Регрессивное налогообложение

— налогообложение по ставкам, понижающимся по мере роста объекта налога (сейчас они как правило не используются).Регрессивное налогообложение
и тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. В условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректирования отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме, в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь те налоги, которые оговорены законом “Об основах налоговой системы в Российской федерации”. В результате, как грибы после дождя, стали появляться такие экзотические налоги как налог на падение объемов производства или на инвестиции за пределами региона, за прогон скота или на содержание футбольной команды. Тревожно, что на основании указа внутри России возникли своеобразные таможенные барьеры в виде сборов за въезд или за ввоз товаров на территорию области или республики, а также за вывоз товаров за пределы региона. Большую опасность стали представлять и налоги, “экспортируемые” одним регионом в другие. Например, Тува ввела собственные акцизы на отдельные виды продовольствия и минерального сырья. Поскольку эти акцизы включаются в цену продукции, а продукция реализуется за пределами республики, налог фактически взимается с “чужих” налогоплательщиков, а поступает в собственный бюджет. Подобные примеры можно продолжить. Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это не только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику. Представляется важным сопоставить налоговую систему России с налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо переход к рыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим, что имелось в СССР. По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра выше. Это в свою очередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.

Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т. д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.

8. Содержание и значение прямых налогов

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ - налоги, непосредственно взимаемые с доходов или имущества налогоплательщика. В отличие от косвенных налогов (налогов на расходы), которые изымаются в момент произведения расхода, П. н. берутся в момент получения дохода, задолго до предполагаемого расходования этого дохода. Объектом прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т. п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т. п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком П. н.

Прямые налоги обнимают собой налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых эти доходы получаются. Такими источниками являются труд, земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств. Так получаются 2 категории прямых налогов: 1) налоги на доходы, 2) налоги на источники доходов.

Прямые налоги в также подразделяются на реальные и лич­ные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика.

Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бума­ги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с фи­зических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество и налог на наследство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Иногда возникают сложности по поводу отнесения налога с наследств к той или иной подгруппе. Налогом на наследство может облагаться доля наслед­ства, приходящаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует от­носить к подгруппе личных налогов. Налогом может облагаться и само на­следство целиком, а доля каждого из наследников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам.

При устройстве прямых налогов самым существенным моментом является оценка объектов обложения. Для оценки объектов прямых налогов можно прибегать к трем различным приемам: 1) к самопоказаниям плательщиков, 2) к оценке по определенным признакам, 3) к оценке в каждом отдельном случае административными органами или смешанными комиссиями из членов от правительства и от самих плательщиков. Ни один из перечисленных способов не гарантирует абсолютной точности и равномерности

9. Содержание и значение косвенных налогов

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, т. е. по существу он является сборщиком К. н., а покупатель — его плательщиком. К. н. действуют в форме акцизов, фискальных пошлин (гос.) и таможенных пошлин. Прямые налоги играют важную роль в росписях доходов большинства государств; но косвенные налоги имеют не меньшее значение. Прямые налоги более ясно напоминают гражданам об их податной обязанности перед государством и дают возможность к более сильному обложению зажиточных классов общества. При сравнительной простоте организации и дешевизне взимания, прямые налоги являются и более справедливыми с принципиальной точки зрения, так как они дают более возможности сообразоваться непосредственно с податной способностью плательщиков. Но высокие прямые налоги переносятся плательщиками с большим трудом, и одним прямым обложением невозможно добыть всех потребных для государственного хозяйства средств. И косвенные налоги, несмотря на присущие им темные стороны, являются необходимым элементом в хозяйстве каждого государства. Главнымнедостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков. Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствамкосвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их. Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных

10. НДС: характеристика, субъекты и объект налогообложения

Регулируется Главой 21 НК РФ.

НДС – федеральные косвенный смешанный налог, включаемый в стоимость товаров, работ, услуг.

Основная функция – фискальная, т.е. выступает материальным источником для осуществления и функционирования государства.

НДС был введен в 1992 году и заменил собой налог с оборота.

Налогоплательщики:

1. Организации.

2. Индивидуальные предприниматели.

3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РФ являются плательщиками НДС, если они имеют постоянное представительство на территории РФ.

Филиалы и обособленные подразделения не являются самостоятельными плательщиками НДС, но могут исполнять обязанности по исчислению и уплате налога.

Не являются налогоплательщиками:

Лица, переведенные на упрощенную систему налогообложения, а также уплачивающие единый сельскохозяйственный налог или единый налог на вмененный доход.

