Потенциальным инвесторам
17.1 Как правильно презентовать бизнес-план
Пришло время представить бизнес-план потенциальному инвестору или будущему деловому партнеру. В этой главе рассказывается о том, на что следует обратить особое внимание при представлении бизнес-плана и как правильно организовать его презентацию. В отдельном разделе рассматривается порядок подготовки презентации средствами популярной программы Microsoft PowerPoint.
Психологические аспекты восприятия бизнес-плана
Первое впечатление о проекте у потенциального инвестора (делового партнера) формируется после прочтения резюме. Нередко уже на этом этапе инвестор примерно представляет себе перспективность проекта и целесообразность его финансирования.
Задача разработчика бизнес-плана - составить резюме так, чтобы сразу заинтересовать инвестора.
Основной принцип составления резюме - краткость. Многие допускают ошибку: осознавая, что после прочтения резюме у инвестора сформируется впечатление о проекте, они стараются любыми способами убедить его в перспективности проекта. Представленные в резюме показатели перемежаются фразами рекламного характера, что производит противоположный эффект.
Не нужно эмоционально рассказывать о блестящих перспективах, достаточно привести основные финансово-экономические показатели. Информация должна быть конкретной и всеобъемлющей. Например, в резюме не следует расписывать, что предприятие имеет широкий круг известных клиентов, достаточно указать предполагаемый объем реализации, а о том, насколько у компании «крутые» клиенты и каково их количество, можно упомянуть в разделе «Маркетинговый план» или «План сбыта».
Внешний вид бизнес-плана также очень важен. В первую очередь имеется в виду оформление титульного листа: обычно на нем пишется название проекта и некоторый минимум информации (инициатор, разработчик, меморандум о конфиденциальности и т. п.). Он должен выглядеть чисто и аккуратно, иначе инвестор может подумать, что его изучало немало потенциальных партнеров, и никто из них не согласился участвовать в проекте.
Еще на стадии составления бизнес-плана необходимо учитывать то, что кредитный эксперт, принимая решение о выделении кредита (участии в финансировании), берет на себя немалую ответственность. Ваша задача – включить в бизнес-план аргументы, которые позволят максимально снизить уровень этой ответственности. Кредитный эксперт, ознакомившись с бизнес-планом, должен четко понимать: даже если по каким-то причинам предприятие будет не в состоянии своевременно рассчитываться по кредиту, никто не сможет упрекнуть его, что он принял безосновательное решение о финансировании.
Лучше отправить потенциальному инвестору (деловому партнеру) копию бизнес-плана за некоторое время до личной встречи, чтобы он мог ознакомиться с ним заранее.
Важно, как выглядит и ведет себя при личной встрече с инвестором тот, кто презентует бизнес-план. Этот человек выглядеть солидно, быть опрятно одетым и производить впечатление благополучного и уверенного в себе: если он сможет вызвать симпатию у инвестора, вероятность его благосклонного отношения к проекту повысится. Следует вести себя непринужденно, однако уважительно, ни в коем случае не допуская фамильярности.
17.2 Проведение презентации бизнес-плана
Проведение презентации не должно занимать более 10-15 минут. В большинстве случаев этого времени достаточно, чтобы довести до сведения слушателей необходимую информацию о предлагаемом проекте.
Что представляет собой презентация бизнес-плана
Обычно презентация бизнес-плана включает в себя семь-восемь основных блоков, каждый из которых сопровождается показом соответствующего слайда (для подготовки презентации используется, как правило, программа Microsoft PowerPoint). В большинстве случаев этими блоками являются:
- суть проекта: что представляет собой проект, каковы его цели и задачи, кто является его инициатором;
- основные конкурентные преимущества предлагаемого товара (работы, услуги);
- количество средств, необходимых для реализации проекта;
- структура доходов, полученных от реализации проекта;
- каким образом предполагается финансировать проект (отдельно показывается количество собственных и привлеченных средств), каковы параметры окупаемости проекта;
- степень текущей готовности проекта.
Этот перечень блоков не типовой и зависит от конкретного проекта.
Остановимся подробнее на каждом из перечисленных блоков.
