Собственность в юридическом смысле 5 страница
Арбитражный суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения;
2) отменить решение полностью или в части и принять новое решение;
3) изменить решение;
4) отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части.
Производство в кассационной инстанции
Кассационное производство в арбитражном процессе — это пересмотр решений арбитражных судов, вступивших в законную силу. В этом заключается его главное отличие от кассационного пересмотра решений в гражданском судопроизводстве.
Кассационная жалоба подается на решение арбитражного суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции, вступившее в законную силу. Срок подачи кассационной жалобы — один месяц со дня вступления в силу решения или постановления суда апелляционной инстанции.
Основная задача кассационного пересмотра решений и постановлений заключается в проверке правильности применения норм материального и процессуального права арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции (как и суд апелляционной инстанции) обязан рассмотреть поступившую жалобу в месячный срок.
Полномочия суда кассационной инстанции:
1) оставление решения суда первой инстанции или постановления суда апелляционной инстанции без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) отмена решения суда первой инстанции или постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части и принятие нового решения;
3) отмена решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и передача дела на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано;
4) изменение решения суда первой инстанции или постановления суда апелляционной инстанции;
5) отмена решения суда первой инстанции или постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекращение производства по делу или Оставление иска без рассмотрения полностью или в части;
6) оставление в силе одного из ранее принятых решений или постановлений.
Производство в порядке надзора
Надзорное производство, как и кассационное, предназначено для проверки вступивших в законную силу решений и постановлений арбитражных судов. В связи с фактическим дублированием функций надзорного и кассационного производства многие специалисты полагают, что сохранение надзорного производства в арбитражном процессе носит временный характер. Правом пересмотра решений в порядке надзора обладает только Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Генеральный прокурор Российской Федерации могут опротестовать решения и постановления любого арбитражного суда в Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации могут приносить протесты на решения и постановления любого арбитражного суда в Российской Федерации, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
По действующему законодательству возможность опротестования и пересмотра решений и постановлений арбитражного суда в порядке надзора сроком не ограничена.
Исполнительное производство
Исполнительное производство является заключительной стадией арбитражного процесса.
Исполнительный лист выдается арбитражным судом на основании вступившего в законную силу судебного решения и обязателен к исполнению всеми государственными органами и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории Российской Федерации. Арбитражный суд также выдает исполнительные листы на принудительное исполнение решений третейских судов.
Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
В случае если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое оно приостанавливалось, не засчитывается в шестимесячный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению.
Рассмотрение споров третейскими судами
Третейский суд — это негосударственный орган, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного, уже возникшего спора гражданско-правового характера, с обязательством подчиниться его решению.
Третейские суды представляют собой альтернативный механизм разрешения споров, позволяющий разгрузить государственную судебную систему. Налицо ряд преимуществ третейских судов, к которым можно отнести более высокую степень доверия к назначаемым арбитрам и, как следствие, в большинстве случаев добровольное исполнение вынесенного таким судом решения, простоту и оперативность процедуры третейского разбирательства, сравнительно низкие судебные издержки.
Третейские суды не являются органами государственной власти и не осуществляют правосудие. Они создаются либо негосударственными организациями (торговыми палатами, биржами и т.п.), либо по соглашению сторон из представителей нейтральных, не заинтересованных в деле организаций. Решение третейских судов исполняется добровольно участниками спора в установленный срок. В случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок арбитражный суд субъекта Российской Федерации, установив наличие соглашения сторон о передаче дела в третейский суд, а также правильность выбора законодательства для разрешения спора, выдает судебный приказ о принудительном исполнении решения третейского суда.
На разрешение третейского суда могут быть переданы хозяйственные споры, подведомственные арбитражным судам в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», международными договорами.
Третейские суды могут быть образованы для разрешения одного конкретного спора (ad hoc) или действовать на постоянной основе. Суды для разрешения конкретного спора создаются сторонами. Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, биржами, объединениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, которые информируют арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен постоянно действующий третейский суд, о его создании и составе.
