Анализ коммерческих связей предприятия
Потребителями, предлагаемой ООО «Интер-Технология » продукции являются мебельные фабрики, стекольные и металлопрокатные заводы, деревообрабатывающие предприятия, автомобильные заводы России и стран ближнего зарубежья. Основными потребителями шлифовальной шкурки являются: ЗАО «Вайвир», Прибалтика. Выделим сегменты рынка строительной продукции.
Таблица 8
Сегментирование рынка водостойкой шлифовальной шкурки на тканевой основе по географическому и отраслевому признакам
№ п/п | Признаки | Сегменты |
1. | Географический | Россия, республика Беларусь, Украина, Казахстан, Азербайджан, Литва, Эстония. |
2. | По виду хозяйственной деятельности | Промышленные, торговые, посреднические |
3. | Отраслевой | Мебельные, деревообрабатывающие, стекольные, металлопрокатные, автомобильные предприятия |
Как видно из таблицы, ООО «Интер-Технологии» поставляет свою продукцию как по России, так и за ее пределы. При этом отгрузка странам ближнего зарубежья составляет 1/6 от общей суммы реализованной продукции. Приведем подробный анализ сегментирования рынка строительных материалов по географическому признаку (таблица 9). Проанализируем составленную таблицу. Доля реализованной продукции по России возросла. Это произошла за сет увеличения отгрузки в таких областях, как, Свердловская, Курскую, Московскую и другие области и края. Основными конкурентами в России и странах ближнего зарубежья являются: ООО «Строим вместе» (исключительно предоставляют кровельные материалы, узкий спектр услуг, отсутствует автопарк), ООО ПГ “СОЮЗ-ПРОФИЛЬ”, ООО “СТАЛЬ МЕТ” (исключительно предоставляют кровельные материалы, узкий спектр услуг, нет автопарка). Таким образом, в отличии от конкурентов ООО «Интер-Технологии» представляют более широкий спектр товаров. Кроме того, имея собственный автопарк предприятие может обеспечит бесперебойные поставки.
Поставщики – ООО «СТРОЙПРОФИЛЬ СПК» (основной перечень продукции), ЗАО «Народное предприятие Сухоложскасбоцемент» (плоский шифер, ЗАО «М-Квадрат» (гипсокортон, сухие смеси, строительные смеси), ЗАО «ВЕЛЮКС» (мансардные окна), ООО «Объединённые фасадные технологии» (фасадная плита ФАСТ), ООО «ПРОНТ - МЕТИЗ» (саморезы, болты, анкера и т.д.), ООО «Стилмастер» (профиля), ООО «Уфимский Фанерный Комбинат» (фанера), ОАО «ТИЗОЛ» (теплоизоляция), ООО «Пенапласт-Урал» (пенопласт (плиты разных толщин из пенопласта), ООО «Уральский Завод Металл Профиль» – основной поставщик.
Таблица 9
Географическая структура реализованной продукции
№ п/п | Географический сегмент Рынка | Удельный вес в объеме реализации, % | Отклонение | ||||
08/07 | 09/08 | 09/07 | |||||
1. | Свердловская область | 22,8 | 31,7 | 29,2 | +8,9 | -2,5 | +6,4 |
2. | Владимирская область | 0,7 | 0,8 | 0,1 | +0,1 | -0,7 | -0,6 |
3. | Воронежская область | 0,8 | 2,3 | 2,1 | +1,5 | -0,2 | +1,3 |
4. | Кировская область | 0,7 | 0,4 | 0,4 | -0,3 | 0,0 | -0,3 |
5. | Краснодарский край | 2,6 | 1,2 | 0,4 | -1,4 | -0,8 | -2,2 |
6. | Курская область | 1,6 | 0,8 | 1,9 | -0,8 | +1,1 | +0,3 |
7. | Ленинградская область | 3,7 | 4,9 | 7,6 | +1,2 | +2,7 | +3,9 |
8. | Московская область | 11,0 | 15,5 | 16,2 | +4,5 | +0,7 | +5,2 |
9. | Нижегородская область | 5,2 | 3,3 | 3,0 | -1,9 | -0,3 | -2,2 |
10. | Ростовская область | 2,9 | 2,6 | 1,0 | -0,3 | -1,6 | -1,9 |
11. | Рязанская область | 0,8 | 0,2 | 0,2 | -0,6 | 0,0 | -0,6 |
12. | Свердловская область | 1,5 | 1,2 | 1,9 | -0,3 | +0,7 | +0,4 |
13. | Самарская область | 1,7 | 1,5 | 1,3 | -0,2 | -0,2 | -,04 |
14. | Тамбовская область | 1,0 | 0,2 | 0,5 | -0,8 | +0,3 | -0,5 |
15. | Тульская область | 1,2 | 0,5 | 0,6 | -0,7 | +0,1 | -0,6 |
16. | Тюменская область | 0,7 | 0,3 | 0,0 | -0,4 | -0,3 | -0,7 |
17. | Удмуртия | 1,1 | 0,3 | 0,5 | -0,8 | +0,2 | -0,6 |
18. | Челябинская область | 3,1 | 1,9 | 0,9 | -1,2 | -1,0 | -2,2 |
19. | Ярославская область | 0,9 | 0,9 | 0,5 | 0,0 | -0,4 | -0,4 |
20. | Другие области России | 9,0 | 13,2 | 16,6 | +4,2 | +3,4 | +7,6 |
Итого по России | 73,0 | 83,7 | 84,9 | +10,7 | +1,2 | +11,9 | |
21. | Казахстан | 11,5 | 8,6 | 11,5 | -2,3 | +2,9 | 0,0 |
22. | Украина | 9,3 | 2,9 | 1,4 | -6,4 | -1,5 | -7,9 |
23. | Литва | 4,4 | 4,5 | 1,9 | +0,1 | -2,6 | -2,5 |
24. | Латвия | 1,0 | 0,0 | 0,1 | -1,0 | +0,1 | -0,9 |
25. | Белоруссия | 0,3 | 0,1 | 0,0 | -0,2 | -0,1 | -0,3 |
26. | Молдова | 0,4 | 0,1 | 0,2 | -0,3 | +0,1 | -0,2 |
27. | Азербайджан | 0,1 | 0,0 | 0,0 | -0,1 | 0,0 | -0,1 |
28. | Эстония | 0,0 | 0,1 | 0,0 | +0,1 | -0,1 | 0,0 |
Итого по странам ближнего зарубежья | 27,0 | 16,3 | 15,1 | -10,7 | -1,2 | -11,9 | |
Всего реализовано | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Таблица 10
Анализ конкуренции
Показатель сравнения | Конкуренты | |||
