Мировая управленческая и деловая этика, и ее специфика. Основные теоретические аспекты
Введение
Жизнь делового человека непосредственно связана с общением. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании национального, конкретно-исторического и социально-культурного компонента, практическом использовании психологических техник управления людьми, системном понимании сущности общения, его многофункциональности и деятельностной природы.
Каждая организация должна сформировать собственный облик — своих цели и ценности, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания репутации в деловом мире. Все это - деловая культура, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.
Таким образом, этика делового общения – это совокупность нравственных норм и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Уходит в прошлое жесткая дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, централизация, результат любой ценой, на смену приходят такие ценности, как самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, компетентность.
Важнейшей составляющей сегодняшней Российской экономики является предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе. Деятельность предпринимателей проходит в условиях рынка, но цивилизованный рынок невозможен без соблюдения определенных правил, основанных на таких моральных нормах, как деликатность, порядочность, обязательность, уважение к партнеру.
Мировая управленческая и деловая этика, и ее специфика. Основные теоретические аспекты.
Этика (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) – совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации.
Всем знакомы общественные установления, связанные с этичностью: быть вежливым, проявлять уважение, не обманывать и т.п. Однако в деловой этике эти общественные пожелания раскрываются в конкретных практических руководствах и принципах, которые позволяют менеджеру не просто быть приятным человеком, но решать деловые задачи.
Например, у норвежских купцов есть замечательный кодекс, состоящий всего из двух пунктов:
1) не бери с партнера больше стоимости своего продукта;
2) поступай всегда так, чтобы можно было обратиться к партнеру в будущем.
Это простые и понятные принципы, благотворность которых формально признается любым человеком, рассуждающим о нравственности ведения бизнеса или этике управления. Но достаточно проанализировать отношения в обществе с устоявшейся этичной бизнес-средой и в обществе с незрелой бизнес-средой, чтобы сделать вывод о том, где эти принципы соблюдаются, а где нет; и почему общество, где эти принципы соблюдаются, лучше для бизнеса и для жизни; и почему эти и подобные принципы надо соблюдать.
Этика не предписана ни государственным законодательством, ни даже законами природы. Например, если человек пренебрежет законами природы и попробует дышать под водой, он будет жестоко наказан. Если человек нарушит законы государства, то также последует наказание. Нарушения этики не караются таким буквальным образом. И отсюда возникает иллюзия, что этика необязательна, но этика предпочтительна.
Этическое поведение является предметом предпочтительности, то есть добровольного выбора, либо выбора, обусловленного воспитанием, гуманитарной или профессиональной подготовкой. Регулятором этики является не столько наказание, сколько поощрение. Да, неэтичный менеджер, как и неэтичный бизнесмен, скорее всего, потерпит неудачу. Но это не будет моментальной и неотвратимой карой, как в случае с законами физики или государства. Куда важнее, что следование законам этики приводит к формированию успешной среды для бизнеса и управления, то есть к успеху. Вот почему соблюдение этических основ в деловых отношениях регулируется не наказанием, а поощрением.
Базовые принципы человеческого общения таковы, что общество предпочитает этичных. Следовательно, и конкретные люди, если хотят встроиться в общественные структуры, просто вынуждены предпочитать этичное поведение.
Предпочтительность этики означает, что менеджер, следующий этическим принципам в деловых отношениях, получает конкурентные преимущества. Если же менеджер работает в высокоэтичной деловой среде, каковой с необходимостью является развитая цивилизованная рыночная общественная система, то следование этическим принципам становится уже не столько конкурентным фактором, сколько фактором допуска в бизнес и в деловую среду. Неэтичный менеджер не попадет в приличное общество — хоть светское, хоть акционерное.
Управленческая этика – это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных проблем бизнеса и управления.
Деловая этика– это совокупность правил, регулирующих отношения, возникающие в процессе делового общения. Знание и применение правил деловой этики позволяет деловым партнерам находить пути для взаимопонимания и более эффективного ведения деятельности. Согласно писаным и неписаным правилам деловой этики определяются взаимоотношения между различными субъектами коммерческой деятельности, а также правила составления документов и обмена ими.
Первичные основы деловой и управленческой этики были заложены еще в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе – (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.
Интерес к деловой этике в 70-е годы XX века в США, был вызван огромным количеством социальных конфликтов и политических скандалов. В результате общественность заговорила об ответственности корпораций перед обществом и моральных нормах администрации. Все это потребовало разработки норм и правил ведения бизнеса, регламентации взаимоотношений с деловыми партнерами. В профессиональной деятельности складываются специфические отношения между людьми, свой язык общения, определенное отношение к обществу, в результате чего и формируются нравственные нормы, которые регулируют эти отношения.
В России к этой дисциплине обратились только в начале 90-х годов. Необходимость изучения деловой этики была вызвана рядом причин. Переход к рыночной экономике повлек за собой множество изменений в привычных и устоявшихся нормах поведения людей. Однако, в условиях централизованной экономики принятие ответственных решений было нередко результатом приспособленческого поведения: главное здесь не экономическая эффективность, а отношение к принятому решению со стороны вышестоящих органов.
В рыночных условиях ситуация существенным образом изменилась. Деловая и управленческая этика в современной России связана с особенностями культурного характера. Слепое копирование европейских стандартов на российской почве было не всегда осуществимо из-за другого менталитета, иных традиций и норм поведения.
Деловая этика подразумевает:
1) уважение к традициям — общественным и деловым установлениям;
2) уважение к человеку.
Соответственно, для реализации этических принципов деловых отношений надо, во-первых, знать и уважительно соблюдать основные установки делового общения, во-вторых, знать и уважительно соблюдать принципы взаимоотношений с другими людьми.
Таким образом, деловая этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания в рамках конкретных видов деятельности, затем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов.