Выделяют юридические, организационные и экономические принципы

Понятие налогового права

Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему РФ, осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

Являясь подотраслью финансового права, налоговое право находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права и их составными элементами:

1) финансовым правом;

2) конституционным правом;

3) гражданским правом;

4) административным правом;

5) уголовным правом и др.

В рамках финансового праваналоговое право более взаимодействует с бюджетным правом, так как налоги являются основным источником бюджетной системы, но и с другими составными частями финансового права оно неразрывно связано.

Конституционное правоимеет основополагающее значение для установления налоговых норм. Сама Конституция РФ содержит нормы прямого действия (ст. 57 Конституции РФ), а также закрепляет основные принципы, отраженные в налоговом законодательстве.

Как и гражданское право,налоговое право регулирует имущественные отношения, однако гражданско-правовое регулирование основано на методе диспозиции, а в налоговых правоотношениях преобладает императивный метод.

Налоговое право опирается на нормы уголовного правав части наказания за преступления в налоговой сфере (ст. 194, 198, 199 УК РФ).

Как и нормы большинства отраслей российского права, нормы налогового права группируются в две части — общуюи особенную.

Общая частьналогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов в РФ, права и обязанности участников налоговых правоотношений, основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, устанавливает порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты субъектов налогового права.

Особенная частьналогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются вторую (Особенную) часть Налогового кодекса.

Предмет и метод и принципы налогового права

Предметом налогового праваявляются общественные отношения, возникающие между субъектами налогового права в процессе установления и взимания налогов, а именно: между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями по поводу разделения полномочий в налоговой сфере; между налогоплательщиком (плата сборов налоговым агентам) и РФ (субъектами РФ, муниципальными образованиями) по поводу установления и введения налогов и сборов; между налогоплательщиком и налоговым органом по поводу взимания налогов и сборов и осуществления налогового контроля; между налогоплательщиком, налоговыми агентами и кредитными организациями по поводу внесения платежей в бюджетную систему; иные отношения, регулируемые налоговым законодательством.

Метод правового регулирования – это способ, с помощью которого налоговые нормы воздействуют на поведение участников налоговых правоотношений. Основным является императивный метод – метод властных предписаний со стороны государства и его уполномоченных органов, других участников правоотношений. Его используют как определенную меру должного поведения, обеспечивающую принудительное воздействие в случае неисполнения установленного предписания.

Метод рекомендаций (дача разъяснений по налоговым вопросам, формы и образцы документации) и согласования является публичной отраслью права. Налоговое право не должно опираться на диспозитивный метод, однако в редких случаях используется договорной метод, а при регулировании отдельных налоговых отношений применяются нормы гражданского законодательства.

Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.

Юридические принципы:

1) принцип равного налогового бремени;

2) принцип установления налогов законом;

3) принцип отрицания обратной силы закона;

4) принцип приоритета налогового законодательства над неналоговым, но только в налоговой сфере;

5) принцип наличия всех элементов налога в налоговом законодательстве;

6) принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.

Организационные принципы:

1) принцип единства налоговой системы;

2) принцип равенства правовых статусов субъектов РФ и муниципальных образований;

3) принцип подвижности (эластичности);

4) принцип стабильности;

5) принцип множественности налогов;

6) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Экономические принципы:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип учета интересов налогоплательщиков;

4) принцип экономичности (эффективности).

Попытка законодателем закрепить принципы налогового права нашла отражениев ст. ЗНКРФ:

1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ);

2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ);

3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ);

4) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ);

5) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ);

6) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Наши рекомендации