финансовые группы - student2.ru ны для повторного рассмотрения. Украинский парламент на засе­дании 5 мая 1996 г. преодолел вето Президента Украины на этот Закон.

Общие правила создания и деятельности промышленно-финан-совых групп указаны в ст.125 ХК Украины, согласно которой промышленно-финансовая группа является объединением, кото­рое создается по решению Кабинета Министров Украины на опре­деленный срок с целью реализации государственных программ раз­вития приоритетных отраслей производства и структурной пере­стройки экономики Украины, включая программы согласно международным договорам Украины, а также с целью производ­ства конечной продукции.

Нормативно-правовым актом, детально регулирующим пра­вовой статус промышленно-финансовых групп (ПФГ) в Украине, является Закон Украины «Онромышленно-финансовых груп­пах в Украине»от 21 ноября 1995 г.

В Законе Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине» (далее — Закон) определяются: порядок создания ПФГ, отношения между участниками ПФГ, отношения государства и ПФГ и т.д.

Промышленно-финансовая группа— это объединение, в ко­торое могут входить промышленные предприятия, сельскохо­зяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреж­дения, другие учреждения и организации всех форм собственно­сти, имеющие целью получение прибыли, и которое создается по решению Правительства Украины на определенный срок в це­лях реализации государственных программ развития приори­тетных отраслей производства и структурной перестройки эко­номики Украины, включая программы согласно межгосударствен­ным договорам, а также производства конечной продукции.

Целямисоздания ПФГ могут быть повышение конкуренто­способности и расширение рынка сбыта товаров и услуг; созда­ние новых рабочих мест; повышение эффективности производ­ства; реализация инвестиционных и иных проектов и программ, удовлетворение промышленности Украины и ее населения в вы­сококачественной продукции; ускорение насыщения рынка вы­сококачественными товарами и услугами; ускорение внедрения научно-технических достижений; выпуск конкурентоспособной продукции, оказание услуг; более полное и эффективное исполь­зование местных сырьевых и трудовых ресурсов и т.п.

ПФГ создаются в целях повышения эффективности исполь­зования финансовых ресурсов в производственном секторе эко­номики, их планомерной концентрации, поощрения инвестици­онных проектов, использования преимуществ Украины в систе­ме международного разделения труда, повышения конкурентос­пособности украинской продукции на внешних рынках.

НаименованиеПФГ должно содержать словосочетание «про­мышленно-финансовая группа (ПФГ)». Употребление словосоче­тания «промышленно-финансовая группа (ПФГ)» в названиях субъектов предпринимательской деятельности, регистрируемых не по нормам Закона «О промышленно-финансовых группах в Укра­ине», не разрешается в соответствии со ст.3.7 Закона.

Это положение Закона важно иметь в виду в связи с действу­ющими в практике множеством объединений, именуемых финан­сово-промышленными группами, представляющих собой различ­ные формы объединения банковского, промышленного и торгово­го капиталов. Эти объединения, несмотря на схожесть названий с ПФГ, не имеют статуса ПФГ, если они не зарегистрированы в порядке, установленном Законом «О промышленно-финансовых группах в Украине». Они могут быть концернами, холдингами и т.п. объединениями, однако не признаются ПФГ Законом.

Конечная продукция ПФГ — продукция, включая научно-тех­ническую документацию и другие объекты права интеллектуаль­ной собственности, в целях производства которой создается ПФГ.

Промежуточная продукция ПФГ — продукция, включающая научно-техническую документацию и другие объекты права ин­теллектуальной собственности, которая производится участни­ком ПФГ, используется для производства конечной продукции ПФГ и реализуется исключительно другому участнику или го­ловному предприятию ПФГ.

Транснациональная ПФГ— группа, в состав участников ко­торой входят украинские и иностранные юридические лица.

Хотя в Законе не употребляется понятие «национальная ПФГ», однако с учетом того, что выделено как самостоятельное понятие «транснациональная ПФГ», можно говорить о существовании двух видов ПФГ — национальных (объединяющих украинские юри­дические лица) и транснациональных (особый статус которых предопределен участием в них иностранных юридических лиц).

