Внутренняя среда фирмы
Внутренняя среда фирмы представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, фирма испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает цели и задачи фирмы, её структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы.
Во внутренней среде фирмы выделяют следующие подсистемы:
· Социальную - сюда относят всех работников фирмы вместе с комплексом их взаимоотношений;
· Организационную - охватывающую коммуникационные процессы; субординацию, распределение полномочий, нормы, трудовой распорядок и прочее;
· Информационную - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих фирму необходимой для её нормального функционирования информацией;
· Производственно-техническую - к ней относят комплекс средств производства (оборудование, сырьё, материалы и прочее);
· Экономическую - совокупность экономических процессов (движение капитала и прав собственности, движение денежных средств).
Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды, особое место в любой фирме занимают люди. Поскольку результат деятельности фирмы напрямую зависит от способностей, квалификации, отношения к труду и мотивации её персонала.
2.2 Внешняя среда фирмы
Внешняя среда фирмы представляет собой основной источник поступления ресурсов, необходимых для функционирования фирмы. Внешняя, или окружающая среда включает огромное количество компонентов, оказывающих на фирму разное по характеру, степени и периодичности влияние. В то время, как одни компоненты окружающей среды предоставляют фирме возможности для развития, другие создают серьёзные препятствия её деятельности. В составе внешней среды выделяют экономическую, политическую, правовую, политическую, технологическую, социальную и другие составляющие. Различают две относительно автономные части внешней среды, которые по разному оказывают своё влияние на фирму – макроокружение и непосредственное окружение.
2.2.1 Макроокружение фирмы
Макроокружение представляет собой часть внешней среды, общей для всех фирм. Различают глобальный, международный и национальный уровни макроокружения.
Также макроокружение фирмы по другому называют факторами косвенного воздействия.
В качестве основных компонентов макроокружения выделяются:
· Экономический компонент определяет общий уровень экономического развития, рыночных отношений, конкуренции, иными словами, тех условий, в которых действует фирма. Основными показателями макроэкономических процессов являются: величина валового внутреннего продукта (ВВП), темпы инфляции, уровень безработицы и другое. Изменения этих показателей влекут за собой колебания спроса на ту или иную продукцию, уровень цен, прибыльность предприятий, определяют инвестиционную политику и прочее.
· Политический компонент определяет направление и темпы общественного развития, доминирующую идеологию, внешнюю и внутреннюю экономическую политику государства и т.д. Политическое устройство оказывает существенное влияние на функционирование фирм, создавая новые возможности либо трудности для развития различных сфер бизнеса.
· Правовой компонент посредством законодательства устанавливает допустимые нормы деловых взаимоотношений (права, обязанности, ответственность организаций и прочее).
· Социальный компонент отражает общественные процессы и тенденции общественного развития, непосредственным образом влияющие на деятельность фирмы. Сюда относятся: общественные ценности, традиции, этические нормы, отношение людей к труду, вкусы и поведение потребителей.
· Технологический компонент представляет собой уровень научного и технологического прогресса. Анализ технической компоненты внешней среды позволяет своевременно применять разработки, которые могут в значительной степени способствовать повышению конкурентоспособности предприятия в условиях постоянно развивающегося рынка [4].
2.2.2 Непосредственное окружение фирмы
Непосредственное окружение фирмы по другому называют "деловой средой". К деловой среде относится всё, что, находясь за пределами фирмы, непосредственно взаимодействует с ней, оказывая прямое влияние как на фирму в целом, так и на отдельные её элементы. При этом сама фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание такого взаимодействия, принимая непосредственное участие в формировании деловой среды.
Деловая среда формируется по ходу деятельности фирмы и в зависимости от разных факторов может претерпевать значительные изменения. Деловая среда может измениться при смене стратегии фирмы или сферы её деятельности, изменении ассортимента производимой продукции, выходе на новые рынки сбыта и многое другое.
Выделяют следующие компоненты деловой среды:
· Потребители - непосредственные покупатели производимой фирмой продукции (работ, услуг). Воздействие потребителей на деятельность фирмы может проявляться в разных формах: в виде требований к качеству товара и формам оплаты; в предпочтении к конкретным видам товара и торговым маркам. Потребительский спрос в значительной степени определяет ценообразование и производственную политику предприятия.
· Поставщики - организации и физические лица, поставляющие фирме необходимые ресурсы (сырьё, материалы, энергию и пр.). Поставщики могут самым существенным образом воздействовать на деятельность фирмы, изменяя объёмы поставок и цены на ресурсы, создавая ресурсную зависимость.
· Конкуренты - предприятия, реализующие на одном рынке однородный товар (услуги, работы). Существует также понятие "потенциальные конкуренты"; так называют компании, которые только намереваются войти на рынок с товаром, аналогичным продукции предприятия. Помимо очевидной угрозы от прямых и потенциальных конкурентов, опасность для деятельности фирмы могут представлять компании, производящие товары способные заменить или полностью вытеснить её продукцию.
· Инфраструктура представляет собой часть деловой среды, которая снабжает фирму необходимыми для её нормального функционирования финансовыми, трудовыми, информационными и другими услугами. Инфраструктуру составляют многочисленные организации: банки, биржи, аудиторские фирмы, кадровые, охранные и рекламные агентства, арендаторы и прочие.
· Органы власти - разнообразные органы государственного и муниципального управления. Влияние этих органов на деятельность предприятия может проявляться в разной степени и отличаться по своему содержанию. Оно может варьировать от регулирования сферы деятельности до прямого вмешательства в дела организации.
Взаимосвязь фирмы с макро- и микросредой можно представить в виде схемы (Рисунок 1).
Внутренняя и внешняя среда фирмы являются предметом обязательного анализа для организации, рассчитывающей на продолжение своей деятельности в долгосрочной перспективе. Правильное понимание условий в которых находится фирмы, способствует выработке наиболее эффективной стратегии её развития [14].