Раздел №2. Методы экономических исследований
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
по дисциплине «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ»
(наименование дисциплины)
направление подготовки (специальности): «МЕНЕДЖМЕНТ»
(код) (направление подготовки (специальность))
Профиль подготовки: «Производственный менеджмент»
Форма обучения: заочная
(очная, заочная)
Составитель: к.п.н., доцент Н.Ф. Привалова
Волгодонск 2014
Раздел №1. Теоретические и методологические основы исследования в экономике
Задание 1.
На сайте http://www.creativeconomy.ru в журнале «Российское предпринимательство», «Креативная экономика» изучите публикации за последние два года. Осуществите анализ тематики и определите основные направления исследований экономической жизни.
Выберите материалы исследований, в которых представлены наиболее интересные, с вашей точки зрения, результаты. Подготовьте краткое сообщение на семинар.
Задание 2.
На сайте http:/www.economicus.ru ознакомьтесь с информацией о российских и зарубежных исследовательских центрах и тематикой диссертационных исследований в области экономики. Зафиксируйте материалы поиска. Подготовьте информационное сообщение по материалам поиска.
Задание 3.
Определите следующие понятия:
- Экономическая наука
- Экономический подход
- Философия экономики
- Методы экономических исследований
- Homo oeconomicus
- Экономическая антропология
- Экономическая реальность
- Экономический фактор
- Позитивная экономическая наука
- Нормативная экономическая наука
Задание 4.
Подумайте и выскажите свою точку зрения. Аргументируйте свои суждения.
- Каким образом, на ваш взгляд, можно распространить экономический подход на смежные области социального знания: социологию, психологию, культурологию, гендерные исследования и т.п.? Приведите примеры плодотворного использования экономического подхода в других науках.
- Каким образом модель «экономического человека» может быть соотнесена с моделями человека в других науках – «социологическим человеком», «историческим человеком» и т.д.?
- К каким последствиям, по вашему мнению, может приводить неправильная интерпретация экономических фактов? Как это может сказаться на выводах исследователя? Могут ли эти выводы даже в таком случае оказаться истинными или нет?
Задание 5.
Изучите главу 3 «Структура научного знания» в учебном пособии: Лешкевич Т.Г.Философия науки: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 272 с.
На основе изученного материала определите:
- Подходы к классификации наук.
- Особенности эмпирического и теоретического уровней научного знания.
- Критерии науки.
- Сущность методологии как общей теории метода.
- В чем заключается сходство и основные различия теории и метода.
- Каковы уровни методологического знания и их основные характеристики.
- Выделите философские и общенаучные методы исследования. Дайте им характеристику.
- Какова роль и функции философии в научном познании.
Задание 6.
Проанализируйте два – три автореферата на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Выделите обозначенные автором методологические и теоретические основы исследования.
Раздел №2. Методы экономических исследований
Задание 1.
Изучите авторефераты диссертаций по экономическим специальностям. По результатам изучения авторефератов заполните таблицу:
№п/п | Библиографические данные | Проблема | Актуальность | Объект исследования | Предмет исследования | Цель исследования | Задачи | Гипотеза исследования | Методология | Методы исследования | Основные научные результаты, выводы |
1. | |||||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
Определите, в какой парадигме выполнено исследование.
Назовите критерии, которые позволили вам это определить. Аргументируйте ваше заключение.
Задание 2.
1. Изучите автореферат диссертации по экономическим специальностям. Проанализируйте адекватность методов и методик исследования выделенной проблеме, объекту, предмету и цели и задачам исследования?
2. Выявите соотношение между проблемой, целью, гипотезой и основными научными результатами исследования.
3. Решена ли, с вашей точки зрения, выдвинутая научная проблема? Доказана или опровергнута гипотеза? Обоснуйте свои выводы.
Задание 3.
Определите следующие понятия:
- Эмпирический опыт
- Экономическое описание
- Научное описание
- Экономическое анкетирование
- Экономическое интервьюирование
- Экономическое объяснение
- Математический эксперимент
- Междисциплинарный экономический эксперимент
- Экономическая интерпретация
- Экспериментальная экономика
- Экономическое измерение
- Экономическая информация
- Экономический опрос
- Квалиметрия
Задание 4.
Подумайте и выскажите свою точку зрения. Аргументируйте свои суждения.
- Как, на ваш взгляд, научиться максимально эффективно использовать в экономическом наблюдении анкетирование, интервьюирование и контент-анализ? В каких сферах экономической науки их лучше всего применять?
- Какое значение, по вашему мнению, имеет мысленный эксперимент в экономическом исследовании? В каких ситуациях его использование будет в наибольшей степени плодотворным?
- Насколько распространен, на ваш взгляд, в современных средствах массовой информации (включая, разумеется, и телевидение) метод экономической софистики, т.е. логическое жонглирование и умышленный логический обман с использованием тех или иных выводов экономической науки?
Задание 5. Для разработки научно-исследовательского проекта
1.Проведите процедуру планирования по следующей теме научно-исследовательского проекта: «Оптимизация работы городского пассажирского транспорта». Оформите план в виде таблицы.
Операции | Инструментарий | Сроки исполнения (по продолжительности) | Форма контроля и отчетности |
2.Какие дополнительные сведения необходимо принимать во внимание при разработке такого рода планов.