Наряду с указанной в Законе классификацией ПФГ, критери­ем которой является состав ее участников, ПФГ также классифи­цируются по отраслевой принадлежности — на отраслевые и меж­отраслевые; по сфере деятельности — на общегосударственные и региональные; по профильности — на монопрофильные и много­профильные; по формам концентрации — на горизонтальные, вер­тикальные и конгломератные.

Головное предприятие и участники ПФГ. ПФГ включает головное предприятие и участников.

Головное предприятие ПФГ— это предприятие, созданное в соответствии с законодательством Украины, которое изготавли­вает конечную продукцию ПФГ, осуществляет ее сбыт, уплачива­ет налоги в Украине и официально представляет интересы ПФГ в Украине и за ее пределами.

Промышленно-финансовые группы - student2.ru Промышленно-финансовые группы - student2.ru Участник ПФГ— предприятие, банк или другое научное или проектное учреждение, организация, созданные согласно законода­тельству Украины, или иностранное юридическое лицо, которое вхо­дит в состав ПФГ, производит промежуточную продукцию ПФГ или предоставляет банковские и другие услуги участникам и головному предприятию ПФГ и имеет целью получение прибыли.

Головное предприятие и участники ПФГ сохраняют статус юри­дического лица, а также независимость в осуществлении произ­водственной, хозяйственной и финансовой деятельности в соот­ветствии с Законом и заключенным Генеральным соглашением о совместной деятельности.

ПФГ, головное предприятие и участники ПФГ создаются и дей­ствуют с соблюдением требований законодательства Украины, в том числе законодательства об ограничении монополизма и не­добросовестной конкуренции.

В составе ПФГ может быть только одно головное предприятие.

ПФГ не имеет статуса юридического лица. Право действовать от имени ПФГ имеет исключительно головное предприятие ПФГ.

Следовательно, головное предприятие наделяется рядом пол­номочий для того, чтобы действовать от имени ПФГ: выступает от имени ПФГ и ее участников в отношениях, связанных с ее деятельностью, и несет ответственность за ее действия, ведет учет и отчетность ПФГ; готовит отчет о деятельности ПФГ; выполня­ет необходимые банковские операции в соответствии с законода­тельством. Поэтому права и обязанности головного предприятия должны быть четко зафиксированы в документах ПФГ.

Головное предприятие и участники ПФГ заключают Генераль­ное соглашение о совместной деятельности по производству ко­нечной продукции ПФГ, которое подлежит утверждению Кабине­том Министров Украины.

Головное предприятие или участник ПФГ не несет ответствен­ности по обязательствам государства. Государство не несет ответ­ственности по обязательствам головного предприятия или участ­ника ПФГ.

Головное предприятие ПФГ не несет ответственности по обя­зательствам участников ПФГ, участники ПФГ не несут ответствен­ности по обязательствам головного предприятия ПФГ, если иное не обусловлено двусторонними договорами, гарантиями, Генераль­ным соглашением.

Предприятие, учреждение, организация могут быть головным предприятием или участником только одного ПФГ. Согласно Закону в составе ПФГ может быть только один банк.

В Указе Президента Украины от 08.08.98 г. указано, что ко­личество банков в составе ПФГ не ограничивается.

Головным предприятием ПФГ не может быть торговое пред­приятие, транспортное предприятие, предприятие в сфере общест-

венного питания, бытового обслуживания, материально-техничес­кого снабжения, банк, финансово-кредитное учреждение.

Создание ПФГ запрещается в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, материально-техни­ческого снабжения, транспортных услуг.

Таким образом, законодательство устанавливает ряд различных требований к головному предприятию и участникам ПФГ. Что касается головного предприятия, то установлен запрет участия многих предприятий, а также банков и финансово-кредитных уч­реждений в качестве головного. Для участников ПФГ обязатель­ным требованием является то, что они должны иметь целью полу­чение прибыли, т.е. быть субъектами предпринимательской дея­тельности. Один общий запрет распространяется и на головное предприятие ПФГ, и на его участников — запрещается их вхож­дение более чем в одну ПФГ.