В первом блоке раскрывается сущность и направленность проекта, кратко рассказывается о его инициаторе (инициаторах), называются основные этапы реализации проекта.
Второй блок посвящен описанию конкурентных преимуществ товара (работы, услуги) по сравнению с имеющимися на рынке аналогами: яркая упаковка, удобство использовании, низкая цена, экологическая безопасность и т. д. При отсутствии на рынке аналогов нужно объяснить, чем обусловлена необходимость появления данного товара (работы, услуги) в настоящее время.
В третьем блоке идет речь о финансировании проекта: сколько денежных средств необходимо вложить в проект и на что конкретно они будут потрачены (на научные разработки, приобретение оборудования, закупку сырья и материалов и т. д.).
В четвертом необходимо раскрыть структуру ожидаемых от реализации проекта доходов: по видам продукции, способам ее реализации, с детализацией сумм выручки (себестоимость продукции, торговая наценка, налоги и др.), с учетом скидок и надбавок и т. д.
В пятом блоке рассказывается, как предполагается финансировать проект: сколько собственных средств будет вложено и какова потребность предприятия в привлеченных средствах (эти данные необходимо показать как в денежном, так и в процентном выражении). Здесь же необходимо указать параметры окупаемости проекта: сроки окупаемости, когда проект будет считаться окупившимся, каковы критерии окупаемости проекта и др. Следует упомянуть, с какого момента эти сроки будут отсчитываться: со времени получения кредитных средств, начала работы проекта, отгрузки первой партии продукции и т. д.
Шестой блок - это информация о текущем состоянии проекта. В случае вновь создаваемого бизнеса, когда деятельность невозможна без получения кредитных ресурсов, говорить особенно нечего, но если уже выполнялись подготовительные, организационные или другие работы, это требует упоминания. Предположим, что проект предусматривает строительство и открытие торгового центра, и к моменту презентации бизнес-плана уже получены необходимые лицензии, сертификаты, разрешения и заложен
цокольный этаж здания. Это отражается в данном блоке презентации.
Дополнительно к презентации рекомендуется подготовить краткую пояснительную записку (две-три страницы), информация в которой будет соответствовать содержимому презентации.
Первым этапом подготовки презентации должно быть ее планирование. В противном случае может получиться такая ситуация: делается один-два слайда, в процессе работы над третьим выясняется, что требуются уточнения в двух предыдущих, они переделываются и т. д. В результате подготовка презентации занимает много времени и не отличается высоким качеством.
Перед созданием слайдов (этот процесс подробно рассматривается в разделе «Подготовка презентации бизнес-плана на компьютере» данной главы), рекомендуется написать примерный план презентации и определить, о чем будет рассказывать каждая ее часть, соответственно, какую информацию должен содержать каждый слайд. На основании этого плана можно подготовить пояснительную записку, о которой говорилось в конце предыдущего раздела данной главы. Написание плана займет определенное время, зато впоследствии не нужно будет переделывать созданное ранее.
Презентацию бизнес-плана нужно проводить быстро и эффективно, в противном случае у инвестора могут возникнуть сомнения, насколько хорошо презентующий руководит предприятием и, соответственно, рассматриваемым проектом.
В процессе презентации бизнес-плана нужно оперировать утвердительными формулировками и предложениями, избегая отрицательных выражений и неопределенностей. В противном случае может создаться впечатление, что презентующий не уверен в успешной реализации своего проекта.
Некоторые соискатели кредитных средств, желая произвести впечатление на инвестора, на защите проекта вспоминают высокопоставленных знакомых, друзей или родственников. Подобные фразы совершенно неуместны, тем более что инвесторами обычно являются люди с большими связями.
В процессе представления бизнес-плана желательно оценивать ситуацию с точки зрения потенциального инвестора (делового партнера). На задаваемые вопросы нужно давать конкретные и полные ответы. Категорически не рекомендуется перебивать слушателей.
Шансы на получение финансирования возрастут при наличии во время презентации наглядного материала. Это может быть опытный образец продукции, макет строительства, фотографии, видеосъемки и т. п. Можно использовать также графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. д. Следует помнить, что на слух воспринимается только около 30 % информации, а также то, что презентация должна вестись в форме диалога.[19]
Если защита бизнес-плана сопровождается показом слайдов, то следует заранее подумать об оптимальных размерах и месторасположении экрана для их демонстрации.