Порядок организации, деятельности и разрешения споров постоянно действующими третейскими судами определяется регламентом, установленным создавшими их органами. Если какие-либо вопросы деятельности постоянно действующего третейского суда не урегулированы внутренними документами, стороны и данный третейский суд руководствуются Временным положением. Но нужно учитывать, что оно не распространяется на организацию и деятельность Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда заключается между сторонами в любой письменной форме. Это может быть отдельное соглашение, оговорка в договоре, обмен письмами, сообщения по телетайпу, телеграфу или с использованием других видов связи. Соглашение может предусматривать третейское разрешение конкретного спора, отдельных категорий споров или всех споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами.
Третейский суд должен состоять из нечетного количества судей. Если в соглашении сторон или в регламенте постоянно действующего третейского суда не установлено иное, третейский суд включает трех судей, двое из которых выбираются сторонами (по одному от каждой из сторон). Затем назначенные арбитры самостоятельно выбирают третьего. Если в течение 15 дней третейский суд не будет создан, стороны вправе отказаться от третейского разбирательства и обратиться в арбитражный суд.
Стороны могут договориться о месте проведения судебного заседания, языке производства. Если такое соглашение отсутствует, данные вопросы разрешаются непосредственно третейским судом.
Истец излагает свои требования в письменной форме. Один экземпляр искового заявления представляется суду, другой направляется ответчику. Ответчик, в свою очередь, направляет суду и истцу отзыв на исковое заявление. Стороны также должны представить друг другу копии всех документов, переданных ими в суд. Третейский суд должен предоставить сторонам копии экспертных заключений и других документов, полученных им в процессе рассмотрения дела. При третейском разбирательстве споров гораздо меньше внимания уделяется явке сторон по сравнению с правилами АПК РФ и ГПК РФ. Суд может рассматривать спор и в отсутствие сторон и их представителей. Обязательным является лишь своевременное извещение о заседании третейского суда с использованием средств связи, обеспечивающих фиксирование такого уведомления.
В расходы, связанные с рассмотрением дела третейским судом, входят: гонорар третейским судьям, третейский сбор, суммы, подлежащие выплате переводчику, за проведение экспертизы, расходы, связанные с командировкой судей к месту рассмотрения спора, и др. Распределение расходов между сторонами производится по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения — третейским судом
При разрешении споров третейский суд руководствуется законами Российской Федерации и иным законодательством, действующим на ее территории, а также международными договорами. Третейский суд применяет нормы права других государств, если это предусмотрено законодательством или соглашением сторон. Также при третейском разбирательстве споров могут играть решающую роль условия договора и обычаи делового оборота, применимые к данному договору.
Решение третейского суда принимается большинством голосов всех назначенных арбитров. Судья, не согласный с мнением большинства, имеет право изложить в письменной форме особое мнение, которое прилагается к решению. Каждая из сторон получает экземпляр решения, подписанный судьями. Сторона, заметившая в решении арифметические ошибки, опечатки или иные ошибки аналогичного характера, может в течение 10 дней обратиться в суд за их исправлением.
Рассмотренное третейским судом дело должно сдаваться на хранение в арбитражный суд по месту рассмотрения спора не позднее пяти дней с момента вынесения решения.
Сама сущность третейского разбирательства подразумевает добровольное исполнение решения третейского суда. Этот орган является негосударственным и не располагает собственными средствами обеспечения принудительного исполнения принятых решений. Но тем не менее, если по каким-либо причинам одна из сторон отказывается исполнять возложенные на нее обязательства, исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда может быть выдан арбитражным судом соответствующего субъекта Российской Федерации. Отказ в выдаче исполнительного листа оформляется определением арбитражного суда, которое может быть обжаловано в порядке, установленном АПК РФ.
В настоящее время при Торгово-промышленной палате Российской Федерации существуют три постоянно действующих третейских суда: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК) и Третейский суд для разрешения экономических споров.
Досудебный порядок урегулирования споров
По некоторым категориям споров заинтересованное лицо, прежде чем обратиться в суд, должно принять меры к урегулированию разногласий путем непосредственных переговоров с другой стороной, или, иными словами, соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Например, арендодатель до предъявления к арендатору иска о расторжении договора аренды должен направить ему письменное предупреждение о необходимости устранить нарушения и исполнить обязательство в разумный срок. И только в случае, если арендатор не устранит допущенных нарушений, не исполнит обязательства (например, не погасит задолженности по арендной плате), арендодатель вправе обратиться в суд.
