Раздел «Виды товаров (услуг)»
В настоящее время в отечественной экономике разумно поступает тот предприниматель, кто для своего бизнеса выбирает товары и услуги, производство или оказание которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны и где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материалов.
Планирование ассортимента товаров (услуг) является важнейшей функцией менеджмента фирмы. прежде всего здесь должны учитываться возможности фирмы: производственные, финансовые, материальные ресурсы; система сбыта продукции; квалификация имеющихся кадров и др.
В результате анализа информации о возможностях фирмы и рыночных требованиях фирма может выбрать ассортимент, приспособив его к отдельным сегментам рынка. Тем самым определяется место, которое каждый товар занимает на рынке среди товаров-аналогов и товаров-конкурентов.
При выборе ассортимента товаров необходимо учитывать, что вся продукция, предлагаемая производителями для продажи, может быть условно разделена в зависимости от уровня качества на 4 группы: высший, конкурентоспособный, пониженный, низкий (неконкурентоспособный).
Продукция высшего качества превосходит по своим технико-экономическим показателям аналогичные товары-конкуренты. Во многих случаях – это принципиально новая продукция. Изготовитель таких товаров может значительно увеличить свою прибыль как за счет установления более высоких цен на них, так и за счет увеличения своей доли рынка.
Конкурентоспособная продукция в основном соответствует высокому уровню качества, но может даже иметь и средний уровень качества среди аналогичных товаров на данном рынке. Конкурентоспособность товара достигается за счет более эффективных маркетинговых мероприятий по рекламе и стимулированию продаж и будет зависеть главным образом от следующих факторов: ценообразования, послепродажного обслуживания, рекламы, выбора каналов сбыта и т.д.
Продукция с пониженным уровнем качества имеет в целом несколько худшие потребительские свойства, чем продукция большинства конкурентов. Чтобы рыночные позиции фирмы остались стабильными, производитель может прибегнуть к стратегии снижения цены на такие товары.
Продукция с низким уровнем качества – обычно не конкурентоспособна и либо вообще не найдет потребителей, либо может быть реализована только по очень низким ценам. Производителю в этом случае необходимо либо повышать качество такой продукции, либо создавать и «выбрасывать» на рынок новые изделия.
При формировании ассортимента товаров весьма полезным для фирмы может стать опыт маркетинговой деятельности ЖЦТ.
Жизненный цикл товара – это период времени, в течение которого он разрабатывается и продается на рынке. Принято выделять следующие виды ЖЦТ:
· Традиционный (постепенные рост и падение спроса);
· Бум (мода) (быстрый рост спроса и сохранение его на высоком уровне достаточно длительное время);
· Увлечение (быстрый рост и падение спроса);
· Сезонность (ритмичность сохранения спроса на высоком уровне по временам года) и др.
Можно выделить стадии ЖЦТ: разработку, внедрение, рост спроса, зрелость и спад спроса.
Разработка – на этой стадии детально прорабатываются исходные показатели товара: технико-экономические характеристики, цвет, название, дизайн, эргономические особенности, упаковка, послепродажное обслуживание, гарантия, виды инструкций по эксплуатации и т.п. На этом этапе делаются выводы о том, каким покупатель хочет видеть данный товар сегодня и завтра.
Внедрение – это стадия выхода нового товара на рынок. Чтобы он был признан и принят потребителями, а также показал свои достоинства и отличительные особенности по сравнению с товарами-конкурентами, требуются значительное время и большие затраты денежных средств на рекламу и стимулирование продаж.
Рост спроса – это стадия признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. Для того, чтобы увеличить продолжительность периода роста спроса, фирма может использовать следующие стратегические подходы: повышать качество новинки, придав ей дополнительные потребительские свойства; проникнуть в новые сегменты существующего рынка; переориентировать часть рекламы о товаре с целью усиления мотивов, стимулирующих его приобретение; использовать новые каналы сбыта; своевременно снизить цены для привлечения дополнительных покупателей на существующем рынке; выйти на но новые рынки.
Зрелость (стабилизация) – это стадия постепенного насыщения спроса на данный товар. Начинают снижаться темпы роста спроса, стабилизируются объемы продаж. На этой стадии становится необходимым увеличение расходов на рекламу, повышение качества товаров, расширение послепродажного обслуживания, возможно и снижение цен для поддержания большого объема продаж.
Спад – это стадия падения спроса, резкого снижения объемов продаж, а следовательно и прибыли. В конце стадии товар завершает свой жизненный цикл и вытесняется с рынка очередным поколение новых и перспективных товаров, так как сохранение в своей номенклатуре товара, вступившего в стадию спада спроса, может оказаться для фирмы чрезвычайно накладным делом.
В этом разделе бизнес-плана описываются все товары и услуги, которые производит фирма. Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы.
В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:
1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.
2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).
3. Название товара.
4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги?
5. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?
6. Дорогие ли эти товары (услуги)?
7. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?
8. На каких рынках и каким образом они продаются?
9. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?
При ответе на данный вопрос целесообразно составить следующую таблицу на каждый товар и услугу.
Преимущества по сравнению с аналогичными товарами конкурентов | Недостатки | Меры по преодолению недостатков | ||||
10. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления?
11. Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги)?
12. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?
13. Имеет ли данный товар фирменную марку?
14. Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?
15. На какой стадии жизненного цикла находится каждый товар (услуга) в настоящий момент?
16. Каковы особенности дизайна товаров и их упаковки?