Организации и предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 2 млн. рублей.

Освобождение предоставляется на 12 месяцев по письменному заявлению налогоплательщика с приложением необходимых документов.

Освобождение не принимается, если налогоплательщик осуществляет реализацию подакцизных товаров или производит ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Объекты налогообложения:

1. Реализация на территории РФ товаров, работ, услуг, в том числе предметов залога. Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, работ, услуг без учета НДС, но с включением акцизов для подакцизной продукции.

Передача товаров, работ, услуг для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль (содержание объектов здравоохранения, культуры, спорта, оздоровительных лагерей и т.д.). Налоговая база определяется по ценам идентичных или однородных товаров, действовавших в предыдущем налоговом
11. НДС: особенности определения налоговой базы, ставки, операции, не подлежащие налогообложению

Особенности определения налоговой базы:

1. При договорах цессии.

Цессия – это переуступка права требования долга.

При договорах цессии налоговая база определяется как сумма дохода каждого нового кредитора при последующей уступке за вычетом расходов на приобретение права требования.

2. При получении доходов на основе договоров комиссии, поручения и агентских договоров налоговая база определяется как сумма полученного дохода, включая вознаграждения посредникам.

3. При реализации предприятия в целом как имущественного комплекса налоговая база определяется отдельно по каждому из видов активов. Если цена реализации предприятия отличается от балансовой стоимости имущества, рассчитываются поправочные коэффициенты. Если цена реализации ниже балансовой стоимости коэффициент равен: (цена реализации предприятия)/(балансовая стоимость имущества). Если цена реализации выше балансовой стоимости коэффициент равен: (цена реализации предприятия – балансовая стоимость дебиторской задолжности)/(балансовая стоимость имущества – балансовая стоимость дебиторской задолжности)

На второй коэффициент корректируются все активы, за исключением дебиторской задолжности.

При исчислении НДС применяется метод начисления, т.е. все операции учитываются в момент их совершения, по отгрузке.

Ставки налога:

1. 0%. По данной ставке облагаются товары, помещенные под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы РФ, работы и услуги связанные с экспортом и импортом, функции, выполняемые дипломатическими представителями, реализация работ , выполняемых в космическом пространстве, реализация драгоценных металлов из лома и отходов гос. Фонда.

2. 10%. Облагается реализация продовольственных товаров, за исключением деликатесов, реализация товаров для детей, за исключением товаров из натурального меха и кожи, реализация периодических печатных изданий, за исключением изданий рекламного и эротического характера, реализация учебной и научной книжной продукции, редакционные и издательские услуги, реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

3. 18%. Облагается реализация товаров, работ, услуг во всех остальных случаях.

Применяются также расчетные ставки при получении авансовых платежей, финансовой помощи, процентов по векселям, облигациям, а также при реализации имущества и сельхоз продукции.

При ставке 10% расчетная ставка равна: Регрессивное налогообложение - student2.ru

При ставке 18% расчетная ставка равна: Регрессивное налогообложение - student2.ru

Налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму налога на следующие налоговые вычеты:

1. На сумму НДС уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг производственного характера.

2. На сумму НДС при приобретении товаров, предназначенных для перепродажи.

3. На сумму НДС в случае возврата товара или отказа от него.

4. На сумму НДС уплаченного при получении аванса (вычет доставляется в момент отгрузки товара).

5. На сумму НДС при использовании услуг подрядных организаций.

6. На сумму НДС по командировочным и представительским расходам.

Если сумма вычетов превышает сумму налога, уплаченного в бюджет, осуществляется процедура возмещения НДС из бюджета.

Налоговый период:

1. Квартал для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки, не превышающими 2 млн. рублей.

2. Месяц для остальных налогоплательщиков.

Срок уплаты:

До 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом предоставляется налоговая декларация.

2. периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета НДС, но с включением акцизов.

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Налоговая база рассчитывается как стоимость работ исходя из фактических затрат на их выполнение. Если данные работы выполнены индивидуальным предпринимателем на объектах, предназначенных для личного пользования, НДС не облагаются.

4. Ввоз товаров на таможенную территорию. В налоговую базу включается таможенная стоимость, таможенная пошлина и акциза для подакцизных товаров.

Не являются объектом налогообложения:

1. Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и иных объектов социально-культурного назначения органам государственной власти и местного самоуправления.

2. Приватизация имущества государственных и муниципальных предприятий.

3. Выполнение органами государственной власти и местного самоуправления своих функций.

4. Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власть, местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям.

качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов. В настоящее время косвенные налоги имеют огромное значение в государственном хозяйстве России, Франции, Англии, Германии, Австро-Венгрии, Италии, Соединенных Штатов и многих других менее значительных государств. Главную часть косвенных налогов составляют налоги с потребления разных предметов.

Взимание налогов на предметы потребление представляет нескольковидов:

1) Оно может практиковаться в виде акцизов, т. е. налогов на предметы внутреннего производства. При этом может быть облагаемо производство известных предметов, или торговля ими, или, наконец, самое их потребление.

2) В виде таможенных пошлин, т. е. налога на товары, перевозимые через границу государства.

3) Государство может облагать предметы потребление посредством удержание за собою права монопольного производства, монополия торговли или ввоза известных предметов из-за границы. Устройство и взимание косвенных налогов гораздо труднее, нежели устройство прямых налогов. Податной объект здесь легко ускользает от обложения. Нужен большой персонал податной администрации. Все это повышает издержки взимание косвенных налогов. Наиболее дорогой формой взимание налогов с потребление являются казенные монополии. Напр., во Франции расходы по эксплуатации табачной монополии поглощают около 1/5 ее валового дохода, а в Италии и Австро-Венгрии - более 1/4. При устройстве косвенного обложение очень важен выбор облагаемых предметов. Таковой следует производить с расчетом, чтобы по возможности соблюсти интересы и финансового и народного хозяйства. Это достижимо через обложение таких предметов, которые не относятся к числу предметов первой необходимости, но потребление которых имеет широкое распространение, и которые нелегко могут быть заменены какими-нибудь суррогатами, с другой стороны, - чрез умеренность в обложении предметов общего потребления. Если обратиться к рассмотрению предметов, которые служили и служат объектами косвенных налогов в разных государствах, то оказывается, что их можно разбить на 2 категории: 1) предметы насущного питания, истребление которых происходит почти в каждом частном хозяйстве, напр., хлеб, соль и др.; здесь плательщиками налога является вся масса население государства, которое может получить большие суммы и при низких окладах налога на эти предметы. 2) Предметы утонченного питание и предметы роскоши, напр., напитки, сахар, табак, биллиарды и др.; здесь плательщиками является сравнительно ограниченный круг лиц.
обложения; но наиболее обеспечивает таковую оценка в смешанных комиссиях.

По способу взимания различаются раскладочныеиокладные прямые налоги.

Первые назначаются в определенной сумме с целой группы плательщиков, а эти последние распределяют их между собой. Иногда для всего государства назначается сумма, какая должна быть собрана налогом, затем эта сумма распределяется между отдельными провинциями или губерниями, потом между более мелкими административными делениями и, наконец, между отдельными плательщиками.

Раскладочный способ взимания налогов часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление.

Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным плательщикам.

В настоящее время раскладочный способ взимания прямых налогов преобладает во Франции.

Окладные или долевые налоги взимаются с каждого плательщика в отдельности.

Окладной способ взимания налогов требует более сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей равномерности в обложении.

Взимание прямых налогов может производиться либо правительственными органами, либо органами местного самоуправления, либо, наконец, чрез отдачу их сбора на откуп.

В настоящее время откупная система взимания прямых налогов не применяется ни в одном цивилизованном государстве, в старину же она была известна, хотя при взимании прямых налогов она не была так распространена, как при косвенных.

В последнее время во многих государствах местные органы получили большое значение при взимании прямых налогов, особенно при взимании налогов с источников доходов. Эти налоги во многих государствах служат главным источником доходов местных общественных союзов, так что, если и государство прибегает к тем же налогам, то в видах экономии издержек взимания налогов и удобства плательщиков, является вполне рациональным, чтобы они взимались либо одним государством, либо одними местными союзами. А так как последние могут лучше сообразоваться с местными условиями, имеющими огромное значение при организации прямых налогов, то и представляется наиболее целесообразным поручить распределение и взимание этих налогов местному самоуправлению. При этом местные союзы получают иногда вознаграждение за сбор государственных налогов напр., такое вознаграждение получали в Пруссии общины за сбор государственных подомового и промыслового налогов (теперь упомянутые налоги в Пруссии целиком предоставлены общинам).

Взимание прямых налогов обыкновенно сопровождается принудительными мерами взыскания по отношению к неисправным плательщикам.

12. Налоговые вычеты по НДС

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1)Товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

2) Товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

3)Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах РФ, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.

Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.

4)Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

5)Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

В случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с

13. Порядок возмещения из бюджета НДС

Наши рекомендации