Различия в стилях управления
В статье Стивенсона есть еще два момента, о которых стоит помнить, особенно нашим коллегам из высших учебных заведений, которые берутся писать книги о предпринимателях.
Говард Стивенсон отмечает: многие люди говорят, что предприниматели, как правило, не сильны в деле управления и не бывают хорошими менеджерами. Не соглашаясь с этой общераспространенной точкой зрения, он пишет: «Везде и всюду принято изображать предпринимателя как человека эгоцентричного, нетерпимого и вследствие этого неспособного хорошо руководить людьми. Однако, несмотря на то, что задачи в области управления — с точки зрения предпринимателя — выглядят совсем иначе, тем не менее, ему необходимо владеть навыками управления».
Прямо в точку. Браво Говард! Иными словами, можно сказать, что предприниматели управляют людьми
совсем по-другому. Далее мы объясним, почему между предпринимателем и наемным служащим обязательно должны существовать различия в стиле управления людьми.
Нужно знать, как использовать ресурсы других людей
Далее в статье Стивенсон снова очень близко подходит к правильному определению предпринимателя, когда говорит: «Предпринимательство — это способ управления, который можно определить следующим образом: это погоня за возможностями без оглядки на те ресурсы, которые в данный момент находятся у вас под контролем». Он заявляет: «Предприниматели стараются научиться хорошо использовать ресурсы других людей». Причина в различиях стиля управления заключается в том, что наемные служащие стремятся нанять таких подчиненных, которыми было бы легко управлять. Они хотят устроить дело так, чтобы контролировать их. Подчиненные должны делать то, что им говорят, иначе их уволят. Поэтому в компаниях с наемными работниками обычно стремятся строить систему с вертикальной иерархией. Им по нраву прусский стиль управления — тот самый, который лежит в основе прусской системы образования. Эти руководители хотят, чтобы люди по команде «Прыгай!» прыгали бы, не раздумывая, — даже не посмотрев, куда они прыгают.
Но предприниматели должны управлять не только теми, кого они наняли на работу, поэтому они вынуждены учиться управлять людьми по-другому. Дело в том,
что предпринимателям нужно знать, как управлять другими предпринимателями. Если вы будете просто кричать им «Прыгай!», они, скорее всего, ответят вам каким-нибудь бранным словом или оскорбительным жестом. Так что бизнесмены не такие уж плохие менеджеры, как думают многие люди, просто они управляют людьми совсем иначе, поскольку не могут приказать им делать то или это (а часто то, что им необходимо, вообще нельзя выразить в виде приказа, потому что не прикажешь же человеку «сгореть» на работе или совершить подвиг).
Это различие в стилях управления объясняет также, почему наемные работники предпочитают работать за конкурентные деньги, а предприниматели имеют тенденцию работать за кооперативные деньги.
Наемный работник
Ищет других наемных работников
Очень часто начинающие предприниматели жалуются: «Я никак не могу подыскать для себя хороших наемных работников», или «Мои служащие просто не хотят работать», или «Все мои работники хотят только одного — получать больше денег». Эти проблемы возникают перед начинающими предпринимателями из-за того, что они не понимают, какого стиля управления им придерживаться.
Между тем правильному стилю можно научиться. Опять-таки, спасибо нашему коллеге-профессору Говарду Стивенсону за то, что он дал нам возможность ясно увидеть различие между предпринимателями и наемными работниками.
Не ждите, когда на всех светофорах включится зеленый свет
Другая причина, почему многие люди не достигают такого успеха, как им хотелось бы, — это страх, и чаще всего это страх сделать ошибку или потерпеть неудачу. Есть и еще одна причина, также связанная с чувством страха, но проявляющаяся по-другому. В данном случае люди скрывают свой страх под маской ожидания момента, когда ситуация станет в точности такой, как им нужно. Они хотят начать свой бизнес, только когда этому будут «благоприятствовать все звезды». Им нужно, чтобы перед ними на всех светофорах был исключительно зеленый свет, — только после этого они отправятся в путь. Но в результате большинство из них до сих пор так и стоят на обочине с выключенным двигателем.
Три фактора бизнеса
Мой друг и деловой партнер — один из лучших предпринимателей, которых я когда-либо знал. Мы вместе создали целый ряд компаний — три из них смогли выйти на большой рынок и сделали нас мультимиллионерами. Характеризуя работу предпринимателя, он как-то сказал: «Есть три момента, которые необходимы, чтобы свести в бизнесе все концы воедино. Во-первых, нужно найти подходящих людей. Во-вторых, найти возможности. И, в-третьих, — найти деньги». И добавил: «Но только эти три момента редко оказываются под рукой в одно и то же время. Иногда есть люди, но не находится сделок или денег. Иногда есть деньги, но нет сделок или людей».
Затем мой друг сказал: «Самая важная задача для предпринимателя — это схватить момент, который подворачивается сейчас, а затем начать подтягивать к нему два других. На это может уйти неделя, а могут потребоваться годы, но можно сказать одно: если у вас уже есть хотя бы один из этих факторов, то вы, по крайней мере, можете начать».
Другими словами, настоящий бизнесмен не должен беспокоиться о том, горят ли перед ним на трех светофорах один или два красных огня. Реально он не должен обращать внимания даже на три красных огня, потому что красные огни не могут удержать предпринимателя от того, чтобы он стал предпринимателем.