Г. Джордж: проблема справедливости, богатства и прогресса
Протест против земельной ренты.Если длясоциальной политики и социальной экономии в Европе кооперация и государственное вмешательство вплоть до государственного социализма были способом исправления негативных последствий свободной конкуренции, то американец Г. Джордж считал свою программу реформ направленной на устранение единственной, по его мнению, помехи для реализации всех выгод свободной конкуренции и справедливого распределения богатства. Эта помеха — земельная рента, растущая с вовлечением в оборот новых земель.
Генри Джордж(1839 — 1897), уроженец первой столицы США Филадельфии, после нескольких лет юношеских скитаний поселился на противоположном берегу страны, в Сан-Франциско, заделавшись журналистом. Джордж стал свидетелем бурного роста Сан-Франциско, обустроенного наиболее удачливыми из старателей, притянутых на Дальний Запад калифорнийской «золотой лихорадкой» (1848 г. и после), давшей также мощный стимул сельскохозяйственной эксплуатации окрестных плодородных территорий. Джордж наблюдал стремительное возвышение ценности земель и лихорадочную спекуляцию ими, а также нараставшую пропасть между богатыми и бедными в «городе миллионеров» и вокруг него. В своём сочинении «Прогресс и бедность» (1879) Джордж ставил вопрос о причинах одновременного роста крайнего богатства и крайней бедности и находил одну причину: частная собственность на землю. Вопреки Мальтусу, богатство растёт быстрее, чем количество рабочих рук. Но весь доход, доставляемый обществу ростом народонаселения и повышением производительности, присваивают землевладельцы. «Вот перед нами небольшое село; через 10 лет оно станет большим городом; ещё через 10 лет железная дорога заменит здесь дилижанс, а электричество вытеснит свечу; машины, детища прогресса наводнят его и до чудовищных размеров поднимут мощь труда. Но поднимется ли через 10 лет норма процента? Нет. Увеличится ли заработная плата? Нет. Что же увеличится? Рента, ценность земли».
В соответствии с теорией дифференциальной ренты Рикардо Джордж выводил, что вследствие конкуренции среди рабочих и владельцев капиталов величина зарплаты и норма процента устанавливаются на уровне, определяемом отдачей труда и капитала на наименее плодородном из обрабатываемом участков. Аналогично марксистской теории относительного обнищания рабочего класса Джордж доказывал, что заработная плата рабочих по сравнению со всей совокупностью продуктов богатства уменьшается. «Труд не может собирать плодов, приносимых прогрессивной цивилизацией, потому что их перехватили. Земля необходима для труда, но если она захвачена частными собственниками, то всякий рост производительной мощи труда ведёт лишь к повышению ренты». Неравным распределением земель и спекуляцией ими обусловлены искусственная редкость, низкая заработная плата и безработица; незаработанный прирост дохода снижает престиж мастерства и квалификации.
Джордж предложил изымать дифференциальную ренту посредством высокого налога на лучшие по местоположению земельные участки, и только за счёт этого «единого налога» финансировать правительственные расходы, отменив косвенные налоги, налоги на фонд заработной платы и прибыль с капитала.
Международный резонанс концепции Г. Джорджа.Идея Джорджа оказалась семенем, брошенным на подходящую почву.Быстрое капиталистическое развитие в США сопровождалось важными особенностями сравнительно с Европой: наличие больших пространств колонизуемых земель в западных штатах и высокая заработная плата позволяли развивать крупную промышленность без создания постоянного класса фабричных рабочих. Наёмный труд на фабрике оказывался переходным состоянием к приобретению участка земли (условия были облегчены знаменитым Гомстед-актом 1862 г.) и самостоятельному земледельческому занятию. Как писал российский экономист В. П. Воронцов, в Америке наёмный фабричный рабочий, часто приехавший из Европы, остаётся в этом положении несколько лет, после чего, накопив, достаточную сумму денег, приобретает участок земли и становится земледельцем, очищая таким образом сцену наемного труда для своих преемников.
Но в последней четверти XIX в. резерв свободных земель, этот, по выражению знаменитого американского историка Ф. Дж. Тернера, «предохранительный клапан» от обнищания и классовых конфликтов, был исчерпан. Рабочие, желавшие приискать для себя свободные участки, сталкивались с тем, что земли были захвачены спекулянтами и железнодорожными обществами; в результате «социальный вопрос» дал о себе знать и в США. В конце 1870-х гг. по стране прокатилась волна стачек рабочих, а в центре металлургической промышленности страны Питтсбурге взбунтовавшиеся рабочие захватили город, сожгли всё имущество местной железнодорожной компании и грабили товарные поезда.
Одновременно в Англии бывший батрак Джозеф Арч (1826 — 1919) организовал «Лигу сельскохозяйственных рабочих», требовавшую восстановления мелкой собственности на землю под лозунгом «три акра и одна корова», а великий биолог Альфред Рассел Уоллес(1823 — 1913) основал «Общество национализации земли». Оно предлагало государству выкупить всю частную земельную собственность, выплатив владельцам пожизненную ренту (но без наследования), оставив обрабатываемые поля в пользовании арендаторов и предоставив любому безземельному гражданину раз в жизни выбрать в своё владение участок земли от 1 до 5 акров.
На этом фоне книга «Прогресс и бедность» снискала читательский успех, которого не знал ни один экономический трактат XIX в. Во многих городах США прошли митинги в поддержу «единого налога», а сам Джордж с триумфом посетил в 1880-е гг. Англию, где возникло движение его последователей «За возвращение к земле», и Австралию. Публика внимала риторике Джорджа, не обращая внимания на критику его аргументов такими экономистами, как А. Маршалл в Англии и главный специалист по теории, истории и практике налогообложения в США Э. Селигмен. По возвращении в США Джордж поселился в Нью-Йорке, сформировал там Объединенную рабочую партию и баллотировался на пост мэра (1886). Проиграв выборы, он отошёл от активной политики, но его идея «единого налога» оказала влияние на муниципальное законодательство в США, Канаде и Австралии, положив начало практике прогрессивного налогообложения для перераспределения богатства.
Влияние Джорджа не ограничилось англоязычными странами. Вдохновлённое его идеями движение «Союз земельной реформы» возникло в Швейцарии. В России пропагандистом единого государственного земельного налога стал Лев Николаевич Толстой(1828 — 1910), написавший предисловия к русским переводам книг Джорджа и изложивший его концепцию устами своего героя Нехлюдова в романе «Воскресение». Последователем Г. Джорджа был также Андрей Владимирович Журавский(1882 — 1914), геолог, растениевод и этнограф, основатель первого научного учреждения в русском Заполярье — Печорской опытной (научно-исследовательской) станции (ныне носящей его имя) — и разработчик первой программы комплексного экономического освоения Севера России. Журавский полагал, что только государственная собственность на земли Русского Севера позволит обеспечить приложение там капитала — «богатства в разработке и обмене» — без ущерба для сельскохозяйственной колонизации и интересов коренного промыслового и оленеводческого населения.