Организационно – правовые формы предпринимательства
Основным субъектом предпринимательской деятельности является предприятие (фирма).
Предприятие – это хозяйственная единица (завод, фабрика, шахта, порт, финансовое учреждение, гостиница и т.д.), которая выполняет одну или несколько специфических функций по созданию и реализации материальных благ и услуг, а также формированию нормальных условий осуществления экономических процессов.
Фирма – это физическое или юридическое лицо, владеющее одним или несколькими предприятиями и организующее их деятельность. Большинство фирм владеет одним предприятием, однако существуют фирмы, которым принадлежит два и более предприятий.
Выделяют три правовых типа фирм: единоличное владение, партнерство (от франц.- участник) и корпорация (от лат.- объединение).
Единоличное владение —это форма полностью самостоятельного ведения бизнеса. В этом случае владелец сочетает следующие функции: собственник, управляющий и работник.
Бизнес в этом случае простой, гибкий, легко контролируемый. При этом финансовые ресурсы обычно ограничены состоянием владельца. Предпринимательский риск в мелких фирмах сопряжен с неограниченной ответственностью перед кредиторами.
Преимущества единоличного владения:
- сравнительная легкость их учреждения при наличии первоначального капитала (расходы по их учреждению обычно невелики и сводятся к приобретению регистрационного разрешения или лицензии на право заниматься соответствующей деятельностью);
- высокая степень хозяйственной самостоятельности и ответственности предпринимателей, что стимулирует их инициативу в реализации своих интересов.
Недостатки единоличного владения:
- обычно незначительные размеры собственного капитала, что ограничивает возможности расширения фирмы за счет собственных средств;
- недоверие к ним со стороны кредитных учреждений, что обусловлено фактами частых банкротств именно в среде мелкого бизнеса;
- невозможность использовать выгоды специализации в производстве и в управленческой деятельности (владелец ведает и снабжением, и технологией, и сбытом и т.д., что не способствует эффективности производства);
- неограниченная ответственность, т.е. ответственность по долгам фирмы не только тем капиталом, который вложен в нее, но и всем имуществом владельца фирмы.
Слабые стороны единоличного владения подталкивают их хозяев к созданию партнерств.
Партнерство– это фирма, в которой два или более лица соединяют свои ресурсы и документально договариваются об условиях ведения совместных дел, распределении прибыли и убытков, а также степени общей и индивидуальной ответственности по обязательствам фирмы. В США на долю партнерств приходится около 10% общего числа фирм.
Солидарная ответственность партнеров неограниченна.
Партнерское соглашение-это документ, который жестко фиксирует структуру прав и обязанностей участников. В частности, если из него выходит один из партнеров и появляется другой, то требуется заключение нового соглашения.
Преимущества партнерства:
- сравнительная легкость учреждения. Достаточно подписать учредительный договор (устав) и зарегистрировать его в соответствующем органе;
- благодаря большому числу участников становится возможной более высокая специализация в управлении;
- финансовые ресурсы компании менее ограничены, чем ресурсы единоличного владения. Это делает партнерство менее рискованным для кредиторов, увеличивает возможности привлечения заемных средств.
Недостатки партнерства:
- разделение управленческих функций между партнерами может приводить к разногласиям по поводу вопросов стратегии и тактики фирмы (вплоть до выхода участника из партнерства и ликвидации самого партнерства);
- финансы компании все еще ограничены, хотя значительно превосходят возможности единоличного владения. Партнерствам часто недоступны капиталоемкие технологии;
- неограниченная ответственность. Фактически каждый партнер несет ответственность не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера;
- продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад или полную реорганизацию фирмы.
Выделяют следующие виды партнерств:
- общество с ограниченной ответственностью. Участники несут ответственность только в пределах своего вклада в уставный фонд;
- общество с дополнительной ответственностью. Участники несут ответственность не только в пределах своей доли в уставном фонде, но и имуществом пропорционально своей доле в уставном фонде;
- полное товарищество. Участники несут солидарную ответственность по обязательствам общества. Это означает, во-первых, что каждый участник отвечает не только своим вкладом, но и всем своим имуществом и, во-вторых, не только за свою долю в имуществе товарищества, но и за все его имущество в случае, если другие участники не в состоянии погасить свою часть обязательств;
- командитное товарищество. Включает наряду с одним или несколькими участниками, несущими солидарную ответственность, также одного или нескольких членов, ответственность которых ограничивается их вкладом в имуществе общества. Последние называются вкладчиками командитного товарищества.
Корпорация – она юридически отделена от своих основателей. Она основана на принципе ограниченной ответственности, то есть владельцы несут ответственность по ее обязательствам и получают доход только а пределах вложенных средств и пропорционально их размеру.
Личные активы владельцев отделены от активов фирмы.
Собственность корпорации поделена на части в виде акций или паёв. Отсюда возникает возможность привлечения средств после своего учреждения путем распространения ценных бумаг.
Преимущества корпорации:
- наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Путем продажи акций и облигаций корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц;
- ограниченная ответственность. Владельцы корпорации рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций;
- владельцы акций могут не принимать активного участия в управлении корпорацией, а лишь следить за регулярностью и величиной выплачиваемых дивидендов;
- корпорации имеют значительно большие возможности в привлечении заемных средств, внедрении наиболее эффективных и капиталоемких технологий;
- корпорация является юридическим лицом и существует независимо от ее владельцев, которые могут меняться в связи с куплей-прдажей акций. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности (корпорации вечны). Постоянство корпорации открывает возможность перспективного планирования и роста.
Недостатки корпорации: