Претерпевание последствий в виде ограничения правоспособности относится к личной предпринимательской ответственности
Принудительное прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению арбитражного суда, принудительная ликвидация или реорганизация юридического лица путем разделения влекут утрату ими статуса предпринимателя (индивидуального, коллективного).
Соответственно, производится государственная регистрация факта прекращения деятельности, регистрация юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
К мерам личного воздействия на правонарушителей - хозяйствующих субъектов также относятся:
- дисквалификация - лишение индивидуального предпринимателя права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, в том числе в качестве арбитражного управляющего (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация не применяется к юридическим лицам, но может быть применена к руководителю организации, к лицам, являющимся членами совета директоров. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
При дисквалификации входящее в содержание правоспособности индивидуального предпринимателя право осуществлять управление организацией в качестве предпринимательской деятельности не прекращается, это право лишь временно на срок дисквалификации не реализуется. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не требует регистрации факта дисквалификации предпринимателя. Полагаем, что данный факт должен отражаться в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Это необходимо для обеспечения заинтересованных лиц соответствующей информацией (например, если решается вопрос о выборе управляющего для возложения на него функций исполнительного органа хозяйственного общества);
- лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного наказания (ст. 47 УК РФ.). Например, такая мера применяется в качестве дополнительного вида наказания по отношению к аудиторам, злоупотребляющим полномочиями (ст. 202 УК РФ). При этом требуется государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда (п. 5 ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Если предприниматель занимается несколькими видами деятельности, одним из которых ему приговором суда заниматься запрещено, он продолжает осуществлять другие виды деятельности, следовательно, для государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в целом нет оснований. Приговором суда лицо лишается права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, поэтому правильнее было бы регистрировать не прекращение, а лишь приостановление деятельности на срок, указанный в приговоре суда. По смыслу Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по истечении срока наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности лицо должно повторно, в общем порядке регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. На наш взгляд, по истечении этого срока не надо вновь регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, достаточно уведомления регистрирующего органа о возобновлении деятельности. Считаем, что по данному вопросу необходимо внести изменения в Закон о регистрации;
- приостановление действия лицензии органом власти, выдавшим лицензию (например, федеральным органом исполнительной власти в области связи), на срок до шести месяцев. Право заниматься лицензируемым видом предпринимательской деятельности сохраняется, но временно - на период приостановления лицензии - осуществляться не должно. Отметим, что при приостановлении действия лицензии, равно как и при ее аннулировании, нет достаточно эффективного механизма фактического (принудительного) прекращения деятельности лица, постоянно или временно лишенного лицензии, а значит, и права заниматься предпринимательской деятельностью. На практике многие продолжают осуществлять таковую без лицензии, несмотря на применяемые к ним санкции за деятельность без лицензии;
- административное приостановление деятельности (юридического лица, индивидуального предпринимателя) в целом, отдельных видов деятельности, отдельных участков деятельности, а также отдельных объектов деятельности (агрегатов, зданий, сооружений) по решению суда на срок до 90 дней (ст. 3.12 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ).
Право заниматься предпринимательской деятельностью не прекращается, но на период приостановления деятельности лица в целом не реализуется. Приостановление деятельности в отдельных подразделениях организации, равно как и приостановление эксплуатации отдельных объектов (агрегатов, зданий, сооружений), на правоспособность хозяйствующего субъекта не влияет, он продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе действуя через филиалы, иные подразделения, деятельность которых не приостанавливалась на основе судебного акта.
Отметим, что, в отличие от приостановления или аннулирования лицензии, закон предусматривает механизм фактического, принудительного прекращения деятельности во исполнение постановления суда о применении данной санкции. Оно исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно: производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в Постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности. При этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (ст. 32.12 КоАП РФ).
Меры имущественной ответственности широко применяются как в хозяйственно-управленческих отношениях (по вертикали), так и в оперативно-хозяйственных (по горизонтали).
Предпринимательская имущественная ответственность перед государством наступает за нарушение обязательных требований, установленных законом (предъявляемых к ним государством), которая носит характер имущественного воздействия на правонарушителя. В результате ее применения уменьшается размер имущества, принадлежащего предпринимателю.
