Страхование судов и грузов
Современное морское страхование составляет основу транспортного страхования, которое охватывает сферы деятельности выходящие за пределы морских перевозок, обеспечивая покрытие рисков, связанных с перевозкой грузов по морю. Договор морской перевозки заключается в форме чартера (регулирует отношения фрахтователя и фрахтовщика по поводу использования судна — на время, на рейс, на срок аренды и т.д.) и форме коносамента, которые различают по характеру перевозимого груза.
В морском страховании обычно выделяют риски, подлежащие страховой защите, и нестрахуемые риски. Основным критерием здесь является неопределенность события. Так, обычно не страхуется груз, размещенный на палубе корабля, поскольку в этом случае он находится в зоне воздействия воды, что приведет неминуемо к порче товара.
Случайный характер опасности дополняется характеристикой воздействия «извне». Ущерб не должен быть вызван естественными свойствами товара. В противном случае он расценивается страховщиками как «неустранимый дефект» и не обеспечивается страховым покрытием. Морские риски можно условно разделить на обычные и военные риски.
К обычным рискам относятся риски, возникающие из факта перевозки, Военные риски — это риски, лежащие вне условия перевозки. Более подробная классификация может быть представлена следующим образом.
Риски самого моря. Это настоящие классические морские происшествия, а именно:
• судно садится на мель, то есть остается неподвижным в течение некоторого времени; затопление судна;
• столкновение, которое может произойти не только с другим судном, но и с неподвижными или свободно плавающем объектами (рифы, маяки, бакены, дамбы, мосты, айсберги, обломки и т. п.);
• стихийные бедствия.
Риски возникновения ущерба на судне во время нахождения на море. Это огонь, пожар — самые опасные, наиболее частые и чрезвычайно разрушительные бедствия, как для груза, так и для самого судна и экипажа. Если при тушении пожара используется морская вода, то зачастую убытки, нанесенные грузу водой, достигают и даже превосходят ущерб, причиненный собственно огнем.
Хищение. Этот риск предполагает хищение вооруженными грабителями.
Выбрасывание груза за борт с целью спасения всего морского предприятия.
Прочие риски — это все остальные риски, угрожающие судну и грузу, за исключением политических и военных рисков. Большая часть прочих покрываемых рисков касается транспортировки грузов: риски аварий, поломок, пробоин и вмятин, повреждений, окисления, изменений окраски и обесцвечивания, перегрева и воспламенения, повреждений от течи, кражи, загрязнения, повреждения от воды, оседания влаги и т. д.
Военные и политические риски (риски забастовок, бунтов и гражданских волнений). В страховой терминологии война рассматривается как реальные военные действия, организованные правительством, объявленные или необъявленные, а также к ней относятся гражданские военные акции. Эти риски могут быть включены в страховой договор за отдельную, весьма высокую плату,
Последствия реализации рисков транспортировки классифицируются на частные и общие аварии.
Частная авария связана с основным событием перевозки, ущерб от которого затрагивает транспортное средство и груз. Это может быть крушение, пожар, столкновение со скалой, подводным рифом.
К категории частных аварий относят события, приведшие к повреждениям либо судна, либо груза. Например, последствия резкой швартовки, ущерб при погрузочно-разгрузочных работах, воздействия на некоторые виды груза (древесина, мука, цемент) и др. Убытки по частной аварии несут исключительно владельцы судна, потерпевшего аварию во время шторма, или владельцы груза, которому был нанесён ущерб. Убытки по частной аварии несет тот, на кого падает ответственность за их причинение, или тот, кто их потерпел.
Общей аварией считается ситуация, когда в целях предотвращения опасности, общей для всего морского предприятия (судна, груза, фрахта), осуществлены добровольно и обоснованно какие-либо чрезвычайные пожертвования и расходы. Это могут быть убытки, вызванные выбрасыванием за борт части груза, тушением машины и котлов при их форсировании, повреждением или гибелью груза, топлива или другого имущества в связи с их перемещением на судне, выгрузкой и т.д. Признание убытков в качестве общей аварии является правом капитана корабля.
Общая авария представляет особый механизм распределения убытков между всеми сторонами – судовладельцем, грузовладельцем, перевозчиком.
В зависимости от содержания страхового интереса виды морского страхования сводятся в следующие группы:
Страхование каско. Этот вид страхования обеспечивает страховым покрытием морские, речные, строящиеся суда, нефте- и газодобывающие платформы. В объем покрытия включаются корпус судна, его двигатель и оснащение. Суда страхуют на согласованную сумму сроком на один год или на время рейса. Взносы рассчитываются исходя из размеров страховой суммы и тарифа. Если причиной аварии явилось действие стихии, капитан, для снятия ответственности с судовладельца, должен заявить морской протест в порту прибытия.
Страхование карго — страховая защита груза на всем протяжении его перемещения по принципу «от склада до склада». Основная масса перевозимых товаров страхуется по стандартным условиям, однако, некоторые страхуются на особых условиях.
Страховщик может принять участие в мерах по спасению судна или груза, но эти действия не считаются основанием для признания права на страховое возмещение. Это право определяется условиями договора страхования.
Страхование фрахта — страховая защита судовладельца от потери дохода за фрахт (аренда судна).
Страхование фрахта имеет свою специфику. Страхователем может выступить перевозчик, грузовладелец, либо тот и другой. Если в договоре перевозки фрахт подлежит оплате в любом случае, даже при гибели судна с грузом, то в страховом фрахте и возмещении провозной платы заинтересован грузовладелец. Если же фрахт должен оплачиваться при доставке груза в порт назначения, то страхование фрахта в интересах как перевозчика, который не получит фрахта в случае недоставки груза (в результате гибели транспортного средства), так и грузовладельца, который должен будет оплатить фрахт при доставке груза, даже если он поврежден. Перевозчик заинтересован в страховании фрахта в случаях, когда судно направляется под погрузку в другой порт и в пути получит повреждение, не позволяющее осуществить перевозку в установленные договором сроки.
В практике часто используют генеральные полисы сроком на 1 год. По этому документу страховое покрытие распространяется на все грузы, указанные в нем. Генеральный полис сокращает расходы на ведение дел, но оформляется он для страхователя, который имеет твердые заказы, установившийся оборот и номенклатуру грузов. При наступлении страхового случая страхователь обязан принять меры к спасению груза, предъявив все необходимые документы для доказательства своего интереса в застрахованном имуществе.
Страхование ответственности, как составная часть морского страхования представляет защиту от рисков имущественных претензий в результате случайного загрязнения окружающей среды, столкновения судов и т.п. Большинство подобных рисков покрывают клубы взаимного страхования. Эти клубы страхуют ответственность судовладельцев, фрахтователей, менеджеров и других лиц, связанных с эксплуатацией судов в отношении третьих лиц включая ответственность за загрязнение окружающей среды. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования P&I (клубы защиты и возмещения), организованными на принципах обществ взаимного страхования, преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США
Деятельность клубов P&I основана на международной организации представителей-корреспондентов клуба. Корреспонденты в данной стране защищают интересы члена клуба, при необходимости привлекают специалистов, экспертов. Все ведущие клубы защиты и возмещения являются членами международной группы клубов.
Клуб P&I дает возможность своим членам принять неограниченную ответственность благодаря эффективной системе перестрахования.
В России, согласно «Условиям лицензирования...», морское страхование относится, в основном, к страхованию средств водного транспорта, но на практике применяются международные стандарты и терминология морского страхования.