Перед презентацией бизнес-плана рекомендуется провести репетицию, особенно если презентующий не имеет достаточного опыта выступления перед аудиторией. Можно пригласить коллег по работе или членов семьи и выступите перед ними как перед потенциальным инвестором (деловым партнером). Это поможет обрести уверенность в себе и устранить недочеты.
17.3 Подготовка презентации бизнес-плана на компьютере при помощи программы Microsoft PowerPoint
Смысл созданной на компьютере презентации в том, что на экране сменяются слайды, содержимое которых соответствует тому, что в данный момент говорит человек, проводящий презентацию. Например, если речь идет о прибылях и убытках компании, то на слайде может быть представлен соответствующий отчет; если же ведущий говорит о маркетинговых исследованиях, то слайд может показывать результаты этих исследований.
Содержимым слайдов может быть текст (в том числе с выносками), рисунки, таблицы, диаграммы и другой материал, который можно создать и обработать на компьютере.
Самым популярным инструментом для создания презентаций является разработка компании Microsoft - программа Microsoft PowerPoint, которая входит в состав пакета Microsoft Office. В данном разделе вы научитесь самостоятельно готовить презентацию бизнес-плана с помощью этой программы. Для работы с ней на компьютере должна быть установлена операционная система Windows ХР SP2.
Программа Microsoft PowerPoint является мощным инструментом для создания различных презентаций, однако в данной книге она будет рассмотрена только в степени, необходимой в контексте данной темы.
Пользовательский интерфейс и структура программы Microsoft PowerPoint
Для запуска программы Microsoft PowerPoint выполните команду Пуск → Все программы → Microsoft PowerPoint. На экране откроется окно программы, изображенное на рисунке 17.1.
Рисунок 17.1 - Окно программы Microsoft PowerPoint
Это главный рабочий интерфейс программы. Неопытному пользователю он может показаться сложным, однако порядок работы с программой прост и понятен.
Вверху окна находится главное меню, с помощью которого открывается доступ к функциям и режимам работы программы. Под ним расположена панель инструментов, кнопки которой дублируют некоторые команды главного меню. В программе реализована возможность использования разных панелей инструментов, управлять отображением которых можно, используя соответствующие команды подменю Вид → Панели инструментов.
Названия кнопок панелей инструментов отображаются при подведении к ним указателя мыши. Это позволяет быстро определить назначение каждой кнопки.
В левой части расположена область, в которой находятся вкладки Структура и Слайды. На вкладке Структура представлена структура презентации в виде нумерованного списка с заголовком каждого слайда. На вкладке Слайды отображается перечень всех имеющихся слайдов, причем каждый из них показан в том виде, в котором он будет отображаться на экране. Переходом по вкладкам пользователь выбирает подходящий режим отображения. В данном случае (см. рисунок 17.1) открыта вкладка Структура; содержащая один слайд, точнее, его заготовку, которая предлагается по умолчанию при запуске программы.
В центральной части окна расположена рабочая область, в которой формируются слайды, а также редактируются созданные ранее. Открыть слайд для редактирования можно, выбрав его с помощью кнопки мыши на вкладках Структура или Слайды. В соответствующих полях вводится заголовок и текст слайда (для первого слайда презентации вводится заголовок и подзаголовок, см. рисунок 17.1).
В правой части расположена область задач, предназначенная для выполнения различных операций: создания новой презентации, выбора разметки слайда, выбора шаблона для создания презентации, поиска данных и др. Управлять отображением области задач можно с помощью команды главного меню Вид → Область задач или Вид → Панели инструментов → Область задач.
В рабочей области окна программы нажатием правой кнопки мыши можно вызвать контекстное меню, команды которого дублируют некоторые команды главного меню, а также кнопки панелей инструментов. Контекстное меню также вызывается на вкладках Структура и Слайды. В каждом случае его содержимое зависит от текущего режима работы.