Взаимные обязательства головного предприятия и участни­ков ПФГ относительно производства конечной продукции ПФГ, а также взаимные обязательства участников ПФГ относительно про­изводства промежуточной продукции ПФГ оформляются Гене­ральным соглашением о совместной деятельности по производ­ству конечной продукции ПФГ и двусторонними соглашениями о поставке промежуточной продукции (или предоставления соот­ветствующих услуг). Этими соглашениями определяется взаим­ная ответственность сторон за нарушение обязательств. Споры, которые могут возникать между сторонами, разрешаются хозяй­ственным судом в установленном законодательством порядке.

Законодательство в значительной степени определяет содержа­ние Генерального соглашения о совместной деятельности по про­изводству конечной продукции ПФГ, которое заключают головное предприятие и участники ПФГ. Такое соглашение обязательно должно включать название ПФГ; перечень утвержденных в уста­новленном законодательством порядке государственных программ, в целях реализации которых создается ПФГ; определение голов­ного предприятия ПФГ; кандидатуру президента ПФГ, его права и обязанности, порядок освобождения от должности; перечень участ­ников ПФГ; перечень конечной продукции ПФГ; срок действия Соглашения; другие условия, предусмотренные законодательством и признаваемые необходимыми инициаторами создания ПФГ,

Другими условиями Генерального соглашения, не установлен­ными законодательством, могут быть порядок внесения измене­ний в состав участников ПФГ, объем, порядок и условия объеди­нения имущества; цель объединения участников. Иные условия Генерального соглашения ПФГ устанавливаются ее участниками с учетом целей ПФГ и в соответствии с действующим законода­тельством.

Промышленно-финансовые группы - student2.ru Промышленно-финансовые группы - student2.ru Промышленно-финансовые группы - student2.ru Порядок создания ПФГ. Решение о создании (регистрации) объединения и предоставления ему статуса ПФГ принимается Ка­бинетом Министров Украины и оформляется постановлением.

Отсюда следует, что только с момента вынесения Кабинетом Министров Украины решения о создании (регистрации) ПФГ, оформленного постановлением, соответствующее объединение при­обретает статус ПФГ. Это имеет важное значение, поскольку имен­но с момента создания (регистрации) ПФГ его головное предпри­ятие и участники приобретают право на льготы, предоставляе­мые им Законом.

Вопрос о создании ПФГ ставит перед Кабинетом Министров Украины уполномоченное лицо (лица) инициаторов создания ПФГ, которое подает на имя Премьер-министра Украины следующие документы:

доверенность инициаторов создания ПФГ на право уполномо­ченного лица представлять в Кабинете Министров Украины про­ект создания ПФГ;

Генеральное соглашение о совместной деятельности по произ­водству конечной продукции ПФГ, подписанное всеми инициато­рами создания ПФГ;

технико-экономический проект обоснования создания ПФГ;

заключения соответствующего отраслевого министерства или ведомства Украины, Фонда государственного имущества Украи­ны, Антимонопольного комитета Украины о целесообразности создания ПФГ, о технико-экономическом обосновании и Генераль­ном соглашении;

документ о перечислении в Государственный бюджет Украи­ны государственной пошлины за принятие проекта создания ПФГ к рассмотрению Кабинетом Министров Украины одной тысячи размеров установленного действующим законодательством не­облагаемого налогом минимума доходов граждан в месяц.

Таким образом, необходимо представление в Кабинет Минист­ров Украины пакета документов, который должен содержать не­обходимые сведения о целях, задачах, предполагаемой деятельно­сти и т.п., которые необходимы для принятия Кабинетом Мини­стров постановления о создании (регистрации) ПФГ.

Одним из обязательных документов, представляемых в Каби­нет Министров Украины, является заключение Антимонопольно­го комитета Украины о целесообразности создания ПФГ. Следова­тельно, необходимым этапом в подготовке создания ПФГ является получение соответствующего заключения. Антимонопольный ко­митет осуществляет предварительный контроль за такой эконо­мической концентрацией, которая предполагается ввиду созда­ния ПФГ для пресечения попыток создания крупных монополь­ных структур и негативных последствий для конкуренции на соответствующем рынке. При этом анализу подвергаются не толь-

ко отдельные юридические лица — участники и головное пред­приятие ПФГ, но и промышленно-финансовая группа в целом как их объединение.

