Личность и потребительский выбор

Что касается влияния на выбор личностных особенностей, то к ним относятся прежде всего мотивационно-волевые, коммуникативные и со­отношение рационального и эмоционального в профиле личности. В на­ших исследованиях было показано, что более целеустремленные оказа­лись более осторожными в экономическом поведении, меньше внимания ими уделяется второстепенным признакам товара например, упаковке, и больше содержательным (качество, функциональность)[63].

У более настойчивых выражена поисковая активность в поведении потребителя, последовательность и избегание влияния ситуативных авто­ритетов. Самостоятельность также высокозначимо связана с активностью в поиске информации о товаре и оценке его свойств.

Что касается таких качеств, как решительность и самообладание, то они оказались связаны с риском, стремлением к новизне, с отсутствием боязни покупать новые неапробированные товары.

Самообладание высокозначимо связано с приоритетностью полезно­сти товара (может быть, человеку с высоким самообладанием легче от­следить эту полезность). Кроме того, чем выше самообладание, тем боль­ше риска в покупках.

Влияние социальных (коммуникативных) мотивов также сказывается на потребительском поведении. Так, люди с более высоким уровнем эм-патии (сопереживания, соучастия, мотива и умения поставить себя на место другого) больше тревожатся по поводу правильности выбора това­ра. Это связано с тем, что в ситуации покупки эмпатичные в большей сте­пени подвержены влиянию эмоционального контекста общения. Рацио­нальная же оценка товара часто происходит уже после совершения ими покупки.

Люди с ярко выраженной аффилиативной потребностью (стремлени­ем к установлению эмоциональных контактов), т.е. те, кто постоянно нуж­даются в присоединении, одобрении, поддержке, в большей степени при выборе товара опираются на информацию, полученную из рекламы. Чем больше выражена потребность в присоединении, тем чаще при покупке человек прислушивается к мнениям других людей, меньше уделяет внима­ния объективным качествам товара, поскольку в ситуации покупки для него важны добрые отношения с партнером по общению— продавцом.

Чувствительность к отвержению другими так же, как и эмпатия, отрицательно связана с тщательностью изучения характеристик товара. Человек, который в большей степени переживает осуждение другими, будет скорее испытывать чувство вины, проявляя дотошность, тщатель­ность упорство и недоверие. Чем дольше и внимательнее такой человек в магазине изучает характеристики товара, тем сильнее у него отрицатель­ные эмоции, связанные с боязнью, что о нем плохо подумают. Факт пре­увеличения социального контекста покупки более чувствительными к отвержению людьми проявляется и в свойственном им беспокойстве о правильности выбора товара. Таким образом, вовлеченные в общение по поводу покупки чаще делают нерациональный выбор.

Задание____

1. Какие личностные качества осложняют процесс покупки, если рас­сматривать ее с точки зрения максимальной рациональности?

2. Понаблюдайте за собой в роли покупателя. Какие индивидуальные качества влияют на типичное для Вас потребительское поведение?

Контрольное задание

1. Что означает эффект Веблена?

2. Какие этапы обычно выделяют в процессе покупки?

МОДУЛЬ 5

ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

В настоящем модуле анализируются проблемы экономико-психологической адаптации личности. Экономико-психологическая адап­тация связана с экономическим статусом и отношением к нему, благосос­тоянием, экономическим благополучием или бедностью, экономическими мотивами, нормами и ожиданиями.

В Блоке 12 изучается экономическое благополучие и бедность.

В Блоке 13 уделяется внимание специфике адаптационных процессов россиян на уровне личности.

БЛОК 12

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Цели

В этом блоке, во-первых, рассматриваются компоненты экономиче­ского благополучия; во-вторых, исследуется актуальная для многих стран проблема бедности с акцентом на личностных теориях и субъективных факторах этого явления; в-третьих, затрагиваются психологические про­блемы богатства. После окончания работы с блоком Вы сможете:

* проанализировать основные составляющие экономического благополучия и взаимосвязь его аспектов;

* перечислить подходы к проблеме бедности в психологии;

* выделять основные личностные детерминанты бедности;

* обратить внимание на альтернативные бедности и коррели­рующие с благосостоянием качества личности;

* назвать проблемы психологии богатства.

Экономико-психологическую адаптацию мы определяем как часть социальной адаптации, представляющую собой адаптацию субъекта хо­зяйствования к изменяющимся экономическим условиям и проявляю­щуюся в бедности или материальном благополучии, т.е. в экономическом статусе и качестве жизни человека, в его ожиданиях и отношениях к эко­номическим реформам, рынку, деньгам, связанную с системой ценностей, экономическими мотивами, экономическими нормами и интересами.

Интегративным показателем эффективной адаптации является "каче­ство жизни". Это понятие в западной психологии часто отождествляется с понятием счастья. "Качество жизни" включает в себя оценку здоровья, по­литический, социо-культурный и другие аспекты, но экономическое благо­получие или благосостояние — основная подструктура качества жизни.

Наши рекомендации