Создание презентации вручную
Для создания новой презентации нужно запустить программу и выполнить команду главного меню Файл → Создать либо нажать комбинацию клавиш Ctrl+N. Далее можно воспользоваться двумя способами: создание презентации вручную или с помощью шаблона.
В данном разделе рассмотрен порядок создания презентации вручную; создание презентации на основе шаблона описано далее.
Для создания презентации необходимо выполнить примерно следующий порядок действий (примерно - потому, что каждую презентацию можно создавать по-разному; ниже приведен самый простой способ).
- В области задач, которая расположена в правой части окна (см. рисунок 17.1), щелкнуть кнопкой мыши на ссылке Новая презентация.
- В рабочей области с клавиатуры ввести заголовок и подзаголовок первого слайда презентации. При этом выполненные изменения автоматически отобразятся на вкладках Структура и Слайды.
- Щелкнуть правой кнопкой мыши на вкладке Структура или Слайды и в открывшемся контекстном меню выполнить команду Создать слайд. После этого в рабочей области ввести заголовок и текст слайда. При необходимости можно отформатировать текст - это делается так же, как и в других программах пакета MS Office. Все выполненные изменения автоматически отобразятся на вкладках Структура и Слайды.
- Цвет фона слайда также можно менять - для перехода в соответствующий режим предназначена команда контекстного меню Фон.
- При необходимости в слайды можно вставлять объекты: рисунки, диаграммы, надписи, звуки, файлы и т. д. Это осуществляется с помощью соответствующих команд меню Вставка.
- Внизу рабочей области в специально предназначенное поле можно вводить комментарий к каждому слайду презентации. По умолчанию в данном поле отображается значение Заметки к слайду (см. рисунок 17.1).
- Созданную презентацию можно просмотреть, выполнив команду главного меню Показ слайдов → Начать показ либо нажав клавишу F5. Для выхода из режима просмотра нужно нажать клавишу Esc.
Готовую презентацию необходимо сохранить в отдельном файле (презентации Microsoft PowerPoint сохраняются в файлах с расширением PPT). Для этого следует выполнить команду главного меню Файл → Сохранить (эта команда вызывается также нажатием комбинации клавиш Ctrl+S) и в открывшемся окне указать путь для сохранения и имя файла презентации.
Создание презентации на основе шаблона
В программе Microsoft PowerPoint реализованы широкие возможности для создания презентаций вручную, однако бывает целесообразно воспользоваться шаблонами. Это относится и к презентациям бизнес-планов.
В общем случае шаблон - это система настроек, используемых для создания презентации. В настоящее время в Интернете можно найти множество шаблонов; в программе Microsoft PowerPoint изначально заложены некоторые из них, например шаблон Бизнес-план, на основании которого вы и создадите презентацию.
Выполнив команду главного меню Файл → Создать, щелкните кнопкой мыши на ссылке Общие шаблоны. На экране отобразится окно, показанное на рисунке 17.2.
Рисунок 17.2 - Перечень шаблонов
В данном окне нужно открыть вкладку Презентации - именно здесь представлен перечень стандартных шаблонов, предназначенных для создания деловых презентаций. Первым в списке следует шаблон Бизнес-план. Выделите его щелчком кнопки мыши (при этом в поле Просмотр в правой части окна, отобразится первый слайд шаблона) и нажмите кнопку ОК. Результат выполненных действий показан на рисунке 17.3.
Область задач автоматически свернулась (напомним, что можно включить ее отображение с помощью команды главного меню Вид → Область задач), а на вкладке Структура представлена структура шаблона. Если открыть вкладку Слайды, то на ней можно увидеть перечень имеющихся в шаблоне слайдов.
Вам не нужно подбирать цветовое оформление слайдов, форматировать текст и т. п. - все это уже реализовано в шаблоне. При необходимости можно внести в оформление каждого слайда любые изменения.
Рисунок 17.3 - Выбор шаблона для создания презентации
Первый слайд открыт, вам осталось отредактировать его текст. Вместо слова Предприятие введите название предприятия, от имени которого оформляется презентация, а после слова Бизнес-план - полное название проекта. Результат выполненных действий показан на рисунке 17.4.
Обратите внимание: после ввода в слайд текста были автоматически выполнены соответствующие изменения в левой части окна на вкладке Структура (они отразились также на вкладке Слайды).
