Впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность
Всероссийская олимпиада школьников 2015/16 уч.г. Школьный этап
Обществознание, 11 класс, задания
Время выполнения 90 мин. Максимальное количество баллов 100
Разработчики: Гуртовая Наталья Ивановна, учитель МБОУ лицея № 1, Гумерова Елена Валерьевна, учитель МБОУ СОШИ № 1 им. В.П. Синякова
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Внесите в таблицу свои ответы.
1.1. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
1.2. В случае, когда Президент РФ не может выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель правительства.
1.3. Онтология является философской дисциплиной, изучающей общество.
1.4. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.
1.5. Субкультура – автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление её носителей.
1.6. В соответствии с законом адвокатская деятельность является предпринимательской.
1.7. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
1.8. Согласно закону стоимости величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.
1.9. Наличие фрикционной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.
1.10. Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.
За каждый правильный ответ – 2 балл. Всего – 20 баллов.
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 1.10 |
В логике все понятия по объёму и содержанию делятся на несколько видов. По объёму они бывают единичными – в объём понятия входит только один объект, например первый Президент России; общими – в объём понятия входит много объектов, например президент; и нулевыми (пустыми) – в объём понятия не входит ни один объект, например марсианский житель. Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объёму, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы.
1) марксист; 2) республика Ватикан; 3) автор «Капитала»; 4) первобытное право; 5) мусульманин; 6) страна;
7) экономический рост в период рецессии; 8) социализация моего первого ребёнка;
9) действующая Конституция РФ.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего –9 баллов.
Единичные | Общие | Нулевые |
Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации. (максимально 18 баллов)
3.1 Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летного С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь? Укажите все нарушения (8 баллов).
3.2 Депутатская фракция Государственной думы представила законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали лишать российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Для решения вопроса документ был направлен на юридическую экспертизу.Каково должно быть заключение экспертов с позиции международного и внутреннего законодательства? Объясните (6 балла). Почему? (4 балла). Всего – 10 баллов.
4. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.
За правильно определенный термин 2 балл, за правильное значение до 4 баллов. Максимум за задание 24 баллов.
Перевод латинского и греческого термина | Общественные явления | Термины и их значения |
«Ничто» | Мировоззрение | |
«Кошелек» | Экономическая инфраструктура | |
«Невменяемый» | Убеждения | |
«Порча» | Власть |
Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.
С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:
А.познавательная деятельность; Б. практическая деятельность; В. ценностно-ориентировочная деятельность;
Г. социально-преобразовательная деятельность; Д. духовная деятельность; Е. материально-производственная; Ж. прогностическая деятельность; З. деятельность.
Всего 10 баллов за правильно составленную схему в целом. Другие варианты не оцениваются.
Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть налоговой политики и основные виды налогов. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами налогов.
Выполните это самостоятельно. Для этого:
Подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов налогов
впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.
1. Налоги берутся с каждого гражданина и каждой действующей в стране фирмы. 2. Самый распространенный вид – подоходный налог с граждан. 3. Также налоги берутся с тех, кто совершает определенного рода действия, например обмен валюты. 4. Фирмы платят налог на прибыль. 5. Закон может освобождать от налога некоторую часть доходов фирмы, которая идет на расширение производства или, например, на благотворительные цели. 6. Акцизы обычно вводятся на товары, потребление которых устойчиво и легко контролируется. Это могут быть предметы роскоши или те товары, потребление которых не считается полезным. Например, спиртные напитки или табачные изделия. 7. Также налоги могут существовать при продаже любого товара. Например, налог с продаж, составляет определенный процент от цены товара. 8. Во многих странах существует налог на наследство, который может быть достаточно высоким.