Факторы профессионального самоопределения
— Средства массовой информации; материальное положение; влияние родителей, других взрослых, сверстников.
— Рекомендации педагогов, психологов и других специалистов.
— Познавательные потребности, потребности в самоопределении, самореализации, «Я-концепция» личности.
— Использование профориентационных возможностей образовательного процесса; технологии обучения и воспитания.
— Профессиональная направленность: знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности и т. п.
— Потребности рынка, возможности трудоустройства по избранной специальности в будущем.
— Практическая «проба сил»: участие в разных видах трудовой или профессиональной деятельности.
— Первичные потребности, задатки, темперамент, состояние здоровья и другие, генетически обусловленные свойства личности.
Современные социально-экономические условия (научно технический процесс, переход к рыночной экономике) усложняют и обостряют проблему профессионального самоопределения. Появление рынка товаров и услуг сопровождается возникновением рынка рабочей силы. Конкуренцию на рынке труда выдерживают высококвалифицированные работники. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, интеграция и кооперирование отраслей производства требуют работников с широким общим и политехническим образованием. В то же время специализация отдельных отраслей производства унифицирует функции работников, требуя от них высокой узкопрофессиональной подготовки.
Профессиональное самоопределение связано с риском получить специальность, которая в дальнейшем может оказаться невостребованной, поэтому выпускник школы должен быть готов к возможности неоднократной смены профессии или специальности. Особенностью современного профессионального самоопределения является и то, что профессиональная деятельность нередко теряет для старшеклассника личностную значимость, становится для них только средством достижения материального благополучия или успеха. Содержание воспитательной работы по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении направлено на решение следующих задач:
— формирование у школьников представлений о рынке труда, о востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала;
— развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам учащихся; убеждение в необходимости развития профессионально значимых способностей и качеств;
— практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, разностороннее развитие; (знание иностранных языков, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, здоровый образ жизни, организаторские умения и т. д.);
— дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от возраста, склонностей, способностей, интересов, состояния здоровья и других индивидуальных особенностей учащихся.
И.К.Степаненков указывает на необходимость системного подхода к профессиональному самоопределению (профессиональной ориентации) школьников. Он реализуется через последовательность этапов.
1этап —Профессиональное просвещение.
Воспитание готовности к выбору труда и профессии (установки на выбор профессий, востребованных обществом). Ознакомление с социально-экономическими и психологическими аспектами выбора профессии. Расширение знаний учащихся об отраслях народного хозяйства и профессиях. Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы, искусства.
II этап —Профессиональное убеждение.
Обоснование необходимости разностороннего развития личности в ходе выбора профессии. Формирование мотивов этого выбора с учетом личных и общественных интересов. Создание условий для самовыражения и самоутверждения в выборе профессии. Помощь в принятии решения о выборе профессии или учебного заведения для реализации своих профессиональных намерений
III этап —Практическая подготовка к выбору и получению профессии.
Организация практических занятий в ходе изучения общеобразовательных предметов и трудового обучения. Организация трудовой деятельности учащихся (труд по самообслуживанию, общественно полезный, производительный труд для школы, микрорайона школы, в помощь предприятиям и другим субъектам хозяйствования, хозяйственно-бытовой труд в домашних условиях и т. п.)
IV этап —Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся.
Учет типологических половозрастных и индивидуальных особенностей школьников в ходе профориентационной работы. Коррекция склонностей, способностей к избираемой профессии в рамках отрасли, специальности и т. п. Коррекция выбора профессии с учетом состояния здоровья. Дифференциация факторов профессионального самоопределения.