Развитие малого бизнеса в Российской Федерации
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования.
К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Также малые предприятия являются самым угнетаемым элементом в российской бизнессистеме, тогда как в цивилизованном мире малые предприятия – основа экономики. В России малые предприятия составляют 12%, а в развитых странах этот показатель больше 50%. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
В 90 – е годы стабильно росла доля малого предприятия в общем объеме ВВП. Это весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 01.01.1996 г в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек, а с учетом вторичной занятости – 13,8 млн.человек.
1992 год – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них. Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза.
В то же время в 1992 году в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли малого предпринимательства в сфере материального производства.
Феноменальный рост числа малых предприятий в 1992 году имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.
Падение потребительского спроса торговое малое предпринимательство активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов быстро превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля очень быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми точками стали вырастать элитные торговые центры, владельцы которых нередко начинали с «челночной» деятельности.
Рывок малого предпринимательства в сторону торговли и посреднической деятельности стал закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. Налоговая политика Правительства РФ была направлена на изъятие 70-90% доходов малых предприятий. При этом правительство не надеялось на то, что кто-нибудь будет платить налоги в полной мере, подталкивая тем самым предпринимателей к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.
В экономике России получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия становились первой жертвой поглощений. Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых точек возникли хорошо оформленные торговые павильоны принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными фирмами, поэтому вынуждены были прекратить свою деятельность.
На кардинальное замедление роста числа малых предприятий в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие малые предприятия в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою деятельность просто ликвидировались. Фактор перерегистрации и ликвидации неработающих предприятий проявил себя в полной мере в 1995 году в связи с введением в практику хозяйственной деятельности нового Гражданского кодекса. В соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имеющие формы товариществ (а это очень распространенная форма малых предприятий), должны переоформить свои учредительные документы, приняв другие, предусмотренные Гражданским кодексом хозяйственные формы.
Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства.
Для закрепления и развития позитивных тенденций роста малого предпринимательства требуется активизация государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирование его инвестиционной деятельности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности малого предпринимательства в интересах развития всех сфер российской экономики.