Одной из разновидностей досудебного порядка является претензионный порядок, предусмотренный законом для некоторых категорий хозяйственных споров.
Претензия (от лат. praetensio — притязание, требование) — это требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы. Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководителем либо гражданином-предпринимателем. В претензии указываются:
- требования заявителя;
- сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
- обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство;
- перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств;
- иные сведения, необходимые для урегулирования споров.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по
телеграфу, телетайпу, факсу, электронной почте или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку. К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, или надлежаще заверенные копии либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны. Претензия рассматривается в течение 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен соглашением сторон или международными договорами.
В ответе на претензию указываются:
- при полном или частичном удовлетворении претензии — признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;
- при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии — мотивы отказа со ссылкой на действующее законодательство и доказательства, обосновывающие отказ;
- перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, других доказательств.
Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телетайпу, телеграфу, факсу, электронной почте, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправление ответа на претензию, либо вручается под расписку.
Претензионный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен и самими сторонами в договоре, хотя бы по закону он и не требовался.
Если для конкретного спора законом или договором установлен досудебный порядок, в том числе претензионный, к исковому заявлению, подаваемому в суд, обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом этого порядка. В случае, если будет установлено, что досудебный порядок истцом не соблюден, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
Глава 7
ТРУДОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Понятие трудового права
Трудовое право — это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся между работниками и работодателями по поводу реализации гражданами своих способностей к труду, а также некоторые иные, тесно связанные с ними отношения (в частности, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, отношения материальной ответственности сторон трудового договора в сфере труда, отношения по разрешению трудовых споров и др.).
Как и любая другая отрасль права, трудовое право имеет свой метод. Метод трудового права показывает, какими правовыми средствами и приемами осуществляется регулирование общественных отношений, входящих в его предмет (т.е., как уже было указано выше, трудовых и тесно связанных с трудовыми отношений).
Особенностью метода трудового права является сочетание договорного и нормативного способов регулирования. Трудовые отношения могут регулироваться индивидуальным трудовым договором работника, который с ним заключает работодатель, а также коллективным договором, соглашениями, которые от имени работников заключают с работодателями их представители.
Особенность в способе правового регулирования выражается также в том, что стороны — работник и работодатель — юридически находятся в равном положении по отношению друг к другу при заключении трудового договора. Но после его заключения работник обязан подчиняться законным распоряжениям работодателя и правилам внутреннего трудового распорядка, т. е. отношения равенства между ним и работодателем заменяются отношениями власти—подчинения.
Система трудового права
Трудовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных групп институтов и норм права, составляющих единую целостную систему. В системе трудового права можно выделить две части — общую и особенную. Каждая из частей регламентирует определенный круг вопросов.
Общая часть включает в себя юридические нормы, определяющие наиболее принципиальные подходы к правовому регулированию трудовых отношений в целом. В нее входят нормы, регулирующие: предмет отрасли, принципы, цели и задачи трудового права, правила действия трудовых норм во времени и в пространстве и по кругу лиц, основания возникновения трудовых отношений и др.
В особенной части трудового права объединены нормы и институты, регулирующие отдельные аспекты трудовых отношений: порядок приема на работу и увольнения, оплату труда, режим рабочего времени и времени отдыха, гарантии и компенсации, трудовые споры и др.
Источники трудового права
Источниками трудового права являются нормативные акты самого различного уровня, содержащие в себе правовые нормы.
Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их реализации. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет право каждого гражданина на свободу труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы. Она признает право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Также Конституция гарантирует работающим по трудовому договору право на отдых. Работнику, который заключил трудовой договор, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Поэтому вторым важным источником трудового права России являются международные договоры (конвенции).
В сфере трудовых отношений первостепенное значение имеют международно-правовые нормы, содержащиеся в многочисленных конвенциях Международной организации труда (МОТ) (хотя Россия ратифицировала не все заключенные под эгидой этой организации конвенции).
Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Среди них главным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Он вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. 30 июня 2006 г. был принят Федеральный закон № 90-ФЗ, который внес ряд изменений и дополнений в первоначальный текст кодекса. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между этим кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в данный Кодекс.
Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее место принадлежит указам Президента Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в сфере труда. Также к подзаконным актам как источникам трудового права относятся и постановления Правительства Российской Федерации. Постановления Правительства, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Постановления, инструкции и разъяснения Федеральной службы по труду и занятости (до апреля 2004 г. — Минтруд РФ) — следующие источники трудового права. Эти акты, как правило, издаются с целью дать основу для закрепления соответствующих положений на локальном уровне, обеспечения правильного, единообразного толкования и применения, разъяснения трудового законодательства. Другие федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты Федеральной службы по труду и занятости не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также могут быть источниками трудового права. Они выстраиваются по такой же схеме, как и указанные выше федеральные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные правовые
- направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты (такие квоты могут быть установлены для приема на работу инвалидов, а также несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- судебное решение о заключении трудового договора.
Трудовая праводееспособность
Обязательной предпосылкой возникновения трудовых правоотношений является наличие у его субъектов трудовой праводее- способности (трудовой правосубъектности). В отличие от гражданской правоспособности, возникающей с момента рождения, трудовая праводееспособность возникает у граждан при достижении определенного возраста. Она делится на общую, полную, ограниченную и специальную.
Ограниченная трудовая праводееспособность у работника возникает с 14 лет и продолжается до достижения им 16 лет. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать трудовой договор только:
1) с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства;
2) если они учатся, получая общее среднее образование;
3) для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.
Общая трудовая праводееспособность возникает с 16 лет. Законодатель не связывает заключение трудового договора в этом возрасте с какими-либо дополнительными условиями. Но в законодательстве существуют ограничения на заключение трудовых договоров с лицами до 18 лет. Поэтому полная трудовая праводееспособность возникает с момента совершеннолетия, т.е. с 18 лет.
Трудовая правосубъектность принадлежит человеку на протяжении всей его жизни и не ограничивается моментом выхода на пенсию. Однако в некоторых случаях федеральный закон ограничивает возможность человека заключать трудовой договор после достижения какого-либо возраста (например, для государственных служащих — 65 лет и т.д.).
Все граждане Российской Федерации обладают равной трудовой правосубъектностью. Законодательством о труде запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, имущественно, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (ст. 3, 64 ТК РФ). Равная трудовая правосубъектность может быть ограничена только в силу закона. Например, вступивший в силу приговор суда в качестве меры наказания может установить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Ограничение трудовой правосубъектности возможно в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства на основании закона.
Работодатель как субъект трудового правоотношения должен обладать специальной трудовой правоспособностью, которую организация (индивидуальный предприниматель) приобретает с момента государственной регистрации, а физическое лицо по общему правилу с 18 лет.
Содержание специальной трудовой правоспособности работодателя включает в себя:
1) право найма и увольнения работников;
2) дисциплинарную власть работодателя;
3) право расстановки и перемещения работников в производственном процессе по своему усмотрению.
Специальная трудовая правоспособность должна соответствовать указанным в уставе (учредительных документах) целям и задачам деятельности организации.
Юридические лица реализуют специальную трудовую правоспособность через свои органы, действующие на основании закона, иных правовых актов и учредительных документов. Так, право на заключение трудового договора может быть передано руководителем по доверенности своему представителю, например начальнику отдела кадров.
Глава 8
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который закрепляет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В нем также даются определения основных юридических понятий в сфере занятости и трудоустройства, таких, как «занятость», «занятые граждане», «подходящая и неподходящая работа», «безработный гражданин», и др.
Понятие и виды занятости
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Термин «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору. Заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре.
Понятие «трудовой доход» применяется, как правило, в других случаях, когда речь идет о вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, получающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам, и т.п.
Различают следующие виды занятости:
1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояние занятости;
2) предпринимательство, в том числе фермерство;
3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий);
4) работа на основе членства в кооперативах и артелях;
5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба;
6) военная и приравненная к ней служба;
7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости;
8) работа по гражданско-правовым договорам;
9) подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.
Граждане Российской Федерации имеют право самостоятельно выбрать вид занятости через коммерческие службы занятости либо через государственную службу занятости.
Федеральная служба по труду и занятости
В настоящее время на государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Это — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий:
- правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы;
- функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;