Личность и потребительский выбор
Что касается влияния на выбор личностных особенностей, то к ним относятся прежде всего мотивационно-волевые, коммуникативные и соотношение рационального и эмоционального в профиле личности. В наших исследованиях было показано, что более целеустремленные оказались более осторожными в экономическом поведении, меньше внимания ими уделяется второстепенным признакам товара например, упаковке, и больше содержательным (качество, функциональность)[63].
У более настойчивых выражена поисковая активность в поведении потребителя, последовательность и избегание влияния ситуативных авторитетов. Самостоятельность также высокозначимо связана с активностью в поиске информации о товаре и оценке его свойств.
Что касается таких качеств, как решительность и самообладание, то они оказались связаны с риском, стремлением к новизне, с отсутствием боязни покупать новые неапробированные товары.
Самообладание высокозначимо связано с приоритетностью полезности товара (может быть, человеку с высоким самообладанием легче отследить эту полезность). Кроме того, чем выше самообладание, тем больше риска в покупках.
Влияние социальных (коммуникативных) мотивов также сказывается на потребительском поведении. Так, люди с более высоким уровнем эм-патии (сопереживания, соучастия, мотива и умения поставить себя на место другого) больше тревожатся по поводу правильности выбора товара. Это связано с тем, что в ситуации покупки эмпатичные в большей степени подвержены влиянию эмоционального контекста общения. Рациональная же оценка товара часто происходит уже после совершения ими покупки.
Люди с ярко выраженной аффилиативной потребностью (стремлением к установлению эмоциональных контактов), т.е. те, кто постоянно нуждаются в присоединении, одобрении, поддержке, в большей степени при выборе товара опираются на информацию, полученную из рекламы. Чем больше выражена потребность в присоединении, тем чаще при покупке человек прислушивается к мнениям других людей, меньше уделяет внимания объективным качествам товара, поскольку в ситуации покупки для него важны добрые отношения с партнером по общению— продавцом.
Чувствительность к отвержению другими так же, как и эмпатия, отрицательно связана с тщательностью изучения характеристик товара. Человек, который в большей степени переживает осуждение другими, будет скорее испытывать чувство вины, проявляя дотошность, тщательность упорство и недоверие. Чем дольше и внимательнее такой человек в магазине изучает характеристики товара, тем сильнее у него отрицательные эмоции, связанные с боязнью, что о нем плохо подумают. Факт преувеличения социального контекста покупки более чувствительными к отвержению людьми проявляется и в свойственном им беспокойстве о правильности выбора товара. Таким образом, вовлеченные в общение по поводу покупки чаще делают нерациональный выбор.
Задание____
1. Какие личностные качества осложняют процесс покупки, если рассматривать ее с точки зрения максимальной рациональности?
2. Понаблюдайте за собой в роли покупателя. Какие индивидуальные качества влияют на типичное для Вас потребительское поведение?
Контрольное задание
1. Что означает эффект Веблена?
2. Какие этапы обычно выделяют в процессе покупки?
МОДУЛЬ 5
ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
В настоящем модуле анализируются проблемы экономико-психологической адаптации личности. Экономико-психологическая адаптация связана с экономическим статусом и отношением к нему, благосостоянием, экономическим благополучием или бедностью, экономическими мотивами, нормами и ожиданиями.
В Блоке 12 изучается экономическое благополучие и бедность.
В Блоке 13 уделяется внимание специфике адаптационных процессов россиян на уровне личности.
БЛОК 12
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
Цели
В этом блоке, во-первых, рассматриваются компоненты экономического благополучия; во-вторых, исследуется актуальная для многих стран проблема бедности с акцентом на личностных теориях и субъективных факторах этого явления; в-третьих, затрагиваются психологические проблемы богатства. После окончания работы с блоком Вы сможете:
* проанализировать основные составляющие экономического благополучия и взаимосвязь его аспектов;
* перечислить подходы к проблеме бедности в психологии;
* выделять основные личностные детерминанты бедности;
* обратить внимание на альтернативные бедности и коррелирующие с благосостоянием качества личности;
* назвать проблемы психологии богатства.
Экономико-психологическую адаптацию мы определяем как часть социальной адаптации, представляющую собой адаптацию субъекта хозяйствования к изменяющимся экономическим условиям и проявляющуюся в бедности или материальном благополучии, т.е. в экономическом статусе и качестве жизни человека, в его ожиданиях и отношениях к экономическим реформам, рынку, деньгам, связанную с системой ценностей, экономическими мотивами, экономическими нормами и интересами.
Интегративным показателем эффективной адаптации является "качество жизни". Это понятие в западной психологии часто отождествляется с понятием счастья. "Качество жизни" включает в себя оценку здоровья, политический, социо-культурный и другие аспекты, но экономическое благополучие или благосостояние — основная подструктура качества жизни.