Так, Антимонопольный комитет Украины осуществляет кон­троль за созданием промышленно-финансовых групп (ПФГ). Среди них, в частности, были ПФГ «Укржелезпром», Транснаци­ональная ПФГ «Радиоэлектронные технологии» и др. В связи с тем, что документы указанных групп не соответствовали дей­ствующему законодательству, согласие на их создание не было дано [5].

Кабинет Министров Украины принимает к рассмотрению про­екты создания ПФГ при условии расчетного объема реализации конечной продукции ПФГ, эквивалентной сумме в 100 милли­онов долларов США в год, начиная со второго года после созда­ния ПФГ. Этот срок может быть продлен отдельным постановле­нием Кабинета Министров Украины в случае создания ПФГ для производства вновь осваиваемых видов конечной продукции и с долгосрочным циклом производства.

Кабинет Министров Украины обязан рассмотреть проект соз­дания ПФГ и принять решение о создании (регистрации) ПФГ, которое оформляется постановлением Кабинета Министров Ук­раины, или об отказе в создании (регистрации) ПФГ, которое оформляется протокольным решением Кабинета Министров Ук­раины, в трехмесячный срок — в случае рассмотрения проекта с участием украинских головного предприятия и участников ПФГ; в шестимесячный срок — в случае рассмотрения проекта транс­национальной (межгосударственной) ПФГ.

Решение о создании (регистрации) транснациональной ПФГ принимается Кабинетом Министров Украины только при усло­вии предварительного заключения межгосударственного догово­ра, подлежащего ратификации Верховной Радой Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины о создании (ре­гистрации) ПФГ должны быть утверждены:

Генеральное соглашение о совместной деятельности по произ­водству конечной продукции ПФГ;

название ПФГ;

головное предприятие ПФГ;

президент ПФГ;

исчерпывающий перечень участников ПФГ;

исчерпывающий перечень наименований конечной продукции ПФГ;

другие условия в соответствии с полномочиями Кабинета Ми­нистров Украины в пределах действующего законодательства.

В случае создания (регистрации) транснациональной ПФГ в соответствии с международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, она при-





обретает статус межгосударственной ПФГ. Создание (регистрация) межгосударственной ПФГ осуществляется в порядке, определен­ном таким договором.

Льготы, предоставляемые головному предприятию и участ­никам ПФГ.

Налогообложение промежуточной и конечной продукции ПФГ осуществляется согласно действующему законодательству Укра­ины.

Головное предприятие и участники ПФГ освобождаются от уплаты ввозной (экспортной) пошлины и таможенных сборов в случае экспорта промежуточной продукции.

Головное предприятие и участники ПФГ освобождаются от уплаты ввозной (импортной) пошлины и таможенных сборов в случае импортирования промежуточной продукции.

На банки — участники ПФГ не распространяются ограниче­ния относительно взносов коммерческих банков в уставные фон­ды других предприятий и организаций, установленные Законом Украины «О банках и банковской деятельности», в части инве­стирования средств в разработку или развитие и модернизацию производства конечной и промежуточной продукции ПФГ.

Приобретенные банками корпоративные права собственности и другие имущественные права в этих случаях сохраняются за банками после реорганизации или ликвидации ПФГ.

Прекращение ПФГ.

Реорганизация ПФГ. Исключение (выход) головного предпри­ятия или участника ПФГ из состава ПФГ осуществляется путем принятия постановления Кабинетом Министров Украины. Исклю­чение (выход) из состава ПФГ головного предприятия ПФГ влечет за собой реорганизацию ПФГ и ее новую регистрацию в соответ­ствии со ст. 3 Закона.

