Различия в стилях управления

В статье Стивенсона есть еще два момента, о которых стоит помнить, особенно нашим коллегам из высших учебных заведений, которые берутся писать книги о предпринимателях.

Говард Стивенсон отмечает: многие люди говорят, что предприниматели, как правило, не сильны в деле управ­ления и не бывают хорошими менеджерами. Не согла­шаясь с этой общераспространенной точкой зрения, он пишет: «Везде и всюду принято изображать предпринима­теля как человека эгоцентричного, нетерпимого и вслед­ствие этого неспособного хорошо руководить людьми. Од­нако, несмотря на то, что задачи в области управления — с точки зрения предпринимателя — выглядят совсем ина­че, тем не менее, ему необходимо владеть навыками управ­ления».

Прямо в точку. Браво Говард! Иными словами, мож­но сказать, что предприниматели управляют людьми
совсем по-другому. Далее мы объясним, почему между предпринимателем и наемным служащим обязательно должны существовать различия в стиле управления людьми.

Нужно знать, как использовать ресурсы других людей

Далее в статье Стивенсон снова очень близко подходит к правильному определению предпринимателя, когда го­ворит: «Предпринимательство — это способ управления, который можно определить следующим образом: это погоня за возможностями без оглядки на те ресурсы, кото­рые в данный момент находятся у вас под контролем». Он заявляет: «Предприниматели стараются научиться хоро­шо использовать ресурсы других людей». Причина в раз­личиях стиля управления заключается в том, что наем­ные служащие стремятся нанять таких подчиненных, которыми было бы легко управлять. Они хотят устроить дело так, чтобы контролировать их. Подчиненные долж­ны делать то, что им говорят, иначе их уволят. Поэтому в компаниях с наемными работниками обычно стремят­ся строить систему с вертикальной иерархией. Им по нраву прусский стиль управления — тот самый, который лежит в основе прусской системы образования. Эти ру­ководители хотят, чтобы люди по команде «Прыгай!» прыгали бы, не раздумывая, — даже не посмотрев, куда они прыгают.

Но предприниматели должны управлять не только теми, кого они наняли на работу, поэтому они вынужде­ны учиться управлять людьми по-другому. Дело в том,
что предпринимателям нужно знать, как управлять дру­гими предпринимателями. Если вы будете просто кри­чать им «Прыгай!», они, скорее всего, ответят вам ка­ким-нибудь бранным словом или оскорбительным жес­том. Так что бизнесмены не такие уж плохие менеджеры, как думают многие люди, просто они управляют людьми совсем иначе, поскольку не могут приказать им делать то или это (а часто то, что им необходимо, вообще нельзя выразить в виде приказа, потому что не прикажешь же человеку «сгореть» на работе или совершить подвиг).

Это различие в стилях управления объясняет также, почему наемные работники предпочитают работать за конкурентные деньги, а предприниматели имеют тенден­цию работать за кооперативные деньги.

Наемный работник

Ищет других наемных работников

Очень часто начинающие предприниматели жалуются: «Я никак не могу подыскать для себя хороших наемных работников», или «Мои служащие просто не хотят рабо­тать», или «Все мои работники хотят только одного — получать больше денег». Эти проблемы возникают перед начинающими предпринимателями из-за того, что они не понимают, какого стиля управления им придержи­ваться.

Между тем правильному стилю можно научиться. Опять-таки, спасибо нашему коллеге-профессору Говар­ду Стивенсону за то, что он дал нам возможность ясно увидеть различие между предпринимателями и наемны­ми работниками.

Не ждите, когда на всех светофорах включится зеленый свет

Другая причина, почему многие люди не достигают та­кого успеха, как им хотелось бы, — это страх, и чаще всего это страх сделать ошибку или потерпеть неудачу. Есть и еще одна причина, также связанная с чувством страха, но проявляющаяся по-другому. В данном случае люди скрывают свой страх под маской ожидания момен­та, когда ситуация станет в точности такой, как им нуж­но. Они хотят начать свой бизнес, только когда этому будут «благоприятствовать все звезды». Им нужно, что­бы перед ними на всех светофорах был исключительно зеленый свет, — только после этого они отправятся в путь. Но в результате большинство из них до сих пор так и стоят на обочине с выключенным двигателем.

Три фактора бизнеса

Мой друг и деловой партнер — один из лучших предпри­нимателей, которых я когда-либо знал. Мы вместе со­здали целый ряд компаний — три из них смогли выйти на большой рынок и сделали нас мультимиллионерами. Характеризуя работу предпринимателя, он как-то ска­зал: «Есть три момента, которые необходимы, чтобы све­сти в бизнесе все концы воедино. Во-первых, нужно найти подходящих людей. Во-вторых, найти возможно­сти. И, в-третьих, — найти деньги». И добавил: «Но толь­ко эти три момента редко оказываются под рукой в одно и то же время. Иногда есть люди, но не находится сделок или денег. Иногда есть деньги, но нет сделок или людей».

Затем мой друг сказал: «Самая важная задача для предпринимателя — это схватить момент, который под­ворачивается сейчас, а затем начать подтягивать к нему два других. На это может уйти неделя, а могут потребо­ваться годы, но можно сказать одно: если у вас уже есть хотя бы один из этих факторов, то вы, по крайней мере, можете начать».

Другими словами, настоящий бизнесмен не должен беспокоиться о том, горят ли перед ним на трех светофо­рах один или два красных огня. Реально он не должен обращать внимания даже на три красных огня, потому что красные огни не могут удержать предпринимателя от того, чтобы он стал предпринимателем.

Наши рекомендации