Подзаконные нормативно-правовые акты
Подзаконные акты также играют немаловажную роль в регулировании предпринимательской деятельности. К ним относятся указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»; Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 927 «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве», Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 615
«Об утверждении Соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ»; Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» и др.
Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (уставы), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулирующим внутрихозяйственные отношения (положение о филиале, представительстве).
Кроме нормативных правовых актов, источниками предпринимательской деятельности являются обычаи.
Обычаи как источники предпринимательской деятельности[18]
Образование обычая сопряжено с определенным периодом времени, в чем состоит его отличительная особенность. Хотя, справедливым также является утверждение, что «срок может существенным образом разниться в каждом конкретном случае и не обязательно быть долгосрочным»[19]. Для возникновения обычая, необходимо два условия: во-первых, необходимо существование причины возникновения этого обычая, во-вторых, он должен предварительно быть зафиксирован соответствующими органами.
Возможность применения торговых обычаев следует из ряда действующих на территории Российской Федерации нормативно-правовых актов, где для обозначения рассматриваемой категории использован термин «обычаи делового оборота».
Согласно п.1 ст. 5 ГК РФ сложившееся и широко применяемое в какой-либо предпринимательской деятельности правило поведения не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе, признается обычаем делового оборота. В настоящее время гражданское законодательство допускает применение таких обычаев (например, ст.ст. 6, 309, 311, 314, 421, 427, 431 ГК РФ и др.).
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» были даны следующие разъяснения: под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведение, например традиции исполнения тех или иных обязательств[20].
Указывая на существование как национального, так и международного обычая, следует отметить, что в российском законодательстве не употребляется ни термин «национальный», ни термин «международный»: в ст. 1186 ГК РФ говорится об «обычаях, признаваемых в Российской Федерации». Кроме этого сам термин «обычай» в ГК РФ, употребляется в следующих сочетаниях: а) обычай делового оборота (ст. 5 ГК РФ); б) национальный обычай (ст. 19 ГК РФ); в) местный обычай (ст. 221 ГК РФ).
Данные виды правовых обычаев могут регулировать как гражданско-правовые отношения, не осложненные иностранным элементом, так и отношения осложненные им.
В Российской Федерации обычаи делового оборота наряду с российскими нормативными актами, международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права признаются источниками права, а именно, отвечают следующим требованиям:
- носят характер общего правила (т.е. соблюдаются во всех или в подавляющем большинстве случаев, к которым оно применимо);
- они достаточно известны в соответствующей области торговли, определенны по своему содержанию и разумны.
Согласно российскому праву обычаи делового оборота применяются только в той части, в которой они не противоречат императивным нормам гражданского законодательства или договору, причем в договорных отношениях перед обычаем имеют приоритет и диспозитивные нормы закона (п. 2 ст. 5; п. 5 ст. 421 ГК РФ). Тем не менее, М.Г. Розенберг считает, что при применении отечественного законодательства к отношениям по договору международной купли-продажи следовало бы исходить из приоритета обычая делового оборота над диспозитивной нормой закона. По мнению профессора М.Г. Розенберга, в силу п. 2 ст. 427 ГК РФ как обычаи делового оборота к отношениям сторон применяются примерные условия, разработанные для договоров соответствующего вида и опубликованные в печати, если в договоре нет ссылки на эти условия. В соответствии со ст. 431 ГК РФ обычаи делового оборота входят в число тех обстоятельств, которые должны учитываться судом или третейским судом для определения содержания договора при выяснении действительной общей воли его сторон, из чего можно сделать вывод, что отечественным законодательством обычаи делового оборота отнесены к подразумеваемым условиям, которые стороны должны иметь в виду при заключении договора1.
Применение торговых обычаев предусматривается и в ряде международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, к примеру, в ст. 8 и ст. 9 Венской конвенции 1980 г., ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. и др.