Создадим второй слайд презентации. Назовем его Сущность проекта и представим в нем следующую информацию:
- инициатор проекта: компания ООО «Торговый мир», на рынке присутствует с 2000 года;
- проект: реконструкция и перепланировка имеющихся помещений по адресу: г. Москва, ул. Тверская, 25 с целью открытия супермаркета «Меркурий», отвечающего высоким стандартам обслуживания покупателей.
Рисунок 17.4 - Первый слайд презентации
Готовый слайд представлен на рисунке 17.5.
Приступим к созданию третьего слайда, на котором будет представлена информации о конкурентных преимуществах проекта. Для этого на вкладке Структура или Слайды щелкните кнопкой мыши на соответствующей позиции, после чего введите текст слайда. В данном случае третий слайд будет содержать, предположим, следующий текст (заголовок слайда - Конкурентные преимущества):
- торговый центр будет расположен в густонаселенном районе;
- предприятия розничной торговли в непосредственной близости отсутствуют;
- свободных помещений или земель, пригодных для создания в ближайшее время аналогичных объектов, в данном районе нет;
- проведенные исследования показали, что средний пешеходный поток на близлежащих улицах составляет 3200 чел./сутки, интенсивность движения автомобилей - 7 тыс. авт./сутки;
Рисунок 17.5 - Второй слайд презентации
- широкий ассортимент товаров - от 7 до 10 тыс. наименований в обычных магазинах средний показатель - от 500 до 1 тыс. наименований);
- собственная служба доставки (доставка товаров на дом инвалидам, пенсионерам, и т. п.);
- возможность расчета пластиковыми картами. Третий слайд презентации показан на рисунке 17.6.
Обратите внимание - на данном рисунке в левой части окна открыта вкладка Слайды, где выделен текущий слайд.
Далее необходимо представить потенциальному инвестору (деловому партнеру) информацию, сколько денег требуется для реализации проекта. Четвертый слайд будет называться Финансовые вложения в проект (в долларах США), и в нем будет представлена следующая информация:
- финансирование организационных мероприятий - 20 тыс.;
финансирование проектных работ, капитальных вложений - 250 тыс.;
- закупка товаров - 100 тыс.;
- прочий оборотный капитал - 15 тыс.;
- итого финансовых вложений - 385 тыс.
Рисунок 17.6 - Третий слайд презентации
В результате четвертый слайд будет выглядеть как на рисунке 17.7.
На следующем этапе презентации приведем информацию о структуре предполагаемых доходов от реализации проекта (в процентном и суммовом выражении). Слайд будет называться Структура предполагаемых доходов за месяц (долл. США) и содержать следующую информацию:
- выручка от реализации товаров - 500 тыс. (91,8%);
- доходы от сдачи помещений в аренду - 30 тыс. (5,5%);
- доходы от рекламы (фасад, стены, торговый зал, автостоянка) - 10 тыс. (1,8%);
- прочие доходы (в том числе внереализационные) - 5 тыс. (0,9%);
Рисунок 4.7 - Четвертый слайд презентации
- маржинальный доход - 40 тыс.
На рисунке 17.8 изображен пятый слайд презентации.
Далее в презентации речь пойдет о финансировании проекта и параметрах его окупаемости. Подобная информация будет представлена на слайде Финансирование и параметры окупаемости проекта:
- всего потребность в финансировании - $385 тыс.;
- собственные средства предприятия - $85 тыс.;
- привлеченные средства - $300 тыс.;
- планируется привлекать заемные средства в виде пяти траншей по $60 тыс. ежемесячно в течение пяти месяцев;
- обеспечение заемных средств - право собственности на здание супермаркета, на имеющееся оборудование, а также товарные запасы;
Рисунок 17.8 - Пятый слайд презентации
- окупаемостью проекта считается получение первой прибыли после возврата кредитных средств;
- полный срок окупаемости - три года с момента получения первого транша.
Готовый слайд показан на рисунке 17.9.
