Правовое регулирование предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики
Достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства, надежное обеспечение страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем перерабатывающих отраслей — есть путь обеспечения национальной продовольственной безопасности.
Под сельскохозяйственной деятельностью понимают любую деятельность сельскохозяйственных организаций и граждан, связанную с производством продовольствия.
В соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» к сельскохозяйственным товаропроизводителям относят физических и юридических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции. Сельскохозяйственные товаропроизводители осуществляют деятельность в сельском хозяйстве в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий. К специфическим сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся крестьянские (фермерские) хозяйства.
Особой разновидностью потребительских кооперативов являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, правовое регулирование деятельности которых осуществляется Законом о сельскохозяйственной кооперации.
Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива (п. 1 ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации). В зависимости от вида их деятельности они подразделяются на: перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы. Законом установлено, что потребительский кооператив образуется, если в его состав входят не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. Не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, которые, во-первых, связаны родством или свойством, во-вторых, имеют в общей собственности имущество и, в-третьих, совместно осуществляют хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Из приведенного определения видно, что в основании фермерского хозяйства должен лежать принцип родства либо свойства. Закон поясняет, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей (дети, внуки, братья и сестры могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении шестнадцатилетнего возраста). Закрепленный в определении принцип нельзя признать универсальным. По ст. Закона, членами хозяйства также могут являться граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное число таких граждан не может превышать пяти человек.
В отличие от ранее действовавшего закона правом на создание фермерского, хозяйства обладают не только российские граждане, но и граждане других государств, а также лица без гражданства.
Другой принцип создания и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства заключается в общности имущественной базы.
Если соглашением не установлено иное, имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. При долевой собственности на имущество доли членов фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между ними. Перечень объектов, входящих в состав имущества, порядок его формирования устанавливаются членами хозяйства по взаимному согласованию.
Плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
Важные новации Закона связаны с порядком приобретения хозяйством земельных участков. В соответствии со ст. 12 Закона граждане, которые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности желают получить земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующее заявление с приложением необходимых документов.
Закон устанавливает достаточно сжатые сроки для рассмотрения такого заявления и принятия по нему решения. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка может быть оспорено в судебном порядке.
Законзапретил устанавливать минимальные размеры земельных участков для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации. В качестве еще одного признака крестьянского (фермерского) хозяйства Закон называет совместное ведение хозяйственной деятельности, основанное на личном участии членов хозяйства.
Владение (реальное обладание) и пользование (извлечение выгоды) имуществом фермерского хозяйства осуществляется сообща всеми его членами, а распоряжение (определение юридической судьбы вещи, например, продажа) — главой фермерского хозяйства. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, имущественную ответственность несет хозяйство. При этом сделка считается совершенной в интересах хозяйства, если доказано, что она заключена в личных интересах его главы.