Промышленно-финансовые группы
Общие положения. Стремление субъектов рыночных отношений выйти на более высокий уровень в решении задач структурной перестройки экономики вызывает необходимость в тесном слиянии материальных ресурсов, сосредоточенных в промышленности, с финансовыми ресурсами, сконцентрированными банками и инвестиционными институтами. В результате экономического партнерства товаропроизводителей и банков, а также заинтересованности государственных органов в формировании финансово-промышленных образований возникают промышленно-финансовые группы (ПФГ), направленные на активизацию товарного производства, расширение рынка и развертывание инвестиционного процесса.
Специфика правового положения ПФГ обусловлена их особенностями как формы организационного объединения возможностей различных субъектов хозяйствования при поддержке государства посредством интеграции производства и финансов, концентрации в одно целое различных видов ресурсов, направленной на достижение определенной цели.
Нормативно-правовая основа ПФГскладывалась в Украине очень сложно. Неоднократно предпринимались попытки принятия нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность, однако они отклонялись Верховной Радой Украины или Президентом Украины.
Так, 27 января 1995 г. был принят Указ Президента Украины «О финансово-промышленных группах в Украине». Ввиду противоречия этого Указа законодательству Украины Постановлением Верховной Рады Украины от 02.03.95 г. «О несоответствии Указа Президента Украины от 27 января 1995 г. № 85/95 «О финансово-промышленных группах в Украине» действующим законам Украины» этот Указ был отклонен.
Верховной Радой Украины был подготовлен проект Закона о промышленно-финансовых группах в Украине, однако осенью 1995 г. третье чтение законопроекта «О промышленно-финансовых группах» было блокировано в Верховной Раде Украины депутатской группой «Реформы». Когда позднее Закон был все же принят, в декабре 1995 г. Президент Украины применил право вето на принятый парламентом Закон «О промышленно-финансовых группах» и возвратил его в Верховную Раду Украи-
ны для повторного рассмотрения. Украинский парламент на заседании 5 мая 1996 г. преодолел вето Президента Украины на этот Закон.
Общие правила создания и деятельности промышленно-финан-совых групп указаны в ст.125 ХК Украины, согласно которой промышленно-финансовая группа является объединением, которое создается по решению Кабинета Министров Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы согласно международным договорам Украины, а также с целью производства конечной продукции.
Нормативно-правовым актом, детально регулирующим правовой статус промышленно-финансовых групп (ПФГ) в Украине, является Закон Украины «Онромышленно-финансовых группах в Украине»от 21 ноября 1995 г.
В Законе Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине» (далее — Закон) определяются: порядок создания ПФГ, отношения между участниками ПФГ, отношения государства и ПФГ и т.д.
Промышленно-финансовая группа— это объединение, в которое могут входить промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности, имеющие целью получение прибыли, и которое создается по решению Правительства Украины на определенный срок в целях реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы согласно межгосударственным договорам, а также производства конечной продукции.
Целямисоздания ПФГ могут быть повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг; создание новых рабочих мест; повышение эффективности производства; реализация инвестиционных и иных проектов и программ, удовлетворение промышленности Украины и ее населения в высококачественной продукции; ускорение насыщения рынка высококачественными товарами и услугами; ускорение внедрения научно-технических достижений; выпуск конкурентоспособной продукции, оказание услуг; более полное и эффективное использование местных сырьевых и трудовых ресурсов и т.п.
ПФГ создаются в целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов в производственном секторе экономики, их планомерной концентрации, поощрения инвестиционных проектов, использования преимуществ Украины в системе международного разделения труда, повышения конкурентоспособности украинской продукции на внешних рынках.
НаименованиеПФГ должно содержать словосочетание «промышленно-финансовая группа (ПФГ)». Употребление словосочетания «промышленно-финансовая группа (ПФГ)» в названиях субъектов предпринимательской деятельности, регистрируемых не по нормам Закона «О промышленно-финансовых группах в Украине», не разрешается в соответствии со ст.3.7 Закона.