Реорганизацию ПФГ путем исключения (выхода) головного предприятия или участника ПФГ из состава ПФГ Кабинет Ми­нистров Украины может осуществлять в следующих случаях:

по представлению Главной государственной налоговой адми­нистрации Украины в случае более чем двухразового нарушения норм ст.ст. 4 и 5 Закона;

прекращения постановлением или законом, принятыми Вер­ховной Радой Украины, выполнения государственной програм­мы, в целях реализации которой была создана ПФГ;

в связи с неэффективной реализацией ПФГ соответствующих государственных программ.

Ликвидация ПФГ осуществляется путем принятия поста­новления Кабинета Министров Украины:

в связи с окончанием утвержденного срока ее деятельности;

в связи с невозможностью реорганизации ПФГ;

по инициативе участников ПФГ.

Подробно порядок создания и прекращения деятельности ПФГ регулируется Положением о создании (регистрации), реорганиза­ции и ликвидации промышленно-финансовых групп, утвержден­ным Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.07.96

г. № 781.

Особенности ПФГ.ПФГ характеризуют следующие черты:

хозяйственная организация корпоративного типа;

добровольность создания, но на основании решения Правитель­ства Украины;

требования к участникам — наличие статуса юридического

лица;

принадлежность ПФГ к хозяйственным организациям, которые осуществляют управление деятельностью (координацию деятель­ности) их участников и являются вторичными структурами;

отсутствие (как основной) цели получения прибыли;

разный состав участников (предприятия и иные хозяйствен­ные организации определенной или разных отраслей народного хозяйства);

тяготение к монополизму, что обуславливает необходимость со­гласования вопроса создания ПФГ с Антимонопольным комите­том и осуществления этим органом контроля за деятельностью ПФГ;

отсутствие статуса юридического лица;

цель создания — реализация государственных программ раз­вития приоритетных отраслей производства и структурного пере­устройства экономики, а также производство конечной продукции;

запрет создавать ПФГ в сфере торговли, общественного пита­ния, бытового обслуживания населения, материально-техниче­ского снабжения, транспортных услуг;

обязательное участие в ПФГ банка;

наличие определенных условий для создания ПФГ:

а) цели создания;

б) заключения между будущими участниками ПФГ генераль­
ного соглашения о совместной деятельности;

в) представление уполномоченным лицом инициатора (ини­
циаторов) создания ПФГ предусмотренного законом пакета до­
кументов и согласование вопроса о создании ПФГ с определен­
ными государственными органами (Минэкономики, Фондом го­
сударственного имущества, Антимонопольным комитетом);

г) минимального размера расчетного объема реализации ко­
нечной продукции ПФГ, эквивалентного сумме 100млн долл.
США, начиная со следующего года после создания ПФГ;

временный характер деятельности ПФГ (создание на опреде­ленный срок);

обязательность заключения генерального соглашения о сов­местной деятельности между головным предприятием и другими участниками ПФГ, которое регулирует отношения между ними;





отсутствие специально созданных органов управления, функции которых, в том числе и осуществления представительства ПФГ в отношениях с третьими лицами, возлагаются на головное пред­приятие, к которому предъявляются определенные требования;

особый порядок регистрации для ПФГ, который осуществляет­ся Минэкономики;

выход головного предприятия или иного участника ПФГ, кото­рый осуществляется путем принятия постановления Кабинета Министров и обязательно влечет за собой реорганизацию ПФГ и ее новую регистрацию в Минэкономики;

действуют на основании Закона Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине», постановления Кабинета Мини­стров Украины о создании соответствующей ПФГ,Генерального соглашения о совместной деятельности между головным предпри­ятием и другими участниками ПФГ [6].

Сравнение правового положения ПФГ и объединений пред­приятийпозволяет выявить как черты их сходства, так и разли­чия.

Сходство правового статуса ПФГ и объединений предприятий проявляется в том, что и те, и другие создаются на добровольных началах, осуществляют управление или координацию деятельнос­ти их участников. Их участниками (обязательно юридические лица) могут быть предприятия и иные хозяйственные организа­ции определенной или разных отраслей производства. В отноше­нии них осуществляется антимонопольное регулирование, в том числе при их создании.