На заключительном этапе презентации будет рассказано, в каком состоянии находится проект в настоящее время, то есть степень его текущей готовности. Слайд будет называться Степень текущей готовности проекта и содержать следующую информацию:
- помещение магазина находится в собственности ООО «Торговый мир»;
- получены все необходимые лицензии: на розничную торговлю, на право розничной торговли спиртными напитками, табачными изделиями и др.;
Рисунок 17.9 - Шестой слайд презентации
- отсутствуют разрешения санстанции и органа пожарной охраны – ввиду неготовности торгового зала (требуется реконструкция и ремонт);
- выполнен дизайн-проект торгового зала, определены подрядные организации и поставщики торгового оборудования;
- складские помещения полностью оборудованы и готовы к эксплуатации, включая холодильное оборудование.
В конечном итоге слайд будет выглядеть, как на рисунке 17.10.
В шаблоне остались неиспользованные слайды - их можно удалить. Для этого на любой из вкладок Структура либо Слайды щелкните на слайде правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выполните команду Удалить слайд. Будьте внимательны, чтобы случайно не удалить нужные слайды, поскольку программа не выдает дополнительный запрос на подтверждение операции удаления.
Рисунок 17.10 - Седьмой, заключительный слайд презентации
Работа над презентацией еще не закончена: большое значение имеет ее оформление. Далее рассказывается о том, как можно изменять оформление презентации средствами программы Microsoft PowerPoint.
Как сделать презентацию эргономичной
В программе Microsoft PowerPoint реализованы широкие функциональные возможности для эргономичного оформления презентаций. В частности, с помощью команд контекстного меню, вызываемого нажатием правой кнопки мыши в рабочей области, можно перейти в режим настройки параметров шрифта, изменения цвета фона и т. д.
Например, в настройках параметров шрифта можно выбрать тип шрифта, его размер, начертание и т. д. В режиме выбора цвета фона можно изменять фон слайдов как путем выбора из стандартного набора цветов, так применением нестандартного цвета. Однако в большинстве случаев целесообразнее оформлять презентацию не вручную, а автоматически.
В частности, в программе Microsoft PowerPoint имеется несколько шаблонов оформления презентаций Обратите внимание: в данном случае речь идет не о шаблонах создания презентаций (см. рисунок 17.2), а о шаблонах их оформления. Шаблоны оформления можно применять к созданным ранее презентациям, причем как к презентации в целом, так и к отдельным слайдам. Правда, в большинстве случаев для презентации рекомендуется использовать один вариант оформления; особенно это относится к деловым презентациям.
Несколько шаблонов оформления презентаций изначально заложено в программе Microsoft PowerPoint. В большом количестве они представлены в Интернете.
Вернемся к презентации, которую вы создали в предыдущем разделе, и применим к ней какой-нибудь шаблон оформления. Для этого нужно открыть презентацию и щелкнуть правой кнопкой мыши в рабочей области. Щелкать можно в любом месте слайда, кроме текста, иначе контекстное меню не будет содержать необходимые нам команды. В открывшемся контекстном меню выполните команду Оформление слайда - в правой части окна откроется область, содержимое которой представлено на рисунке 17.11.
Как видно на рисунке, в верхней части находятся три ссылки: Шаблоны оформления, Цветовые схемы и Эффекты анимации. С их помощью можно перейти к разным настройкам оформления презентации.
Для применения к презентации шаблона оформления нужно щелкнуть на ссылке Шаблоны оформления. Область задач примет вид, изображенный выше(см. рисунок 17.11) (в таком виде она открывается по умолчанию). Под заголовком Применить шаблон оформления представлен перечень имеющихся в программе шаблонов; для выбора подходящего достаточно щелкнуть на нем кнопкой мыши. Вы можете просмотреть, как будут выглядеть слайды при применении каждого шаблона (для этого просто поочередно щелкайте на всех шаблонах), после чего остановиться на подходящем.
При наведении указателя мыши на значок любого шаблона вдоль правой границы этого значка появляется кнопка с маленьким черным треугольником. При нажатии этой кнопки открывается меню, содержащее перечисленные ниже команды.
- Применить ко всем слайдам - при выполнении данной команды шаблон будет применен ко всем слайдам презентации. При выборе шаблона этот режим используется по умолчанию.