Разновидностями такой ответственности является налоговая ответственность (установлена нормами НК РФ), ответственность, предусмотренная КоАП РФ и другими законами.
За нарушение требований, предъявляемых государством к предпринимателям, чаще всего взыскивается штраф. Так, за все правонарушения, указанные в главе 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности", в качестве основного наказания указан штраф.
Штраф может взыскиваться одновременно с юридического лица и его руководителя, иного должностного лица (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
За деятельность без лицензии помимо штрафа может быть применена конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья (ст. 14.1 КоАП РФ).
Единственным видом ответственности за налоговые нарушения является штраф (ст. 114 НК РФ). Штраф взыскивается с налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной и иной ответственности (ст. 108 НК РФ).
Другими законами предусмотрена также возможность взыскания в пользу государства доходов, полученных от незаконной предпринимательской деятельности (например, такая санкция установлена ст. 13 Закона РФ "О банках и банковской деятельности", ст. 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
Не только предприниматели отвечают перед государством, но и государство, муниципальное образование должны возмещать предпринимателям убытки, причиненные им незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (ст. 16 ГК РФ).
В оперативно-хозяйственных отношениях применяются две формы имущественной ответственности сторон по договору - взыскание с должника в пользу кредитора убытков и взыскание неустойки.
Убытки - это денежное выражение имущественного вреда, причиненного должником кредитору вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательства. ГК РФ говорит о двух видах убытков - реальном ущербе и упущенной выгоде (ст. 15 ГК РФ).
Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, денежная оценка утраченного или поврежденного должником имущества. Например, в результате длительной просрочки перевозчиком доставки скоропортящегося груза - молочных продуктов они стали непригодны для потребления, их удалось продать на откорм скота. Реальный ущерб грузополучателя составила сумма в виде разницы между стоимостью товара, оплаченного за него продавцу, и ценой, полученной за него в результате передачи на откорм скота. Перевозчик обязан возместить грузополучателю убытки в размере суммы, на которую понизилась стоимость продуктов (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Упущенная выгода - это неполученные доходы, которые кредитор получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено должником. При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК РФ).
Приведем пример <1>. Покупатель - АО "Находтор" отказался от исполнения договора: телеграммой известил продавца, что у него отсутствуют холодильные камеры для хранения цитрусовых. В связи с этим продавец (государственное предприятие "Внешнеэкономическое объединение "Продинторг") был вынужден искать другого покупателя, которому товар продал, но по более низкой цене. Продавец потребовал от покупателя возместить убытки в виде упущенной выгоды - разницы в ценах, возникших в связи с односторонним отказом покупателя от исполнения обязательства. Арбитражный суд Приморского края отказал в удовлетворении исковых требований. Президиум ВАС РФ согласился с позицией суда в том числе и потому, что истец не доказал, что им предпринимались меры к продаже товаров по ценам, предусмотренным договором с покупателем, отказавшимся от получения цитрусовых, но безуспешно. Между тем в соответствии с п. 4 ст. 393 ГК РФ при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором меры для ее получения и сделанные с этой целью приготовления.
--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 23 апреля 1996 г. N 508/96.
Отметим по поводу данного дела, что односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом, и, как мы выше отмечали, предпринимательским договором. В данном случае покупатель отказался от исполнения обязательства неправомерно, но суд счел возможным освободить его от ответственности в виде возмещения продавцу упущенной выгоды.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъясняется, что размер неполученных доходов (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В частности, по требованию о возмещении убытков в виде неполученного дохода, причиненных недопоставкой сырья или комплектующих изделий, размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договором с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья или комплектующих изделий, транспортно-заготовительных расходов и других затрат, связанных с производством готовых товаров.
Неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Неустойка взыскивается с должника независимо от того, возникли ли у кредитора убытки из-за действий должника. Кредитор при предъявлении им требования к должнику о взыскании неустойки не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Неустойка, например, за просрочку исполнения обязательства взыскивается за сам факт нарушения обязательства. Понятно, что неустойку взыскать проще, нежели убытки: чтобы их взыскать, надо еще доказать, что они есть у кредитора и возникли вследствие нарушения договорного обязательства, а не вследствие, скажем, собственной бесхозяйственности.