ООО ПГ “СОЮЗ-ПРОФИЛЬ” | ООО «Строим вместе» | ООО “СТАЛЬ МЕТ” | ООО «Интер-Технологии» | |
Сильные стороны | 1.Самые низкие цены 2. Специализированная продукция 5.Внимание к нуждам партнеров. | 1.Продукция иностранных поставщиков 2.Высокое качество. 3.Умеренные цены. | 1.Близость к потребительским рынкам центральной части России и ближнего зарубежья 2.Высокое качество. | 1.Умеренные цены 2.Большие потенциальные возможности в удовлетворении спроса РФ и ближнего зарубежья. 3.Высокое качество. 4.Широкий ассортимент. |
Слабые стороны | 1.Узкий ассортимент 2. Отсутствует автопарк 3. Узкий спектр услуг | 1.Узкий ассортимент продукции 2. Отсутствие автопарка 3. Узкий спектр услуг | 1.Высокие отпускные цены. 2.Узкий ассортимент 3. Отсутствие автопарка 4. Узкий спектр услуг | 1. Ограниченный круг поставщиков 2. Узкий перечень услуг |
Стратегия маркетинга | 1. Повторный выход на старые рынки | 1.Увеличение доли занимаемого рынка | 1. Рост объема и снижение отпускных цен. | 1.Стратегия повторного выхода на старые рынки |
Цель товарной политики ООО «Интер-Технология » - обеспечить преемственность решений и мер по формированию оптимального ассортимента. Предприятие имеет достаточную финансовую устойчивость, что было достигнуто и за счет эффективного управления товарной политикой.
Товарная стратегия ООО «Интер-Технология » - стратегия разработки товара. Предприятие осуществляет свою деятельность на том же рынке, но предлагает новые товары с высокими качественными характеристиками. Выбор данной стратегии объясняется тем, что ООО «Интер-Технология » выводит на рынок новые торговые марки и новые товарные группы. Формирование товарной политики основывается на концепции «4р». ООО «Интер-Технология » предоставляет широкий ассортимент качественных строительных материалов (например, кровельных материалов), отличающихся по своим принадлежностям и дизайну. Контроль за выполнением плана товарной политики на всех его этапах осуществляет руководитель ООО «Интер-Технология ».
Поставщики при отгрузке товаров в адрес ООО выписывают следующие документы: коммерческие (товарные); транспортные.
Коммерческие (товарные) документы дают количественную, качественную и стоимостную характеристики товаров. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 было утверждено «Правило ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Счет-фактура (приложение 3) составляется поставщиком на имя покупателя и дает право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость покупателям. Товарная накладная (ф. № ТОРГ-12) (приложение 4) составляется в двух экземплярах: один остается у поставщика, другой – передается покупателю. Сертификат о качестве удостоверяет качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям договора.
Транспортные документы обычно выписываются грузоперевозчиком, они удостоверяют, что товар принят ими к перевозке. Такими документами у ООО «Интер-Технология » в основном являются: железнодорожная накладная, товарно-транспортная накладная (ТТН).
В процессе торговой деятельности может возникнуть необходимость возврата товара вследствие ненадлежащего качества или брака товара возникшего не по вине покупателя. Так как при возврате товара, как поставщику, так и при возврате товара покупателем составляется аналогичный пакет документов, то рассмотрим тот вариант, когда ООО «Интер-Технология » выступает в роли покупателя, т.е. рассмотрим документальное оформление возврата товара поставщику. Товар может быть возвращен покупателем продавцу по различным основаниям.
Акты о приемке товаров по количеству составляется в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте. При установлении несоответствия материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также когда качество не соответствует предъявленным требованиям, приемку осуществляет постоянная комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов форма № М-7, составляемым в двух экземплярах с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Акт о приемке производственных запасов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и/или транспортной организации.
Если некачественный товар передается продавцу, то фактический возврат товара поставщику оформляется покупателем товарной накладной по форме №ТОРГ-12 (Форма ТОРГ-12 утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций»). Если между продавцом и покупателем заключено соглашение о замене некачественного товара на другой товар, то в этом случае необходимо оформить соответствующие документы, например акт о замене товара. Когда товар несоответствующего качества был выявлен после принятия к учету товара на склад, тогда необходимо оформить следующие документы: Акт о выявленных расхождениях по количеству и качеству товарно-материальных ценностей после принятия к учету товара.