Формулирование целей предпринимателем перед созданием предпринимательской единицы
При учреждении предприятия предприниматель определяет цели своих действий, которые могут быть его личными и целями создаваемого предприятия. Личными рассматриваются цели следующего характера – делать деньги, творчески работать, комфортно себя чувствовать, добиться признания в качестве эксперта в избранной сфере. Формулирование целей предприятия должно быть более конкретным – внедрить новый спектр товаров и услуг и удовлетворить существующие потребности; завоевать Х% доли рынка; достичь определенного оборота капитала за определенный срок, заработать определенный доход как минимум в течение первого года; производить определенное количество данного товара, осуществлять обслуживание определенной категории клиентов.
Цели могут ставиться относительно размера и ранга в отрасли, роста дела, возврата инвестиций, роста дивидендов, размера рынка, репутации качественной продукции и/или технологического лидерства, способности работать в нестабильной экономике, степени диверсификации, финансовой мощи, обслуживание потребителей, способности конкурировать по цене.
Примеры целей известных компаний:
Federal Express: стать наибольшей и лучшей транспортной компанией в мире.
Alcan Aluminum: быть производителем алюминия по наинизшей цене.
General Electric: стать самым мощным конкурентом в мире, номером 1 или 2 по доле рынка в каждой сфере бизнеса компании.
Atlas Corp: стать низкостоимостным средним производителем золота, произведя его в пределах 125000 унций в год, и иметь золотой резерв в 1500000 унций.
Black and Decker: продолжать ввод новых продуктов и глобализацию бизнеса.
Предприниматели формулируют как долговременные, так и краткосрочные цели. Долгосрочные цели имеют следующее назначение: они указывают, что надо делать сегодня, чтоб достичь долговременных целей завтра, наличие таких целей толкает менеджера к принятию сегодняшних решений с учетом долгосрочной перспективы.
Краткосрочные цели последовательно указывают, какие немедленные и ближайшие результаты должны быть достигнуты. Они показывают как скорость нужную организации для движения по выбранному пути, так и требуемый уровень действий ("как много и когда" должно быть сделано).
Цели предприятия должны быть измеримыми (исполнители должны иметь возможность оценивать степень ее достижения). Следует исключить формулировки типа: "максимизировать прибыль", "снизить затраты", "сделать более эффективными", "увеличить продажи". Цель должна быть определенной (ясной тому, кому предназначена), иметь временные рамки и ограничения по расходу ресурсов на ее достижение. устанавливать их достижимыми в заданное время при выделенных ресурсах; - отражать цели в соответствующих документах (для ясности и отсылок); сделать цели предметом дискуссий, компромисса между теми, кто их устанавливает и кому они предназначены для выполнения (согласие с исполнителем не всегда возможно, но всегда желательно).
Перед началом деятельности предприниматель выбирает перспективную специализацию. Существует несколько реальных путей вступления в сферу предпринимательской деятельности.
· учреждение собственного предприятия
· выступление в качестве соучредителя предприятия
· покупка функционирующего предприятия
· участие в покупке функционирующего предприятия
· выкуп партнерской доли в уставном капитале функционирующего предприятия, то есть той доли, которая принадлежала тому, кто решил выйти из дела.
5. Учреждение предпринимательской единицы
Решение проблемы создания предпринимательской организации созвучно решению любой проблемы и, поэтому в обобщенном виде представляет собой процесс: осмысления потребности, определения цели, постановки задач, выработки вариантов решения задач, принятия решения (т.е. выбор оптимального сочетания вариантов решения), обеспечения исполнения задач и оценки результатов.
Соответственно складываются и основные этапы создания предпринимательской структуры:
1. Оценка ресурсов и вариантов
2. Принятие решения
3. Обеспечение создания организации
4. Создание организации
Рассмотрим эти этапы подробнее.
1. Оценка ресурсов и вариантов. Следует оценить наличие и необходимость квалифицированных кадров, а также требуемую степень их привлечения.
Нужно выяснить и сопоставить финансовые затраты на создание организации-предприятия и на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, а также определить источники финансирования.
Нелишне определить, согласны ли будущие контрагенты работать с индивидуальным предпринимателем или предпочтут организацию.
Уточнить, какие структуры производства и управления им предусмотрены бизнес-планом. Определить свое место в управлении организацией.
Проанализировать необходимость создания собственной организации или оформления относительно автономного филиала, отделения уже функционирующего юридического лица. Выявить возможность использования для Вашей предпринимательской деятельности одной из форм некоммерческих организаций
2. Принятие решения. Выбрать организационно-правовую форму. Выработать схему системы управления организацией. Установить место (город, регион) государственной регистрации.
3. Обеспечение создания организации.
1) Подготовить следующие данные (техническое задание) для разработчика учредительных документов:
· наименование и организационно-правовая форма;
· место расположения органа управления («юридический адрес»);
· величина уставного капитала;
· распределение уставного капитала между учредителями;
· порядок формирования уставного капитала (кто, чем, когда);
· схема управления организацией, компетенция органов управления;
· данные учредителей (паспорт, свидетельство о регистрации юридического
лица).
2) Выбрать юридическую фирму для оформления государственной регистрации и сделать ей заказ. (Не следует доверять фирме, "штампующей" типовые учредительные документы.);
3) Выбрать банк для открытия расчетного счета, после регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции открыть расчетный счет;
4) Определить схемы финансово-хозяйственных операций и разработать (поручить разработку специалисту) формы основных договоров и контрактов, в том числе и трудовых.
4. Создание организации:
· проведение общего собрания инициативной группы, т.е. будущих учредителей;
· заключение учредительного договора или договора о создании акционерного общества;
· утверждение устава (на основе разработанного проекта);
· оформление протокола общего собрания учредителей;
· оплата госпошлины за регистрацию организации;
· оплата (формирование) не менее 50% уставного капитала (фонда);
· передача всех необходимых документов в регистрирующий орган (местная налоговая инспекция, подразделение министерства юстиции);
· получение свидетельства о государственной регистрации из регистрирующего органа;
· нотариальное заверение необходимого количества копий учредительных документов;
· постановка организации на учет в фондах, Госкомстате и в налоговой инспекции;
· заверение в нотариате (или в банке) подписей руководителей организации на банковских карточках;
· открытие в банке расчетного счета.
Таковы основные этапы создания организации.