Производственный кооператив как субъект предпринимательской деятельности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вятская государственная сельскохозяйственная академия
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра _______________
№ зачётной книжки ____11005\эу-б__________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По (предмет) __________Хозяйственное право___________
На тему __________________
_________________________
(полное наименование темы или номер варианта)
Выполнил: студент _5__ курса, группы _________ год приёма ______________
специальность (направление) ___менеджмент______________
форма обучения ______ заочная _______________________________
(заочная (4г.6мес или 5л.6мес); 2-е высшее)
__________Крюков Вячеслав Леонидович___________________
(фамилия, имя, отчество студента)
Руководитель: _____Луканская Марина Николаевна_______________
Регистрационный номер: ______________________________
Дата сдачи на проверку: «_____» __________________201__г.
Результат проверки: ______________________________
Киров, 201_г.
СОДЕРЖАНИЕ
Правовое обеспечение саморегулируемой организации СРО по отрасли
применения…………………………………………………………………………...3
2.Производственный кооператив как субъект предпринимательской деятельности………………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………………17
Правовое обеспечение саморегулируемой организации СРО по отрасли
Применения
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность саморегулируемых организаций всех видов выступает Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (последняя редакция от 13.07.2015 г.) [7].
В данном Законе определены базовые положения саморегулирования, закреплены принципы формирования саморегулирования, а также его правовые и финансовые основы.
Появление данного закона было вызвано несколькими причинами.
Во-первых, необходимостью усиления ответственности предпринимателей перед потребителями их товаров и услуг, повышения стандартов деловой этики.
Во-вторых, саморегулирование, по замыслу законодателя, должно привести к снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности предпринимателей.
В-третьих, создание саморегулируемых организаций позволит участникам хозяйственной деятельности эффективнее защищать свои интересы при возникновении конфликтов с чиновниками и снизит «коррупционную нагрузку» на бизнес.
В-четвертых, СРО – это дополнительный альтернативный механизм разрешения споров между предпринимателями и потребителями. Наконец, в-пятых, принятие федерального закона, регулирующего работу саморегулируемых организаций, упорядочивает и детализирует законодательство, а также создает юридическую базу для реализации государственной экономической политики в направлении защиты интересов предпринимателей.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона саморегулируемыми организациями (далее СРО) признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида [7].
В соответствии с Федеральным законом № 315-ФЗ целью деятельности СРО является саморегулирование – самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельностипод которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться особенности разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций для определенных видов предпринимательской или профессиональной деятельности, предъявляемые к субъектам предпринимательской деятельности [7].
Под субъектами предпринимательской деятельности, согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях»понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами (ч. 3 ст.2 Федерального закона №315-ФЗ) [2,7].
СРО не является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. СРО есть статус, приобретаемый некоммерческой организацией при выполнении требований, предусмотренных действующим законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. То есть юридическое лицо возникает через создание, «рождение» нового субъекта гражданского оборота. В отношении СРО законодатель не употребляет таких положений. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» «статус саморегулируемой организации оценщиков приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков». Федеральный закон №315-ФЗ содержит положение согласно которому, «некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций». То есть, возникновение СРО не есть создание, а есть приобретение некоммерческой организацией статуса СРО [2,7,8].
То есть с одной стороны СРО – это некоммерческие организации, и на них распространяется требование Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» об обязательной государственной регистрации, а с другой – они обладают особым публично-правовым статусом, приобретаемым при соблюдении ряда условий, предусмотренных законом [3].
Итак, с момента внесения записи в единый государственный реестр СРО не возникает нового юридического лица особой организационно-правовой формы. То есть, какая либо некоммерческая организация с момента внесения записи в такой реестр лишь приобретает особый статус.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона №315-ФЗ для приобретения статуса СРО юридическому лицу необходимо:
1. быть созданным в форме некоммерческой организации;
2. целью создания является саморегулирование;
3. такое юридическое лицо должно быть основано на членстве его участников;
4. юридическое лицо должно объединять в себе субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка производственных товаров (работ, услуг) либо объединять субъектов профессиональной деятельности определенного вида [7].
В дополнение к требованиям закона, указанным выше, для принятия статуса СРО некоммерческой организацией также должны быть выполнены следующие условия:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;
2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами некоммерческой организации;
3) обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством установления в отношении членов саморегулируемой организации требования страхования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 13 Федерального закона, и посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации [7].
4) для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.
5) внесение сведений о некоммерческом партнерстве в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Более того, федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в настоящем Федеральном законе требованиями к саморегулируемым организациям. В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» СРО оценщиков должна объединять не менее 300 оценщиков [8].
СРО арбитражных управляющих в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должна объединять не менее чем 100 арбитражных управляющих (следует обратить внимание на то, что речь идет о субъектах предпринимательской деятельности, поскольку арбитражный управляющий согласно п. 1 ст. 20 названного Закона должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя) [6].
СРО строителей (Градостроительный кодекс РФ ст. 55.4) должна объединять в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц [1].
Итак, с момента внесения записи в единый государственный реестр СРО не возникает нового юридического лица особой организационно-правовой формы. То есть, какая либо некоммерческая организация с момента внесения записи в такой реестр лишь приобретает особый статус.
Тип саморегулируемой организации зависит от видов деятельности субъектов, участвующих в данных организациях. Так, они могут создаваться субъектами или профессиональной, или предпринимательской деятельности. Существуют и смешанные виды саморегулируемых организаций, то есть при определенных условиях возможно совместное членство как субъектов профессиональной, так и субъектов предпринимательской деятельности.
Саморегулирование осуществляется на условиях вступления субъектов в специализированные организации – негосударственные некоммерческие партнёрства, объединяющие на добровольной основе субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли, рынка производимых товаров (работ, услуг) или одного вида деятельности.
Выделяют следующие типы СРО:
-саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих);
-саморегулируемые организации оценщиков (СРО оценщиков);
-саморегулируемые организации строителей (СРО строителей, СРО в строительстве, СРОС);
-саморегулируемые организации изыскателей (СРО изыскателей, СРО в изысканиях, СРОИ);
-саморегулируемые организации проектировщиков (СРО проектировщиков, СРО в проектировани, СРОП);
-саморегулируемые организации аудиторов (СРО аудиторов);
-саморегулируемые организации в сфере рекламы (СРО в сфере рекламы);
-саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО профучастников рынка ценных бумаг);
-саморегулируемые организации управляющих компаний (СРО управляющих компаний);
-саморегулируемые организации перевозчиков (СРО перевозчиков, СРО автоперевозчиков);
-саморегулируемые организации актуариев (СРО актуариев, СРО в страховании, СРО на страховом рынке);
-саморегулируемые организации в области энергетического обследования (СРО в энергетике, СРО в области энергетического обследования, СРОЭ);
-саморегулируемая организация коллекторов (СРО коллекторов, СРОК);
-саморегулируемые организации в области медицины (СРО в медицине, СРО врачей, СРО медицинских специалистов, СРОМ).
Рассмотрим самые распространённые из них.
Саморегулируемая организация строителей (СРО) – вид некоммерческой организации, основанной на членстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Саморегулирование в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [2];
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ [1];
3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [7];
4. Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [6];
5. Другими нормативно-правовыми актами.
Саморегулируемая организация (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг – это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» на принципах некоммерческой организации, для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.
Саморегулируемые организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [2].
2. Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [4].
3. Федеральным законом от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» [5].
4. Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [6].
5. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» [10].
6. Постановлением ФКЦБ РФ от 1 июля 1997 года № 24 «Об утверждении положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг» [11].
7. Другими нормативно-правовыми актами.
Государственное регулирование деятельности саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумагосуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам. Так же Федеральная служба по финансовым рынкам ведет реестр саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих)– некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Саморегулирование организаций (СРО) арбитражных управляющих регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [2].
2. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [7].
3. Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3].
4. Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [6].
5. Постановлением Правительства от 30 февраля 2005 года № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» [11].
6. Другими нормативно-правовыми актами.
Регулирующим органом, осуществляющимконтроль за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих,является Федеральная регистрационная служба. Федеральная регистрационная служба ведет также единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В РФ, на сегодняшний день продолжается становление института саморегулирования. Это проявляется в совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность различных видов СРО, возрастании количества СРО и численности их участников.
Итогом введения системы саморегулирования должно стать развитие предпринимательской деятельности в определённых сферах предоставления услуг, имеющих важное значение в системе рыночной экономики России, таких как: строительство, проектирование, аудиторская деятельность, реклама, страховое дело, энергетика, медицина и т.д. Поэтому, основной целью введения саморегулирования в различных сферах и областях предпринимательской и профессиональной деятельности является проведение разграничения между государственным регулированием и регулированием со стороны профессиональных и предпринимательских объединений, создание условий для формирования таких объединений, которые смогли бы реально создавать эффективные механизмы финансовой и правовой ответственности перед потребителем. В действительности это означает, что внедрение института саморегулирования создает равноправного субъекта управления, участвующего в подготовке и принятии решений, регулирующих собственную предпринимательскую и профессиональную деятельность, но при этом и принимающего на себя дополнительную ответственность перед потребителями производимых товаров и услуг.
Производственный кооператив как субъект предпринимательской деятельности
Производственным кооперативом (артелью) в соответствии с Гражданским кодексом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов [2]. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом - коммерческой организацией.
Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.
Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».
Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов.
Устав кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов [2].
Число членов кооператива не должно быть менее пяти.
Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.
Уставом кооператива может быть установлено, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определяемые уставом.
Решение об образовании неделимых фондов принимается членами кооператива единогласно, если иное не предусмотрено уставом кооператива.
Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее десяти процентов паевого взноса, а остальную часть - в течение года с момента регистрации.
Кооператив не вправе выпускать акции.
Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива.
Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.
В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива [2].
Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.
Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.
Компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений определяются законом и уставом кооператива.
К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:
1) изменение устава кооператива;
2) образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;
3) прием и исключение членов кооператива;
4) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;
5) решение о реорганизации и ликвидации кооператива [2].
Член кооператива имеет право:
1) участвовать в производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива, а также в работе общего собрания членов кооператива с правом одного голоса;
2) избирать и быть избранным в наблюдательный совет, исполнительные и контрольные органы кооператива;
3) вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, устранении недостатков в работе его органов и должностных лиц;
4) получать долю прибыли кооператива, подлежащую распределению между его членами, а также иные выплаты;
5) запрашивать информацию от должностных лиц кооператива по любым вопросам его деятельности;
6) выйти по своему усмотрению из кооператива и получить предусмотренные выплаты;
7) обращаться за судебной защитой своих прав, в том числе обжаловать решения органов управления кооперативом, нарушающие права члена кооператива [2].
Члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в деятельности кооператива, имеют, кроме того, право получать плату за свой труд в денежной и (или) натуральной формах.
Член кооператива обязан:
1) внести паевой взнос;
2) участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного паевого взноса, минимальный размер которого определяется уставом кооператива;
3) соблюдать установленные для членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в деятельности кооператива, правила внутреннего распорядка;
4) нести субсидиарную ответственность по долгам кооператива [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 13.07.2015г.)
2. Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015г.)
3. Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 13.07.2015г.)
4. Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 13.07.2015г.)
5. Федеральным законом от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (в ред. от 23.07.2013г.)
6. Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 13.07.2015г.)
7. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 13.07.2015г.)
8. Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015г.)
9. Постановлением ФКЦБ РФ от 1 июля 1997 года № 24 «Об утверждении положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг» (с изм.и доп.)
10. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» (с изм.и доп.)
11. Постановлением Правительства от 30 февраля 2005 года № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» (с изм.и доп.).