- Применить к выделенным слайдам в данном случае шаблон будет применен либо к текущему слайду, либо к нескольким предварительно выделенным слайдам. Для выделения нескольких слайдов откройте в левой части окна вкладку Слайды и щелкайте на выделяемых слайдах, удерживая нажатой клавишу Ctrl.
Рисунок 17.11 - Область с шаблонами оформления
- Показать крупные эскизы - с помощью данной команды можно включить режим, при котором значки шаблонов оформления будут представлены в виде крупных эскизов.
- Под списком имеющихся шаблонов расположена ссылка Обзор (см. рисунок 17.11). Она используется для применения к презентации шаблона, не входящего в стандартный набор шаблонов оформления. При щелчке на этой ссылке кнопкой мыши открывается окно Применить шаблон оформления, в котором указывается путь к файлу шаблона.
- Выберем для презентации (для всех слайдов) шаблон оформления Течение, имеющийся в стандартном списке шаблонов.
Название каждого шаблона отображается в виде всплывающей подсказки при подведении к нему указателя мыши.
В результате презентация примет вид, изображенный на рисунке 17.12 (представлен первый слайд презентации).
Рисунок 17.12 - Применение шаблона оформления
С помощью ссылки Цветовые схемы (см. рисунок 17.11) можно перейти в режим выбора цветовой схемы оформления презентации. Она выбирается по таким же правилам, как и шаблон оформления. При смене цветовой схемы изменяется только цветовое оформление презентации, используемый в шаблоне оформления рисунок остается прежним.
Изменяя оформление презентации, не забывайте сохранять выполненные изменения с помощью команды главного меню Файл → Сохранить (данная команда выполняется также нажатием комбинации клавиш Ctrl+S) либо соответствующей кнопки панели инструментов.
В данном примере оставим цветовую схему, используемую в шаблоне Течение, без изменений.
Для повышения эргономичности презентации в программе Microsoft PowerPoint реализована возможность применения анимационных эффектов. Чтобы перейти в режим их настройки, щелкните кнопкой мыши на ссылке Эффекты анимации в верхней части области задач - она примет вид, показанный на рисунке 17.13.
Рисунок 17.13 - Настройка эффектов анимации
Для выбора подходящего эффекта достаточно щелкнуть на нем кнопкой мыши. Если внизу рабочей области установлен флажок Автопросмотр, то выбранный эффект сразу же будет продемонстрирован на текущем слайде. Для применения эффекта анимации ко всем слайдам презентации нужно нажать кнопку Применить ко всем слайдам.
Примените ко всем слайдам презентации анимационный эффект Изысканный.
Далее следует определить порядок смены слайдов, то есть через какой интервал времени слайды будут меняться и как будет оформлен этот процесс.
В контекстном меню рабочей области нужно выполнить команду Смена слайдов. В результате область задач, расположенная в правой части интерфейса, примет вид, как на рисунке 17.14.
Рисунок 17.14 - Настройка смены слайдов
Для презентации выполните следующие настройки:
- из списка Применить к выделенным слайдам курсором выберите эффект Симметричная круговая (этот эффект будет сопровождать процесс смены слайдов);
- из раскрывающегося списка Скорость выберите значение Медленно;
- установите флажок автоматически после и в расположенном ниже поле введите значение00:20.
- После выполнения указанных настроек нажмите кнопку Применить ко всем слайдам - в результате настройки будут применены ко всем слайдам презентации - и сохраните изменения (Файл → Сохранить). В результате смена слайдов презентации будет происходить автоматически через каждые 20 секунд; при необходимости этот процесс можно ускорить нажатием клавиши «стрелка вниз». Содержимое слайдов будет появляться на экране постепенно (чем меньше текста содержит слайд, тем медленнее будут появляться его абзацы); этот процесс также можно ускорить с помощью клавиши «стрелка вниз».
Контрольные вопросы и задания:
1.Какие есть психологические аспекты восприятия бизнес-плана?
2.Что представляет собой презентация бизнес-плана?
3.Какой самый популярная программа для создания презентаций?
4.Какие действия необходимо выполнить для создания презентации?
5.Как сделать презентацию эргономичнее?