В советский период нашей истории неустойки на случай нарушения хозяйственных договоров - поставки, перевозки, подряда на капитальное строительство и др. были предусмотрены в подзаконных нормативных актах.
Например, Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления, которые были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г., предусматривали неустойки за просрочку поставки, недопоставку, за поставку товаров ненадлежащего качества, за некомплектную поставку, за нарушение требований по таре и упаковке и др.
Сейчас установление неустойки - в основном дело самих сторон по договору, если ими неустойка, например, за просрочку поставки в договоре не будет предусмотрена, не наступит и ответственность в виде взыскания неустойки.
Если неустойка предусмотрена законом, она взыскивается, если даже в договоре не упоминается. ГК РФ говорит о единственном виде такой неустойки - процентах, взимаемых при неисполнении денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ). Убытки же, если о них не будет упомянуто в договоре, подлежат взысканию в силу закона (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Если, например, в заключенном между предпринимателями договоре сказано: стороны несут ответственность в соответствии с законодательством (неустойка в договоре не предусмотрена), при нарушении обязательства возможно:
- взыскание убытков;
- взыскание неустойки - процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате. Размер процентов определяется на сумму указанных средств в размере учетной ставки банковского процента, действующей на день исполнения денежного обязательства по месту нахождения кредитора, если иной размер процентов не предусмотрен в законе или договоре (п. 1 ст. 395 ГК РФ). В настоящее время в соответствии с разъяснением, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (п. 51) и от 8 октября 1998 г. "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", проценты взыскиваются по ставке рефинансирования Центрального банка РФ. При расчете годовых процентов число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням (п. 2 Постановления от 8 октября 1998 г.). Следует отличать проценты как форму ответственности от процентов как платы за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа (ст. 809 ГК РФ), кредитному договору (ст. 819 ГК РФ) либо в качестве коммерческого кредита (ст. 823 ГК РФ), размер которых стороны указывают в договоре. Если же в договоре проценты не предусмотрены, заемщик платит проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Соответственно, суд при разрешении споров о взыскании процентов годовых должен определить, требует ли истец уплаты процентов за пользование денежными средствами, предоставленными в качестве займа или коммерческого кредита, либо существо требования составляет применение ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства, предусмотренной ст. 395 ГК РФ (п. 4 указанного Постановления от 8 октября 1998 г.). При просрочке возврата займа, оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги проценты как форма ответственности начисляются на сумму, оплата которой просрочена. Стороны в договоре могут предусмотреть неустойку за просрочку исполнения денежного обязательства, отличающуюся по размеру и способу исчисления от процентов, определяемых по правилам ст. 395 ГК РФ, например, в виде пени, взимаемой за каждый день просрочки. По смыслу ст. 395 ГК РФ в таком случае при просрочке в оплате взимается пени - в соответствии с договором. Однако указанное выше Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, разъясняющее практику применения ст. 395 ГК РФ, исходит из возможности кредитора предъявить требование о применении одной из этих мер ответственности (договорную неустойку или проценты согласно ст. 395 ГК РФ), если в договоре не определено, что взыскивается только и исключительно неустойка (пени), предусмотренная в договоре (п. 6 Постановления от 8 октября 1998 г.);
- взыскание неустоек, предусмотренных законодательством о поставках товаров для государственных нужд. Если, например, предприниматель (индивидуальный или коммерческая организация) предложит на конкурсе выгодные для государства условия поставки товаров для государственных нужд (например, постельного белья, одежды, обуви, продуктов питания для обеспечения военнослужащих срочной службы в армии) и с ним будет заключен соответствующий контракт на поставку, в случае просрочки поставки он будет обязан заплатить покупателю неустойку в размере 50 процентов от стоимости недопоставленных товаров (ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд");
- взыскание неустоек, предусмотренных другими законами, в частности транспортными уставами и кодексами.