Понятие, предмет и метод российского предпринимательского права
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ
ПРАВО
Конспект лекций
Батычко Вик.Т.
Таганрог
Г.
Батычко Вик.Т. Предпринимательское право.. Конспект лекций. 2011 г.
Конспект лекций написан в соответствии с программой курса Российское предпринимательское право, на базе современного законодательства Российской Федерации с учетом всех изменений и дополнений по состоянию на 1 марта 2011 года.
Конспект лекций содержит основные положения характеризующие природу российского предпринимательского права, его место в правовой системе Российской Федерации, рассматривает правовую природу предпринимательских отношений, а также основные понятия российского предпринимательского права («предпринимательская деятельность», «юридическое лицо», «индивидуальный предприниматель» и т.д.), а также основные институты российского предпринимательского права, такие как создание, реорганизация, ликвидация субъектов предпринимательства, несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов, лицензирование отдельных видов деятельности, правовое регулирование аудиторской, оценочной, рекламной деятельности в Российской Федерации, предпринимательские договоры и т.д.
Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения предпринимательского права слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.
Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
Понятие, предмет, метод и система российского предпринимательского права
Система российского предпринимательского права
Понятие и признаки предпринимательской деятельности
Источники российского предпринимательского права
Принципы российского предпринимательского права
Место предпринимательского права в правовой системе РФ
Понятие, предмет и метод российского предпринимательского права
Предпринимательское право как отрасль правапредставляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет предпринимательского права- это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.
В предмет предпринимательского права входят:
• профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
• отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;
• предпринимательская деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;
• хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;
• государственное воздействие на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.
Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:
- императивный метод - метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги и т.д.);
- диспозитивный метод - предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в предпринимательском праве используется императивно-диспозитивный метод правового регулирования.
Урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями, являются предпринимательскими правоотношениями.Они представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.