Работа с радио и телевидением
Радио и телевидение – значимые средства связи с широкой общественностью. Особенно они актуальны для крупных компаний, центральных государственных структур, политических организаций.
Общим для этих каналов коммуникации является:
- передача сообщений, мгновенно принимаемых в доме зрителя или слушателя;
- зависимость наличия коммуникации от добровольного приобретения населением приемных устройств;
- организация работы по временному принципу, планирование программ по часам;
- наличие сетей станций для одновременного вещания в масштабах страны и за ее пределами;
- в техническом аспекте радиопередача и телепередача – одно и то же, – в эфир из вещательного центра передаются электромагнитные колебания, принимаемые одновременно в миллионах точек. Только в радиопередаче сигнал несет лишь звуки, во втором – звуки и изображение. В Москве зарегистрировано около 30 российских и около 90 иностранных теле- и радиокомпаний.
Работа специалиста ПР с радио и телевидением предполагает знание аудиторий различных программ, выбор жанра, времени и продолжительности трансляции. Кроме того, крупные компании и ряд организаций имеют собственные теле- и радиокомпании, собственные студии видео- и звукозаписи, производства видеофильмов. Использование видеокамер, диктофонов, компьютеров и других современных средств записи и воспроизведения аудиовизуальной информации позволяет готовить материалы для радио- и телетрансляции специалистам ПР, не имеющим специального журналистского образования. Знание особенностей теле- и радиосообщений дает возможность специалисту ПР эффективно работать с профессиональными журналистами, корреспондентами, а также выполнять их функции при подготовке материалов для трансляции, особенно по каналам внутриорганизационных теле- и радио коммуникаций.
Основную массу сообщений, передаваемых телевидением и радио, можно разделить на три основных вида публицистические, художественные, научные. Значительная часть сообщений объединяет элементы этих видов сообщений.
Публицистические сообщения отличаются документальностью, не вымышленностью фактического материала. ПР используют чаще публицистический вид сообщений, но также и научный, и даже художественный. Публицистические сообщения подразделяются на такие виды:
1) информационная публицистика;
2) аналитическая публицистика;
3) художественная публицистика.
Каждый из видов публицистических сообщений имеет несколько жанров. Жанр – это тип (форма, методы) отображения реальной действительности, обладающий сложившейся системой относительно устойчивых признаков.
Информационная публицистика объединяет жанры выражающие стремление к простой фиксации реальности: здесь автор идет за конкретным событием, явлением. Композиция и организация процесса отображения действительности диктуются самим строем происходящего события. К жанрам информационной публицистики от носятся: заметка, выступление, интервью (и его разновидность – пресс-конференция), репортаж.
Аналитическая публицистикаоснована на сообщении, содержащем целенаправленный авторский анализ реальных фактов и явлений. При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, а от замысла автора. К жанрам аналитической публицистики относятся: беседа, комментарий, обозрение.
Художественная публицистика–основана на сообщениях, композиция которых зависит от образной системы, предложенной автором. Задачи коммуникации реализуются средствами художественной выразительности. К жанрам художественной публицистики относятся: очерк, портрет, эссе, фельетон, памфлет, зарисовка (этюд).
Наименования жанров в теле- и радиопублицистике совпадают с наименованиями газетных жанров, что свидетельствует о наличии общности целей, задач и средств отражения действительности.
Эффективное использование СМИ для целей ПР предполагает знание всего разнообразия видов и жанров теле- и радиосообщений.
Нельзя не отметить важность фильмов и аудиовизуальных средств в ПР. Фильм – это средство коммуникаций с разнообразными аудиториями – от занятых и потребителей до акционеров и законодателей. Аудитория может быть: узкой, сформировавшейся, массовой.
Узкая аудитория – это посетители выставочного павильона фирмы на специализированной выставке. К этому же типу относится приглашенная аудитория – это может быть 6–8 директоров компаний, группа журналистов, или студентов, банковских работников.
Сформировавшаяся аудитория – это общества и ассоциации, сформировавшиеся по социальным, общественным или профессиональным критериям – спортивные клубы, партийные организации, экологические движения, профессиональные и научные ассоциации.
Массовая аудитория – это, как правило, аудитория, охватываемая средствами массовой информации. Варианты целей использования фильма в Л?:
1. Создание общего благоприятного впечатления о деятельности компании – популяризация образа. Длительность такого фильма-презентации оптимальна в интервале 7-12 минут. Компания Procter&Gamble использует такой фильм в презентации компании для различных аудиторий.
2. Ознакомление общественности с общественно-значимыми проблемами (фирмы, отрасли, национальной экономики) и активизация деятельности целевых групп по разрешению этих проблем. Например, поддержка отечественной промышленности, обеспечение благоприятных (льготных) условий деятельности, возведение тарифных барьеров для конкурирующего импорта.
3. Создание привлекательного имиджа политического лидера, движения.
4. Привлечение занятых. Например, в США теле реклама 70-х решила проблему набора добровольцев в армию.
5. Показ функционирования оборудования – в выставочном павильоне или у стенда фирмы.
6. Учебные фильмы – например, по обучению продавцов. Так, американская компания быстрого питания Kentucky Fried Chicken использовала фильм, обучающий японских продавцов компании в Японии как упаковывать заказ на вынос, как подавать его покупателю через стойку и т.д.
7. Фильм – как информирование занятых о жизни всей компании. Особенно это актуально для глобальных компаний – показ в видео журналах новостей о штаб-квартире и отделениях в других географических регионах. Такие видео журналы помогают рассредоточенной массе занятых понять корпоративные цели с одной стороны, и – деятельность отдельных подразделений всей компании – с другой. Пик популярности годовых видеоотчетов пришелся в США на середину 80-х гг.
8. Для внешних целей видеофильмы используются как маркетинговый или лоббистский инструмент. Представление нового продукта потенциальным клиентам, например, на презентациях, выставках и ярмарках.
Таким образом, отношения Паблик Рилейшнз со Средствами Массовой Информации являются определяющими практически для любой организации, поскольку именно СМИ формируют общественное мнение и оказывают неоднозначное влияние на деятельность саман организации.