Несмотря на существенное сходство, значимы и различия хо­зяйственных объединений и ПФГ.

Так, в отличие от хозяйственного объединения, которое являет­ся юридическим лицом, ПФГ такого статуса не имеет.

Правовое положение ПФГ отличается от статуса объединения предприятий также определенными требованиями, предъявляемыми к участникам ПФГ (например, обязательное участие банка), и запре­тами в отношении сферы деятельности (запрет создавать ПФГ в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, материально-технического снабжения, транспортных ус­луг), что несвойственно объединению предприятий.

В то время, как объединение предприятий может создаваться как на определенный срок, так и без определения срока деятель­ности, деятельность ПФГ всегда имеет временный характер.

Если учредительными документами и одновременно докумен­тами, регулирующими деятельность объединения предприятий, яв­ляются устав и учредительный договор, то в ПФГ отношения между участниками регулирует генеральное соглашение о сов­местной деятельности между главным предприятием и другими участниками.

При создании и деятельности ПФГ преобладает централизован­ное нормативное регулирование в виде норм общего действия, кото­рые содержатся в Законе, детально регламентируют правовой ста­тус ПФГ и, как правило, не предусматривают каких-либо специаль­ных условий или ограничений действия этих норм. В частности, подлежит детальному регулированию порядок создания, деятельно­сти, реорганизации и ликвидации ПФГ, в том числе установление непосредственно в законодательстве определенных требований к головному предприятию ПФГ, особого порядка регистрации ПФГ, содержанию генерального соглашения между его участниками.

В отличие от ПФГ, деятельность объединений предприятий лишь в общих чертах регулируется законодательными нормами общего действия, а приоритет имеет локальное, индивидуальное правовое регулирование в виде локальных нормативно-правовых актов, дей­ствующих в пределах конкретного объединения, определяющих его цели и специфику, в том числе основных из них — устава и учредительного договора.

Законодательные нормы, регулирующие деятельность объеди­нений предприятий, не предусматривают ни особого порядка ини­циирования создания, их регистрации, ни специфики представи­тельства, выхода участников из их состава, которые характерны для ПФГ. В то же время в отношении ПФГ непосредственно в Законе регулируется: специальный порядок представления упол­номоченным лицом инициатора (инициаторов) создания ПФГ, пре­дусмотренного законом пакета документов и согласования вопроса создания ПФГ с определенными государственными органами (Ми­нистерством экономики, Фондом государственного имущества, Ан­тимонопольным комитетом и т.д.), специфичный порядок регистра­ции, который осуществляется Министерством экономики, в отличие от общего порядка государственной регистрации; осуществление представительства ПФГ только его головным предприятием; осо­бенный порядок выхода участника ПФГ посредством принятия постановления Кабинетом Министров Украины, а выход головно­го предприятия влечет ее реорганизацию и новую регистрацию в Министерстве экономики.

Выводы. Правовой статус ПФГ, включая их создание, деятель­ность и прекращение, регулируется в Украине значительно де­тальнее, нежели объединений предприятий. В этом регулировании преобладают императивные нормы. Локальные нормы, регулирую­щие деятельность ПФГ (устав, договор о создании ПФГ, договоры, заключаемые между участниками ПФГ), имеют ограниченное при­менение и могут регулировать лишь те отношения, которые не урегулированы законодательством о ПФГ.

Значительное государственное регулирование ПФГ обусловле­но высокой значимостью соединения финансового и промышленного

Промышленно-финансовые группы - student2.ru

 

капиталов, необходимых для перехода к рыночной экономике; со­действия развитию сети ПФГ в приоритетных отраслях промыш­ленности и в регионах, применения оптимальных организацион­ных форм взаимодействия субъектов предпринимательства раз­личных форм собственности и отраслей в рамках ПФГ; создания необходимых организационно-экономических условий для привле­чения финансового капитала в развитие промышленности.

ПФГ, будучи совокупностью коммерческих юридических лиц, не является юридическим лицом, поэтому может расцениваться как специфический субъект предпринимательства.

Наши рекомендации