Популяризация или пропаганда?

Как только произнесены слова «идеология» и «мода», становится ясно, что без современных коммуникативных технологий не обойтись. Ведь речь идет о пропаганде активного творческого интеллекта, инновационного мышления, успеха и предпринимательской активности в самом широком смысле слова (создание «с нуля» нового института или лаборатории – это тоже предпринимательство в широком смысле слова).


Поэтому нельзя сводить все только к популяризаторской деятельности, как это сегодня принято. Ведь миссия популяризации – разъяснить суть предмета уже заинтересованному слушателю. А если всякий интерес отсут-ствует? И более того, уже сложилось предубеждение, что «все эти интеллекты, инновации и т.п. – жуткая скука, занудство и заумь?».


Именно такую ситуацию мы сейчас и видим. И поэтому классическая научно-популярная журналистика и литература зачастую «не срабатывают». Многие глянцевые научно-популярные журналы «новой волны» в известной мере востребованы, но если присмотреться повнимательней, они лишь поверхностно развлекают читателя. Это как в зоопарке: походил, потыкал пальцем, поцокал языком – и забыл. И никакого ощущения сопричастности, азарта прикосновения к тайне и пульсу прогресса, желания попробовать себя в качестве активного участника… Развлекательно, но не увлекательно. А ведь надо именно увлечь и зажечь.


Еще 50 лет назад нобелевский лауреат П. Л. Капица сказал «Наука должна быть простой. Увлекательной и веселой. И такими же должны быть ученые». Сегодня стоит всего лишь немного уточнить этот подход ко всему, что связано с «умными материями». И вот готовы основополагающие принципы формирования «моды на интеллект». Это: 1) увлекательность, 2) простота, 3) образность и эмоциональность.


Формируя моду на интеллект и идеологию творческого успеха, необходимо действовать агрессивно, напористо, и массировано. И апеллировать не к интеллекту, а к эмоциям. Необходимо использовать весь арсенал средств современных коммуникативных технологий и имеющийся огромный практический опыт и потенциал в этой области.

Массовая культура, коммуникативные технологии
и мода на интеллект

Нам скажут, что все это – принципы современной массовой культуры, противостоящей высокой культуре! Совершенно верно. И в этом нет ничего плохого. Массовая культура – неотъемлемая часть жизни общества, это реальность. Игнорировать ее и брюзжать – нелепо. Так же нелепо, как брюзжать по поводу «плохого закона тяготения». Наверное, правильнее подойти к вопросу конструктивно и прагматично.


Если мы ставим задачу формирования идеологии интеллектуального успеха, имеющую широкое распространение в обществе, мы не можем игнорировать арсенал средств массовой культуры. Иначе мы будем формировать не общественную идеологию и моду, а маргинальную субкультуру. К сожалению, сегодня подавляющая часть представителей научно-технологического сообщества и значительная часть работающих с ними журналистов выбрали именно второй путь. Со всеми неизбежными последствиями.


Что необходимо делать? Необходимо создать сеть эффективно работаю-щих «интерфейсов» между научно-технологическим сообществом и инду-стрией коммуникативных технологий. Профессионал в области PR и рекламы должен знать, что именно ему нужно продвигать, в какую целевую ау-диторию, каких конкретно результатов необходимо достигнуть. При этом первоначальную постановку задачи осуществляет все-таки исследователь, инновационный предприниматель или изобретатель. И вот здесь-то и необходим «интерфейс», способный взаимодействовать с обеими сторонами на их языке.
Ведь ни для кого не секрет, что исследователи и изобретатели в по-давляющем своем большинстве не готовы сотрудничать с масс-медиа, а тем более – с представителями рекламной индустрии. Они предпочитают работать с привычными им малотиражными СМИ, опасаясь, что «реклам-щики», «пиарщики» и просто журналисты «все переврут».


Разумеется, без упрощений, образности, красочности и прочих элементов развлекательности не обойтись. И в этом нет ничего страшного. Вспомните, например, рекламу банка «Империал». Не претендуя на абсолютно достоверное изложение событий, эта реклама вызвала у аудитории (в т.ч. – и детской) эмоциональный отклик и интерес к истории (или хотя бы к отдельным ее главам). Да, где-то исходная фактура подвергнется деформации. Но то же происходит с ней и в популярной статье. Любой специалист в области теоретической физики, или, скажем, топологии, подтвердит вам, что вряд ли возможно передать что-то здесь массовому читателю кроме как на языке самых общих образов и метафор.


Иные возразят, что пропаганда – это всегда в чем-то манипуляции сознанием, так сказать сознательное введение в заблуждение. Но вспомните: как минимум одно поколение, детство которых пришлось на 60-е и на-чало 70-х годов, стало «жертвой» «научно-технической» пропаганды. Они поступили в лучшие вузы страны, учились бок о бок с такими же амбициозными и творческими личностями, приобретая и знания, и жизненную закалку. Думаете, они жалеют об этом?

В любых прогнозах всегда неизбежны ошибки. Но, независимо от этого, увлекательные картины будущего, перспективы сногшибательной творческой и деловой карьеры выполняют актуальную общественно-полезную функцию, увлекая и мотивируя. И они очень нужны именно здесь и сейчас.
Так давайте, будем рисовать такие «картинки» сегодня. Сделаем и покажем серию роликов об истории великих открытий и изобретений, об «обычных вещах», в которых скрыты великолепные сюжеты творческого поиска и находок человеческого ума.. Создадим также фильмы «Мир будущего» о нано- и биотехнологиях, о нынешних студентах и школьниках – будущих новых Королевых и Гейтсах и их головокружительных свершениях. Напишем книгу, сценарий и снимем сериал «Команда» о молодых ребятах, сумевших в 90-е с нуля создать успешную технологическую компанию. Захватывающих эпизодов, динамики и сильных характеров в фильме можно придумать не меньше, чем в «Бригаде». И смотреть будет не менее интересно, если к делу приложат руки мастера.
Давайте заполним страницы журналов, наши улицы, Интернет и телеэфир позитивной, интеллектуально-мотивирующей рекламой.
Благо, что таковой все больше становится даже среди обычной коммерческой рекламы крупных компаний. Достаточно просто посмотреть вокруг . «Ситроникс», «Сименс», «Майкрософт», «Мегафон», в последнее время почти все новые марки автомобилей – все они используют позитив-ные и интеллектуально-мотивирующие лозунги и слоганы.


Обыватель в своей массе вряд ли захочет узнать подробнее о нано-технологиях, технологическом бизнесе или темной энергии, даже в результате серьезной рекламной кампании. Да это и не нужно. Но в его сознании снова неразрывно свяжутся такие понятия, как: Ум, Успех, Творчество, Бу-дущее. А это и есть мода на интеллект, основа общественной идеологии ци-вилизованного творческого успеха, источник пассионарности

Наши рекомендации