Это положение Закона важно иметь в виду в связи с действующими в практике множеством объединений, именуемых финансово-промышленными группами, представляющих собой различные формы объединения банковского, промышленного и торгового капиталов. Эти объединения, несмотря на схожесть названий с ПФГ, не имеют статуса ПФГ, если они не зарегистрированы в порядке, установленном Законом «О промышленно-финансовых группах в Украине». Они могут быть концернами, холдингами и т.п. объединениями, однако не признаются ПФГ Законом.
Конечная продукция ПФГ — продукция, включая научно-техническую документацию и другие объекты права интеллектуальной собственности, в целях производства которой создается ПФГ.
Промежуточная продукция ПФГ — продукция, включающая научно-техническую документацию и другие объекты права интеллектуальной собственности, которая производится участником ПФГ, используется для производства конечной продукции ПФГ и реализуется исключительно другому участнику или головному предприятию ПФГ.
Транснациональная ПФГ— группа, в состав участников которой входят украинские и иностранные юридические лица.
Хотя в Законе не употребляется понятие «национальная ПФГ», однако с учетом того, что выделено как самостоятельное понятие «транснациональная ПФГ», можно говорить о существовании двух видов ПФГ — национальных (объединяющих украинские юридические лица) и транснациональных (особый статус которых предопределен участием в них иностранных юридических лиц).
Наряду с указанной в Законе классификацией ПФГ, критерием которой является состав ее участников, ПФГ также классифицируются по отраслевой принадлежности — на отраслевые и межотраслевые; по сфере деятельности — на общегосударственные и региональные; по профильности — на монопрофильные и многопрофильные; по формам концентрации — на горизонтальные, вертикальные и конгломератные.
Головное предприятие и участники ПФГ. ПФГ включает головное предприятие и участников.
Головное предприятие ПФГ— это предприятие, созданное в соответствии с законодательством Украины, которое изготавливает конечную продукцию ПФГ, осуществляет ее сбыт, уплачивает налоги в Украине и официально представляет интересы ПФГ в Украине и за ее пределами.
Участник ПФГ— предприятие, банк или другое научное или проектное учреждение, организация, созданные согласно законодательству Украины, или иностранное юридическое лицо, которое входит в состав ПФГ, производит промежуточную продукцию ПФГ или предоставляет банковские и другие услуги участникам и головному предприятию ПФГ и имеет целью получение прибыли.
Головное предприятие и участники ПФГ сохраняют статус юридического лица, а также независимость в осуществлении производственной, хозяйственной и финансовой деятельности в соответствии с Законом и заключенным Генеральным соглашением о совместной деятельности.
ПФГ, головное предприятие и участники ПФГ создаются и действуют с соблюдением требований законодательства Украины, в том числе законодательства об ограничении монополизма и недобросовестной конкуренции.
В составе ПФГ может быть только одно головное предприятие.
ПФГ не имеет статуса юридического лица. Право действовать от имени ПФГ имеет исключительно головное предприятие ПФГ.
Следовательно, головное предприятие наделяется рядом полномочий для того, чтобы действовать от имени ПФГ: выступает от имени ПФГ и ее участников в отношениях, связанных с ее деятельностью, и несет ответственность за ее действия, ведет учет и отчетность ПФГ; готовит отчет о деятельности ПФГ; выполняет необходимые банковские операции в соответствии с законодательством. Поэтому права и обязанности головного предприятия должны быть четко зафиксированы в документах ПФГ.
Головное предприятие и участники ПФГ заключают Генеральное соглашение о совместной деятельности по производству конечной продукции ПФГ, которое подлежит утверждению Кабинетом Министров Украины.
Головное предприятие или участник ПФГ не несет ответственности по обязательствам государства. Государство не несет ответственности по обязательствам головного предприятия или участника ПФГ.
Головное предприятие ПФГ не несет ответственности по обязательствам участников ПФГ, участники ПФГ не несут ответственности по обязательствам головного предприятия ПФГ, если иное не обусловлено двусторонними договорами, гарантиями, Генеральным соглашением.
Предприятие, учреждение, организация могут быть головным предприятием или участником только одного ПФГ. Согласно Закону в составе ПФГ может быть только один банк.
В Указе Президента Украины от 08.08.98 г. указано, что количество банков в составе ПФГ не ограничивается.
Головным предприятием ПФГ не может быть торговое предприятие, транспортное предприятие, предприятие в сфере общест-
венного питания, бытового обслуживания, материально-технического снабжения, банк, финансово-кредитное учреждение.
Создание ПФГ запрещается в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, материально-технического снабжения, транспортных услуг.
Таким образом, законодательство устанавливает ряд различных требований к головному предприятию и участникам ПФГ. Что касается головного предприятия, то установлен запрет участия многих предприятий, а также банков и финансово-кредитных учреждений в качестве головного. Для участников ПФГ обязательным требованием является то, что они должны иметь целью получение прибыли, т.е. быть субъектами предпринимательской деятельности. Один общий запрет распространяется и на головное предприятие ПФГ, и на его участников — запрещается их вхождение более чем в одну ПФГ.
Взаимные обязательства головного предприятия и участников ПФГ относительно производства конечной продукции ПФГ, а также взаимные обязательства участников ПФГ относительно производства промежуточной продукции ПФГ оформляются Генеральным соглашением о совместной деятельности по производству конечной продукции ПФГ и двусторонними соглашениями о поставке промежуточной продукции (или предоставления соответствующих услуг). Этими соглашениями определяется взаимная ответственность сторон за нарушение обязательств. Споры, которые могут возникать между сторонами, разрешаются хозяйственным судом в установленном законодательством порядке.
Законодательство в значительной степени определяет содержание Генерального соглашения о совместной деятельности по производству конечной продукции ПФГ, которое заключают головное предприятие и участники ПФГ. Такое соглашение обязательно должно включать название ПФГ; перечень утвержденных в установленном законодательством порядке государственных программ, в целях реализации которых создается ПФГ; определение головного предприятия ПФГ; кандидатуру президента ПФГ, его права и обязанности, порядок освобождения от должности; перечень участников ПФГ; перечень конечной продукции ПФГ; срок действия Соглашения; другие условия, предусмотренные законодательством и признаваемые необходимыми инициаторами создания ПФГ,
Другими условиями Генерального соглашения, не установленными законодательством, могут быть порядок внесения изменений в состав участников ПФГ, объем, порядок и условия объединения имущества; цель объединения участников. Иные условия Генерального соглашения ПФГ устанавливаются ее участниками с учетом целей ПФГ и в соответствии с действующим законодательством.
Порядок создания ПФГ. Решение о создании (регистрации) объединения и предоставления ему статуса ПФГ принимается Кабинетом Министров Украины и оформляется постановлением.
Отсюда следует, что только с момента вынесения Кабинетом Министров Украины решения о создании (регистрации) ПФГ, оформленного постановлением, соответствующее объединение приобретает статус ПФГ. Это имеет важное значение, поскольку именно с момента создания (регистрации) ПФГ его головное предприятие и участники приобретают право на льготы, предоставляемые им Законом.
Вопрос о создании ПФГ ставит перед Кабинетом Министров Украины уполномоченное лицо (лица) инициаторов создания ПФГ, которое подает на имя Премьер-министра Украины следующие документы:
доверенность инициаторов создания ПФГ на право уполномоченного лица представлять в Кабинете Министров Украины проект создания ПФГ;
Генеральное соглашение о совместной деятельности по производству конечной продукции ПФГ, подписанное всеми инициаторами создания ПФГ;
технико-экономический проект обоснования создания ПФГ;
заключения соответствующего отраслевого министерства или ведомства Украины, Фонда государственного имущества Украины, Антимонопольного комитета Украины о целесообразности создания ПФГ, о технико-экономическом обосновании и Генеральном соглашении;
документ о перечислении в Государственный бюджет Украины государственной пошлины за принятие проекта создания ПФГ к рассмотрению Кабинетом Министров Украины одной тысячи размеров установленного действующим законодательством необлагаемого налогом минимума доходов граждан в месяц.
