Задание для студентов: раскройте каждую из позиций, проилюстрировав примерами из деловой сферы
Различие понятий «этика» и «этикет».
Слово «этика» греческого происхождения – обычай, нрав, характер. Понимается в двух значениях:
1. Как философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы, роль в обществе.
2. Совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы.
Этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.
Вряд ли можно считать правильным такое положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.
Т.о., этичное поведение становится естественным и ненарочитым тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека.
Слово «этикет» имеет французское происхождение, что означает «ярлык», «надпись», «этикетка». Часто этикет рассматривают как свод правил поведения, принятых в социальных кругах. В понятие «этикет делового общения» входят: правила знакомства, обращения, ведения деловой беседы, требования к внешнему виду, манерам и так далее.
Деловой этикет – это установленный порядок делового общения, исходящий из принципов и норм деловой этики. Его знание облегчает ориентировку в повторяющихся ситуациях деловой жизни, помогая избежать промахов или сгладить их общепринятыми способами. Такой этикет – это своеобразное продолжение вежливости и целесообразности, которые способствуют установлению деловых контактов, а само деловое общение делают привычнее и комфортнее, чем обычный образ действий.
Т.О., этикет – это условности, знание которых позволяет человеку не попадать в неловкое положение.
Деловые отношения в контексте российского менеджмента приобретают своеобразные черты. Исследователи выделяют ряд факторов, тормозящих развитие российской деловой культуры: незначительный опыт ведения дел в условиях рынка, неустойчивое и непредсказуемое законодательство, отсутствие политической стабильности, переходный характер экономики, ее криминализация. К социокультурным фактором можно отнести: исторически сложившиеся традиции, психология, привычки, склад ума. И особенность этих факторов такова, что меняются они гораздо медленнее, чем остальные. Н-р, принять закон можно намного быстрее, чем выработать привычку соблюдать его. Современная развитая экономическая система плохо приживается в силу условий командно-административного общения, к которому довольно часто прибегают в системе российского менеджмента. Чтобы прийти к цивилизованному ведению бизнеса, необходимо освоение правил международного делового взаимодействия, признание всеми норм деловой этики.
В российской практике деловых отношений значительна роль неформальных отношений, централизации управленческих функций, авторитарность, - с одной стороны, и стремление обойти директивные предписания, - с другой. Поэтому самым распространенным типом предпринимателя остается «дисциплинированный управленец», который привык к контролю сверху.
Существование управленца в двойственном измерении – «отчетном» и реальном как раз-таки и позволяет делать неформальные отношения инструментом коррекции действительности. Вместо того, чтобы сосредотачивать свое внимание на производственных моментах, он вынужден заниматься изучением привычек, симпатий, вкусов, круга интересов вышестоящих начальников и лиц, влияющих на них. Не секрет, что собиралась информация о всех членах семьи, чтобы с помощью них выходить на контакт, переводить деловые отношения в неформальные.
Наиболее важные этические характеристики российской деловой жизни можно свести к следующим особенностям:
- полуправовое регулирование деятельности;
- сила неформальных отношений;
- избирательная этика в деловых отношениях;
- использование силовых методов;
- «брак по расчету» с властями;
- централизация управленческих функций и др.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: РАСКРОЙТЕ КАЖДУЮ ИЗ ПОЗИЦИЙ, ПРОИЛЮСТРИРОВАВ ПРИМЕРАМИ ИЗ ДЕЛОВОЙ СФЕРЫ.
Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.
Несмотря на то деловой мир движется в сторону конвергенции, взаимодополнения, каждая страна проходит свой развития, имеет свою культурно-историческую специфику. Отправным документом формирования современного этического делового кодекса России можно считать принятые в 1912 году российскими предпринимателями «Семь принципов ведения дел в России»:
1. Уважай власть.
2. Будь честен и правдив.
3. Уважай право частной собственности.
4. Люби и уважай человека.
5. Будь верен своему слову.
6. Живи по средствам.
7. Будь целеустремлен.
Можно сказать, что данные принципы актуальны и сейчас. И они должны обретать особое современное значение в силу того факта, что есть в отечественном бизнесе сегодня понимание того, что он нуждается в этических рамках, что продвигаться в направлении цивилизованной экономики.
Сегодня подготовлен проект Кодекса предпринимательской этики. Однако, надо помнить, что кодекс как свод правил являет собой некий идеал. Не стоит идеализировать и саму ситуацию его введения, принятия и использования. Вряд ли, мы можем предполагать или утверждать, что, как только его примут, - все изменится. Это еще годы кропотливой, продолжительной работы, во-первых. Во-вторых, одной мерой ничего не добиться. Существуют, как минимум три сферы (уровня), через которые можно целенаправленно влиять на прирост положительных тенденций в данном направлении.
1-й уровень – общественный – это сфера общественного мнения и СМИ (то, что транслируется через газеты, радиоэфир, телевидение). Например, как (способы), выстраивают политику в рекламной сфере, (а они в основном манипулятивные) и что (продукт, содержание, суть) рекламируют.
2-й уровень – личностный – образование и просвещение отдельно взятого человека (начиная с родителей как самого основного социализирующего фактора, продолжая дошкольными и школьными организациями).
3-й уровень – организационный, основная функция которого «цивилизующая», т.е. приобщение деловых людей к современной организационной культуре, к принятым этическим нормам. Осознание таких нематериальных ресурсов организации, как:
- репутация (какое имя, какое реноме) – это оценочная вещь, создающаяся через понимание достоинств и недостатков того, с чем и с кем имеем дело. Это дело не одного года, она создаётся годами. И то, какая корпоративная культура лежит в основе – влечёт за собой репутацию. Всегда рядом со словом репутация стоит другое – «доверие/недоверие».
- миссия (смысл существования организации, её отличие от ей подобных).
- корпоративная культура (какие ценности важны в ходе ведения деятельности - всегда интересно посмотреть в фирме соотношение материальных и духовных ценностей; это сложившаяся система взаимоотношений; это то, что лежит в основе отношения к работе – «сделать на совесть» или «и так сойдёт» и др.). Когда мы слышим фразу «у нас так принято» - это прежде всего об организационной культуре.
- идеология фирмы как определенный тип мышления в рамках управления жизнью фирмы.