Таким образом, необходимо представление в Кабинет Министров Украины пакета документов, который должен содержать необходимые сведения о целях, задачах, предполагаемой деятельности и т.п., которые необходимы для принятия Кабинетом Министров постановления о создании (регистрации) ПФГ.
Одним из обязательных документов, представляемых в Кабинет Министров Украины, является заключение Антимонопольного комитета Украины о целесообразности создания ПФГ. Следовательно, необходимым этапом в подготовке создания ПФГ является получение соответствующего заключения. Антимонопольный комитет осуществляет предварительный контроль за такой экономической концентрацией, которая предполагается ввиду создания ПФГ для пресечения попыток создания крупных монопольных структур и негативных последствий для конкуренции на соответствующем рынке. При этом анализу подвергаются не толь-
ко отдельные юридические лица — участники и головное предприятие ПФГ, но и промышленно-финансовая группа в целом как их объединение.
Так, Антимонопольный комитет Украины осуществляет контроль за созданием промышленно-финансовых групп (ПФГ). Среди них, в частности, были ПФГ «Укржелезпром», Транснациональная ПФГ «Радиоэлектронные технологии» и др. В связи с тем, что документы указанных групп не соответствовали действующему законодательству, согласие на их создание не было дано [5].
Кабинет Министров Украины принимает к рассмотрению проекты создания ПФГ при условии расчетного объема реализации конечной продукции ПФГ, эквивалентной сумме в 100 миллионов долларов США в год, начиная со второго года после создания ПФГ. Этот срок может быть продлен отдельным постановлением Кабинета Министров Украины в случае создания ПФГ для производства вновь осваиваемых видов конечной продукции и с долгосрочным циклом производства.
Кабинет Министров Украины обязан рассмотреть проект создания ПФГ и принять решение о создании (регистрации) ПФГ, которое оформляется постановлением Кабинета Министров Украины, или об отказе в создании (регистрации) ПФГ, которое оформляется протокольным решением Кабинета Министров Украины, в трехмесячный срок — в случае рассмотрения проекта с участием украинских головного предприятия и участников ПФГ; в шестимесячный срок — в случае рассмотрения проекта транснациональной (межгосударственной) ПФГ.
Решение о создании (регистрации) транснациональной ПФГ принимается Кабинетом Министров Украины только при условии предварительного заключения межгосударственного договора, подлежащего ратификации Верховной Радой Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины о создании (регистрации) ПФГ должны быть утверждены:
Генеральное соглашение о совместной деятельности по производству конечной продукции ПФГ;
название ПФГ;
головное предприятие ПФГ;
президент ПФГ;
исчерпывающий перечень участников ПФГ;
исчерпывающий перечень наименований конечной продукции ПФГ;
другие условия в соответствии с полномочиями Кабинета Министров Украины в пределах действующего законодательства.
В случае создания (регистрации) транснациональной ПФГ в соответствии с международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, она при-
обретает статус межгосударственной ПФГ. Создание (регистрация) межгосударственной ПФГ осуществляется в порядке, определенном таким договором.
Льготы, предоставляемые головному предприятию и участникам ПФГ.
Налогообложение промежуточной и конечной продукции ПФГ осуществляется согласно действующему законодательству Украины.
Головное предприятие и участники ПФГ освобождаются от уплаты ввозной (экспортной) пошлины и таможенных сборов в случае экспорта промежуточной продукции.
Головное предприятие и участники ПФГ освобождаются от уплаты ввозной (импортной) пошлины и таможенных сборов в случае импортирования промежуточной продукции.
На банки — участники ПФГ не распространяются ограничения относительно взносов коммерческих банков в уставные фонды других предприятий и организаций, установленные Законом Украины «О банках и банковской деятельности», в части инвестирования средств в разработку или развитие и модернизацию производства конечной и промежуточной продукции ПФГ.
Приобретенные банками корпоративные права собственности и другие имущественные права в этих случаях сохраняются за банками после реорганизации или ликвидации ПФГ.
Прекращение ПФГ.
Реорганизация ПФГ. Исключение (выход) головного предприятия или участника ПФГ из состава ПФГ осуществляется путем принятия постановления Кабинетом Министров Украины. Исключение (выход) из состава ПФГ головного предприятия ПФГ влечет за собой реорганизацию ПФГ и ее новую регистрацию в соответствии со ст. 3 Закона.
Реорганизацию ПФГ путем исключения (выхода) головного предприятия или участника ПФГ из состава ПФГ Кабинет Министров Украины может осуществлять в следующих случаях:
по представлению Главной государственной налоговой администрации Украины в случае более чем двухразового нарушения норм ст.ст. 4 и 5 Закона;
прекращения постановлением или законом, принятыми Верховной Радой Украины, выполнения государственной программы, в целях реализации которой была создана ПФГ;
в связи с неэффективной реализацией ПФГ соответствующих государственных программ.
Ликвидация ПФГ осуществляется путем принятия постановления Кабинета Министров Украины:
в связи с окончанием утвержденного срока ее деятельности;
в связи с невозможностью реорганизации ПФГ;
по инициативе участников ПФГ.
Подробно порядок создания и прекращения деятельности ПФГ регулируется Положением о создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.07.96
г. № 781.
Особенности ПФГ.ПФГ характеризуют следующие черты:
хозяйственная организация корпоративного типа;
добровольность создания, но на основании решения Правительства Украины;
требования к участникам — наличие статуса юридического
лица;
принадлежность ПФГ к хозяйственным организациям, которые осуществляют управление деятельностью (координацию деятельности) их участников и являются вторичными структурами;
отсутствие (как основной) цели получения прибыли;
разный состав участников (предприятия и иные хозяйственные организации определенной или разных отраслей народного хозяйства);
тяготение к монополизму, что обуславливает необходимость согласования вопроса создания ПФГ с Антимонопольным комитетом и осуществления этим органом контроля за деятельностью ПФГ;
отсутствие статуса юридического лица;
цель создания — реализация государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурного переустройства экономики, а также производство конечной продукции;
запрет создавать ПФГ в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, материально-технического снабжения, транспортных услуг;
обязательное участие в ПФГ банка;
наличие определенных условий для создания ПФГ:
а) цели создания;
б) заключения между будущими участниками ПФГ генераль
ного соглашения о совместной деятельности;
в) представление уполномоченным лицом инициатора (ини
циаторов) создания ПФГ предусмотренного законом пакета до
кументов и согласование вопроса о создании ПФГ с определен
ными государственными органами (Минэкономики, Фондом го
сударственного имущества, Антимонопольным комитетом);
г) минимального размера расчетного объема реализации ко
нечной продукции ПФГ, эквивалентного сумме 100млн долл.
США, начиная со следующего года после создания ПФГ;
временный характер деятельности ПФГ (создание на определенный срок);
обязательность заключения генерального соглашения о совместной деятельности между головным предприятием и другими участниками ПФГ, которое регулирует отношения между ними;
отсутствие специально созданных органов управления, функции которых, в том числе и осуществления представительства ПФГ в отношениях с третьими лицами, возлагаются на головное предприятие, к которому предъявляются определенные требования;
особый порядок регистрации для ПФГ, который осуществляется Минэкономики;
выход головного предприятия или иного участника ПФГ, который осуществляется путем принятия постановления Кабинета Министров и обязательно влечет за собой реорганизацию ПФГ и ее новую регистрацию в Минэкономики;
действуют на основании Закона Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине», постановления Кабинета Министров Украины о создании соответствующей ПФГ,Генерального соглашения о совместной деятельности между головным предприятием и другими участниками ПФГ [6].
Сравнение правового положения ПФГ и объединений предприятийпозволяет выявить как черты их сходства, так и различия.
Сходство правового статуса ПФГ и объединений предприятий проявляется в том, что и те, и другие создаются на добровольных началах, осуществляют управление или координацию деятельности их участников. Их участниками (обязательно юридические лица) могут быть предприятия и иные хозяйственные организации определенной или разных отраслей производства. В отношении них осуществляется антимонопольное регулирование, в том числе при их создании.
Несмотря на существенное сходство, значимы и различия хозяйственных объединений и ПФГ.
Так, в отличие от хозяйственного объединения, которое является юридическим лицом, ПФГ такого статуса не имеет.
Правовое положение ПФГ отличается от статуса объединения предприятий также определенными требованиями, предъявляемыми к участникам ПФГ (например, обязательное участие банка), и запретами в отношении сферы деятельности (запрет создавать ПФГ в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, материально-технического снабжения, транспортных услуг), что несвойственно объединению предприятий.
В то время, как объединение предприятий может создаваться как на определенный срок, так и без определения срока деятельности, деятельность ПФГ всегда имеет временный характер.
Если учредительными документами и одновременно документами, регулирующими деятельность объединения предприятий, являются устав и учредительный договор, то в ПФГ отношения между участниками регулирует генеральное соглашение о совместной деятельности между главным предприятием и другими участниками.
При создании и деятельности ПФГ преобладает централизованное нормативное регулирование в виде норм общего действия, которые содержатся в Законе, детально регламентируют правовой статус ПФГ и, как правило, не предусматривают каких-либо специальных условий или ограничений действия этих норм. В частности, подлежит детальному регулированию порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации ПФГ, в том числе установление непосредственно в законодательстве определенных требований к головному предприятию ПФГ, особого порядка регистрации ПФГ, содержанию генерального соглашения между его участниками.
В отличие от ПФГ, деятельность объединений предприятий лишь в общих чертах регулируется законодательными нормами общего действия, а приоритет имеет локальное, индивидуальное правовое регулирование в виде локальных нормативно-правовых актов, действующих в пределах конкретного объединения, определяющих его цели и специфику, в том числе основных из них — устава и учредительного договора.
Законодательные нормы, регулирующие деятельность объединений предприятий, не предусматривают ни особого порядка инициирования создания, их регистрации, ни специфики представительства, выхода участников из их состава, которые характерны для ПФГ. В то же время в отношении ПФГ непосредственно в Законе регулируется: специальный порядок представления уполномоченным лицом инициатора (инициаторов) создания ПФГ, предусмотренного законом пакета документов и согласования вопроса создания ПФГ с определенными государственными органами (Министерством экономики, Фондом государственного имущества, Антимонопольным комитетом и т.д.), специфичный порядок регистрации, который осуществляется Министерством экономики, в отличие от общего порядка государственной регистрации; осуществление представительства ПФГ только его головным предприятием; особенный порядок выхода участника ПФГ посредством принятия постановления Кабинетом Министров Украины, а выход головного предприятия влечет ее реорганизацию и новую регистрацию в Министерстве экономики.
Выводы. Правовой статус ПФГ, включая их создание, деятельность и прекращение, регулируется в Украине значительно детальнее, нежели объединений предприятий. В этом регулировании преобладают императивные нормы. Локальные нормы, регулирующие деятельность ПФГ (устав, договор о создании ПФГ, договоры, заключаемые между участниками ПФГ), имеют ограниченное применение и могут регулировать лишь те отношения, которые не урегулированы законодательством о ПФГ.
Значительное государственное регулирование ПФГ обусловлено высокой значимостью соединения финансового и промышленного
капиталов, необходимых для перехода к рыночной экономике; содействия развитию сети ПФГ в приоритетных отраслях промышленности и в регионах, применения оптимальных организационных форм взаимодействия субъектов предпринимательства различных форм собственности и отраслей в рамках ПФГ; создания необходимых организационно-экономических условий для привлечения финансового капитала в развитие промышленности.
ПФГ, будучи совокупностью коммерческих юридических лиц, не является юридическим лицом, поэтому может расцениваться как специфический субъект предпринимательства.